Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Цели: провести анализ рассказов детей о встречах с музыкой во время летних каникул; повторить правила вокализирования, «му­зыкальной разминки», певческой посадки, взятия дыхания и звукоизвлечения, обозначения средств музыкальной выразительности, термин «концерт», приемы вокально-хоровой работы и требования к пению (координация по руке учителя, певческая позиция); рабо­тать над выстраиванием унисона; разучить новую песню.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правилам ги­гиены голоса при возрастных изменениях голосового аппарата; повторят основные правила певческой посадки, взятия дыхания и звукоизвлечения; сопоставят признаки народной и авторской музыки; разучат новые упражнения и начало песни.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание 3-го Концерта для фортепиано с оркестром СВ. Рахманинова, выходят из него после урока под собственное исполнение «Песни о России» композитора В. Локтева.

Оформление доски: портреты композиторов М.И. Глин­ки, П.И. Чайковского, В.-А. Моцарта, Э. Грига, Л. Бетховена, СВ. Рахманинова; схема с изображением музыкальных инстру­ментов симфонического оркестра; репродукции картин с разными пейзажами, например «Девятый вал» И.К. Айвазовского, «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкина, «Золотая осень» И.И. Левитана.

Ход урока

I. Беседа о летних встречах с музыкой

— Ребята, сегодня вы вновь приходите в кабинет для занятий музыкой. Сядьте удобно, приготовьтесь работать. Вспомните и назовите виды работ, которыми вы занимаетесь на уро­ках музыки. (Примерный ответ. Поем песни, разучиваем их слова и мелодию, слушаем музыку, запоминаем новые музыкальные слова, знакомимся с героями опер и балетов, поем гаммы и упражнения на отработку дикции, разучива­ем упражнения для развития дыхания и т. д.)

В этом году вы пополните ваш багаж знаний о музыкальном искусстве. Но сначала вспомните главные музыкальные понятия.

— Какой вид искусства называют музыкой? (Музыка — искус­ство музыкальных звуков.)

Какие звуки называют музыкальными? (Те звуки, высоту кото­рых можно записать нотами на нотном стане, которые можно спеть голосом или сыграть на музыкальных инструментах.)

Какие еще существуют звуки, кроме музыкальных? (Нему­зыкальные.)

Приведите примеры немузыкальных звуков. (Ответы детей.)

— Можно ли немузыкальные звуки записать нотами или спеть? (Нельзя.)

Какие инструменты издают немузыкальные звуки? (Ба­рабан, трещотки, кастаньеты, погремушки, колокольчик, треугольник.)

— Как принято называть оркестр, который состоит из таких инструментов? (Шумовой.)

Музыка — великое искусство, без которого невозможно пред­ставить себе жизнь. В предыдущих классах вы знакомились с му­зыкальными произведениями, которые могут сопровождать че­ловека в течение целого дня.

— Вспомните музыкальные произведения, которые расска­зывают о событиях дня человека. («Зимнее утро» П.И. Чай­ковского, «Песенка о зарядке» М. Старокадомского, марш из оперы «Мойдодыр», попевка «Собирайся на обед» и др.)

Музыка звучит круглые сутки с экранов телевизоров, поч­ти во всех телепередачах, без нее не обходится почти ни один фильм или театральный спектакль. Если наша страна отмечает торжественное событие или государственный праздник, то звучит радостная и приподнятая, праздничная музыка. Она украшает нее события школьной жизни, торжественные линейки. Музыка обладает необычной силой: она влияет на настроение человека, делая радостное событие еще более радостным, а во время грусти придает нам силы. Она проникает в самую человеческую душу.

А еще музыка может рассказать о событиях и о людях, которые жили давным-давно, в давние времена. Например, когда вы слу­шаете героическую музыку — хор «Славься!» из оперы М.И. Глин­ки «Иван Сусанин» или хор «Вставайте, люди русские!» из канта­ты С.С. Прокофьева «Александр Невский», вы не только узнаете о подвигах русского народа, но и восхищаетесь героями нашей страны. Перед нами словно раскрываются картины исторического прошлого нашей Родины.

Музыка может по-новому представить стихи поэтов, когда для поэтических строчек композиторы создают вокальные мотивы и стихи становятся романсами и песнями. Тогда поэзия А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова и других поэтов предстает перед нами более трогательной и волнующей.

