Главное меню
- Главная страница
- Профессиональная ориентация. Психологическое консультирование
- Интересные факты про школу и школьников
- Ребусы для занятий по нравственно – патриотическому воспитанию
- Классный уголок
- Стихи про школу
- Летние забавы для школьников
- Стихи-характеристики учеников к выпускному вечеру
- Грамоты для школьников
- Плакаты к Дню Знаний
- Рифмованные строчки к урокам
Конспекты уроков
Начальная школа
- Учителю начальных классов
- Русский язык
- Развивающие задания на тему "Словарные слова"
- Все виды разбора на уроках русского языка
- Тренажер по русскому языку. 2 класс
- Занимательный материал по русскому языку. 2-3 классы
- Предупреждение дисграфии
- Закрепляем трудные темы по русскому языку
- Уровневые карточки по русскому языку для 1-4 классов
- Типовые задания Всероссийской проверочной работы по русскому языку. 2 класс
- Литературное чтение
- Математика
- Окружающий мир
- Уроки музыки в начальной школе
- Задания на формирование УУД. 2 класс
- Алфавитные физкультминутки
- Экономические сказки для младших школьников
- Итоговая аттестация по русскому языку за курс начальной школы
- Предметные олимпиады в начальных