II. Работа в тетрадях - сообщение темы урока

— Подпишите обложку тетради: тетрадь по музыке ученика (или ученицы) 4 класса «(буквенное обозначение класса)», далее ваши фамилия и имя в родительном падеже. (Школьники подписывают тетради.)

— Какие записи вы делали в тетрадях в предыдущие годы? (Записывали названия музыкальных произведений, имена их авторов, новые термины музыкального искусства, отвечали на вопросы педагога.)

В этом году характер записей останется прежним, только от­носиться они будут к новым музыкальным сочинениям. Сначала запишите тему сегодняшнего занятия: «Инструментальная мело­дия и вокальная мелодия». (Школьники записывают тему урока.)

— Что такое мелодия? (Главное средство музыкальной вырази­тельности.)

Мелодии бывают простыми и сложными. Вспомните напе­вы знакомых песен и приведите примеры простых мелодий, можете их даже пропеть, а весь класс за вами их повторит.

Но вы уже знакомы и с другой музыкой, той, в которой встре­чаются мелодии другого типа — инструментальные, написанные специально для оркестров.

— Приведите примеры таких мелодий — сложных, а я попы­таюсь их показать на инструменте.

Какие еще средства музыкальной выразительности вы знаете? (Ритм, темп, тембр, регистр, штрихи)

Какая музыка называется вокальной? (Та, точена для исполнения голосом.)

Какая музыка называется инструментальной? (Та, которая предназначена для исполнения на музыкальных инструментах).

Как называется главная мелодия, главная тема произведения? (Лейтмотив.)

III. Актуализация знаний

1. Правила охраны голоса

Вы стали учениками 4 класса, подросли, стали сильнее! Развилась ваша мускулатура, а это значит, что окрепли и голосовые связки, дыхательный аппарат. Вы обратили внимание на то, что ваши голоса стали громче? Но в вашем возрасте ни в коем случае нельзя очень громко говорить, а тем более кричать или визжать вы можете сорвать ваши еще неокрепшие голосовые связки, и вместо нормального голоса придется разговаривать с хрипотой или сипением.

Конечно, на уроках музыки по-прежнему придется немало петь - и упражнений, и песен. Но все упражнения и песни подбираются педагогами в зависимости от вашего физического развития. Вспомните: ведь в 1 и 2 классах вы исполняли песни более простые, их мелодия строилась всего на 4-5 звукам. Пелись такие произведения в среднем регистре, чтобы не напрягать сильно голосовые связки. Потом пришла пора песен более сложных, их мелодия расширилась, она стала строиться не только в среднем регистре, но и в высоком, и в низком. В мелодиях более слож­ных песен появлялись большие скачки, трудные места в них вам даже приходилось разучивать отдельно. Композиторы, которые создают детские песни, знают особенности растущего организма и учитывают их при сочинении мелодий.

В настоящее время по телевидению показывают много кон­курсов юных певцов. Дети в возрасте 7—10 лет поют песни в ми­крофон, при этом двигаются, бегают по сцене. А взрослые все это видят и оценивают - кто, по их мнению, поет лучше. На такое детское пение бывает страшно смотреть, а тем более слушать его, по нескольким причинам.

Как правило, на подобных конкурсах поют песни, не пред­назначенные для детского голоса. Есть такое понятие в музыке — диапазон. С этим словом вы встречались на уроках. Оно обозна­чает расстояние от самого верхнего звука, который встречается в песне, до самого нижнего.

В простых песнях для детей диапазон не очень большой — до 7—8 звуков. Дети, которые принимают участие в эстрадных конкурсах, нередко поют песни, предназначенные для взрос­лых певцов. В таких песнях диапазон, как правило, огромный — до 15—16 звуков, полторы октавы, а то и более. Поэтому при исполнении самых сложных мест — на высоких нотах — юным певцам приходится не петь, а почти кричать, давиться звуком. Такое чудовищное отношение к собственному голосу не может пройти даром, и голосовые связки быстро выходят из строя.

Кроме того, во время пения дети выполняют резкие движе­ния - например, бегают по сцене с одного ее края на другой, что­бы их было всем хорошо видно. От таких движений им приходится усиленно дышать, просто захлебываться воздухом. И это также может привести к срыву голосовых связок, их воспалению.

Поэтому, если вы захотите принять участие в каком-то пе­сенном конкурсе, то сначала посоветуйтесь со мной и покажите песню, которую вы хотите исполнить, а я скажу, подойдет ли вы­бранная песня для вашего голоса.

А пока давайте запишем в тетрадях правила охраны ваших голосовых связок.

— Каким еще словом можно назвать охрану голосовых связок? (Гигиена.)

(Школьники записывают: «Гигиена голосовых связок». Пе­дагог диктует текст или показывает плакат.)

Основные правила охраны голоса

1. Нельзя говорить громко и кричать, особенно зимой на улице.

2. Петь надо легким звуком, без напряжения.

3. При пении следует активно брать дыхание и тщательно про­говаривать слова.

2. Повторение правил певческой позиции

— С чего должны начинаться пение, вокальная работа? (С пев­ческой позиции.)

Правильная певческая установка готовит вас к серьезной, активной работе голосом. Вспомните правила певческой установки. Как должны располагаться голова, подбородок? Какой должна быть ваша осанка?

Положение головы и корпуса должно быть выпрямленным, но ненапряженным, естественным. Плечи слегка опущены, а подбородок приподнят. Такая позиция помогает правильному взятию дыхания. При пении ноги должны быть немного вытянуты вперед и стоять всей ступней на полу, руки опущены на коле­ни или лежат на столах, а во время пения стоя — опущены вдоль туловища. На правильную певческую позицию следует обращать внимание постоянно, так как от нее зависит успех музыкаль­ной работы. Певческая установка организует процесс дыхания, а значит, и весь процесс пения. Ведь дыханию во время пения принадлежит важная роль, старые учителя пения говорили так: «Искусство пения — это искусство вдоха и выдоха». И это вер­но, потому что появление певческого звука зависит от того, как набранный вами воздух сомкнет голосовые связки. Вот почему пихание перед пением надо брать активно, чтобы его хватило на всю музыкальную фразу.

Потренируйтесь в правильном взятии дыхания по взмаху моей руки.

IV. Музыкальная разминка

- Для чего нужна музыкальная разминка? (Чтобы разогреть горло, подготовить его к работе над более сложными произ­ведениями.)

- Сейчас вы повторите необходимые певческие умения. По­слушайте мелодию знакомой вам песни.

Примите правильную певческую позицию. Теперь возьмите дыхание и спойте 1-ю фразу песни от разных звуков. Петь надо легко, хорошо открывая рот, правильно формируя губами гласные туки.

V. Метроритмические движения

В предыдущие годы вы разучивали ритмическое упражнение, которое называется «Считалочка». Я напомню вам это упражне­ние, сначала послушайте и повторите его текст.

(Педагог напоминает текст «Считалочки».)

Раз-два — острова.

Три-четыре — мы приплыли.

Пять-шесть — сходим здесь.

Семь-восемь — сколько сосен!

Девять-десять — мы в пути.

Досчитал до десяти!

Попробуйте вместе со мной исполнить нужные движения. Пока сделайте это сидя.

Сначала вспомним движения для самой последней строч­ки — «досчитал до десяти». Помните, слова здесь мы произ­носим по слогам и на каждый слог выполняем определенное движение.

Движения надо выполнить в ритме этих слогов, начиная с пра­вой руки. (Учитель показывает движения, которые школьники синхронно повторяют в медленном темпе.)

«До-» — правую ладонь положить на голову;

«-счи-» — левую ладонь положить под подбородок;

«-тал» — правую ладонь приложить к правой щеке;

«до» — левую ладонь приложить соответственно к левой щеке;

«де-» — правую руку вытянуть вперед;

«-ся-» — левую руку вытянуть вперед;

«-ти» — сделать хлопок ладонями рук, вытянутых вперед.

(Движения финала можно повторить 2-3 раза - по рядам и индивидуально отдельными учениками.)

Теперь попробуем вспомнить движения всей «Считалочки». Сделаем это неторопливо, чтобы не было ошибок.

(Произнося текст, педагог выполняет движения, школьники их повторяют и запоминают.)

Раз-два - острова. (Два хлопка в ладоши, полукруг одной pукой в сторону, затем другой: «рисуем острова».)

Три-четыре — мы приплыли. (Два хлопка в ладоши, затем волнообразные. движения руками вперед от себя: «плывем»,

Пять-шесть — сходим здесь. (Два хлопка, затем два движения ладонями вниз, будто хлопаем по мячу.)

Семь-восемь — сколько сосен! (Два хлопка, затем правая рука поднимается вверх, после нее левая.)

Девять-десять — мы в пути. (Два хлопка, пальцами рук выполняются «шаги»

До-счи-тал до де-ся-ти! (Ранее выученные движения финала.)

Вы вспомнили и правильно научились выполни нашу «Считалочку». Я прошу вас подняться со своих мест и сделать это упражнение стоя.

VI. Повторение изученного

1. Музыка — искусство муз

Слово «музыка» пришло к нам из Древней Греции. Словом «муза» греки называли богинь — покровительниц разных видов искусств, например танца, истории, музыки серьёзной и вокальной, даже шахмат. Поэтому в переводе слово «музыка» означает «искусство муз», и в Древней Греции к музыке относились с уважением. Она сопровождала разные события —домашние праздники, городские торжества, государственные церемонии. В те времена не существовало богатого разнообразия инструментов, поскольку многие из них, например распространенные сегодня пианино или гитара, не были даже изобретены. Н основном в оркестрах музыканты играли на струнньо инструментах - лире, арфе, лютне, дудочке, свирели конечно, звучали и ударные - барабаны.

— Прочитайте на плакате: какие группы инструментов есть в составе симфонического оркестра. (Ответы детей.)

— Какие инструменты входят в эти группы? (Ответы детей.)

2. Мелодия — главное средство музыкальной выразительности

Вы уже вспомнили много произведений с разными мелодия­ми — простыми и сложными. Теперь попробуйте отгадать, каким произведениям принадлежат эти главные темы — лейтмотивы.

Вот, оказывается, как много разных музыкальных произве­дений вы уже слушали и пели и как много имен великих компо­зиторов знаете!

— Посмотрите еще раз на портреты великих композиторов, вспомните их фамилии и принадлежащие им музыкальные сочинения. (Школьники называют имена композиторов и их произве­дения.)

— По какому признаку мы в первую очередь узнаем знакомую музыку? (По ее мелодии.)

VII. Знакомство с новым материалом

I. Слушание музыки

Послушайте новый лейтмотив.

Расскажите о характере этого лейтмотива.

— Попробуйте спеть этот лейтмотив на слог «та». (Школьники разучивают и поют тему концерта.)

— Теперь послушайте в записи начало 3-го Концерта для фор­тепиано с оркестром СВ. Рахманинова. Когда вы услышите знакомую вам мелодию, можете смело подпевать. (Слушание фонозаписи с пением лейтмотива.)

— Кто первым исполнил главную тему произведения — пиа­нист или оркестр? (Пианист.)

Верно, сначала следует небольшое вступление, потом лейт­мотив звучит в исполнении рояля. А оркестр исполняет лейтмо­тив только после того, как вы услышите его на рояле. Мелодия повторяется оркестром и вместе с солистом, иногда она немного видоизменяется, но все равно ее можно узнать.

Вы убедились в том, что лейтмотив концерта похож на народ­ный песенный напев, но эта мелодия авторская. Когда самому композитору сказали о сходстве и поинтересовались, не заим­ствована ли его тема из народной песни, то он ответил следующее: «Просто так "написалось"! Я хотел "спеть" на фортепиано, как ее поют певцы, и найти подходящее, вернее, не заглушающее это "пение" сопровождение. Вот и все!»

— Посмотрите на нотную запись лейтмотива 3-го Концерта Рахманинова. (Показ нотной записи лейтмотива.)

— Расскажите, глядя на эту запись, какая мелодия была со­здана для этого произведения композитором — плавная или скачкообразная? (Плавная, без скачков, с тесным расположе­нием звуков.)

Какая картина может возникнуть в воображении, когда слу­шаешь этот концерт? Можно ли при звуках этого концерта представить картину природы? (Ответы детей.)

— Выберите из репродукций на доске ту, что созвучна музыке Рахманинова.

(Дети выбирают картину с осенним пейзажем.)      

— В чем выбранная вами картина имеет сходство с музыкой 3-го Концерта Рахманинова? (Ответы детей.)

У человека, который любит свою Родину, картины родной природы вызывают восхищение.

Россия... Родина моя, Россия...

Я с каждым днем люблю тебя сильней.

Любая неказистая осина,

Звенящая среди болотных пней

Ветла какая-нибудь у дороги

Да и сама дорога впереди

Мне так близки, что только сердце

И разольется нежностью в груди.

Имеет ли это стихотворение сходство с музыкой Рахманинова?

- По каким признакам вы это определите?

- На ваш взгляд, главная тема 3-го Концерта написана в мажоре или в миноре? {В миноре.

В ней есть особые мягкость, грусть, задушевность русским народным песням.

- 3-й Концерт Рахманинова - музыка вокальная ментальная? {Инструментальная.)

- Весь ли 3-й Концерт можно спеть голосом?

не более 3—4 октав, а на клавиатуре пианино умещаются 8 октав, не каждый звук инструмента можно спеть голосом. Кроме того, голосом можно исполнить только одну вокальную линию, а ин­струментальная музыка чаще всего многоголосная, состоит из со­четания и одновременного звучания нескольких голосов — аккор­дов, подголосков. Инструментальную музыку в симфонических концертах исполняют сразу около 100 музыкантов — у каждого инструмента свой голос и свой тембр.

2. Информация о композиторе

Сергей Рахманинов был одновременно блистательным и ком­позитором, и дирижером, и пианистом.

(Педагог демонстрирует портрет композитора.)

Рахманинов окончил консерваторию сразу по двум специаль­ностям - как пианист и как композитор, а на выпускном экзамене получил пять с плюсом. Учителем Рахманинова в консерватории был великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. (Педагог демонстрирует портрет композитора.)

Опера Рахманинова «Алеко», которую он сочинил как выпуск­ное задание, была сразу же поставлена в Большом театре.

Произведения, написанные им для фортепиано, — концер­ты, прелюдии, пьесы - лучше самого Рахманинова не исполнял никто. Недаром он признан лучшим пианистом-виртуозом XX в. У Рахманинова были совершенно уникальные руки - с большой и сильной ладонью, с длинными пальцами. Его руки включены в мировую Книгу рекордов, а когда во время выступления в Аме­рике Рахманинова так атаковали журналисты, что он закрыл свое лицо руками, на следующий день все газеты вышли с этой фотографией, под которой была подпись: «Руки, которые стоят миллион долларов».

Судьба композитора сложилась трудно, он был выну­жден уехать из России в Америку и жил там до самой смерти. Но о своей родине он не забывал никогда. Даже в годы Вели­кой Отечественной войны там, в Америке, он давал концерты в помощь советской армии. Композитор скончался в 1943 г., но он успел узнать о разгроме фашистских полчищ под Ста­линградом.

Вы знакомы с замечательной пьесой С. Рахманинова «Италь­янская полька». (Педагог исполняет начало пьесы.)

Эту музыку вы слушали, под ее звуки выполняли игровые дви­жения. А сегодня вы узнали новое сочинение этого композитора -3-й Концерт для фортепиано с оркестром.

VIII «Песня о России»

I   Знакомство с новой песней

— Кто исполнял «Песню о России»? (Детский хор и фортепиано.)

— В чем разница между 3-м Концертом Рахманинова и «Пес­ней о России»? (В исполнителях: концерт исполняли солист-пианист и оркестр, «Песню о России» — детский хор и рояль; концерт написан в миноре, «Песня о России» — в мажоре.)

— К какой музыке — вокальной или инструментальной - от­носится «Песня о России»?

— Почему это произведение вокальное? (В мелодии песни всего полторы октавы, она сочинена специально для детского голо­са, чтобы ее можно было спеть.)

2. Разучивание новой песни

— Послушайте и запомните слова 1-го куплета «Песни о Рос­сии».

(Разучивание текста 1-го куплета «Песни о России» и его ме­лодии, после чего класс исполняет 1-й куплет.)

— Мелодия этой песни отличается повторами одного и того же звука.

(Педагог демонстрирует отрывки мелодии, где содержатся повторы одного звука.)

Почти все начало поется на одном звуке: «Посмотри, как все красиво, посмотри, простор какой». Чтобы повторение одного звука не было скучным, надо такие фразы начинать негромко, но при исполнении делать некоторое усиление звучности. (Педагог вокально демонстрирует правильное исполнение: каждое место с повторами исполняется в динамике «крещендо», школьники повторяют нужную манеру пения.)

— Какой дирижерский жест нужен для этой песни? (Жест песенный плавная вертикаль.)

— В каком характере надо петь эту песню? (Плавно, растяну­то, неторопливо.)

Призовите на помощь свое воображение и представьте себе картину природы, которая рисуется текстом и музыкой, - скло­нившуюся над уснувшей рекой иву, ветерок, который прорвался сквозь кольцо облаков, любимую всеми ромашку, которая тянется к солнышку.

IX. Вокальная импровизация

- Сегодня вы вспомните разные характеры народных песен. Какие вы знаете жанры русских народных (Плясовая, хороводная, лирическая, трудовая колыбельная.)

- Самый древний жанр русской народной песни новообрядовый. Повторите это словосочетание

- В какое время года и при каких событиях их исполняли? (Осенью, при уборке урожая.)

Инструменты симфонического оркестра: повторение

Какие музыкальные инструменты чаще всего используют­ся при исполнении государственного гимна страны, чтобы придать музыке торжественность? Какие музыкальные жанры называют крупной) формой? Почему оперу, балет и симфонию называют жанрами круп­ной формы?

Какие вы знаете духовые инструменты симфонического оркестра? Покажите их на таблице и назовите. Какие вы знаете струнные инструменты симфонического оркестра? Покажите их на таблице и назовите,

XI. Блицопрос

(Школьники в тетрадях письменно дают ответы т вопросы.) Какое музыкальное произведение тебе сегодня запомнилось больше остальных?

- Почему оно тебе так запомнилось?

XII. Рефлексия

- Почему в вашем возрасте надо беречь голосовые связки?

- Как надо беречь голосовые связки?

- Почему дети, поющие недетский репертуар, могут потерять голоса?

- Какие знакомые музыкальные произведения вы повторяли в начале урока?

- Какое новое произведение вы слушали?

- Что вы узнали о композиторе Сергее Рахманинове?

- Какой великий русский композитор был учителем Рахма­нинова?

- Какое произведение Сергея Рахманинова вам было знакомо?

- Кто исполнял 3-й Концерт С. Рахманинова?

- Каким был характер главной мелодии 3-го Концерта?

- Что означает музыкальный жанр под названием «концерт»?

- Какой концерт для фортепиано с оркестром является самым знаменитым?

- Как переводится с французского слово «рояль»?

— Почему рояль называют королем всех музыкальных инстру­ментов?

— Какую песню вы начали разучивать?

— О чем в ней поется?

— Какая она по характеру?

— Как надо петь места, в которых повторяется одна и та же нота?

— Назовите жанры народных песен.

— Для каких исполнителей создается инструментальная ме­лодия? (Для музыкальных инструментов.)

Для каких исполнителей создается вокальная мелодия? (Для певцов.)

— Всегда ли инструментальная мелодия может быть спета го­лосом?

— В чем разница между исполнением музыки одним певцом и симфоническим оркестром?

Сегодня вы вновь встретились с музыкальным искусством, причем с произведениями, которые называют классическими, т. е. теми, которые уже несколько столетий радуют человечество. Древнегреческий философ Аристотель говорил о том, что «гим­настика выпрямляет тело, а музыка выпрямляет душу». Класси­ческие произведения не зря причисляют к шедеврам, способным «выпрямлять» душу человека. Именно такие произведения вы будете слушать и исполнять на уроках музыки.

XIII. Контрольный момент: «Угадай-ка»

— Послушайте начальные фразы трех музыкальных произве­дений, которые звучали на сегодняшнем уроке, и запишите в тетрадях их названия и фамилии сочинивших их компо­зиторов.

(Запись в тетрадь:

•   «Лунная соната» Л. Бетховена;

•   «Марш Черномора» М.И. Глинки;

•   3-й Концерт для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова.)

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет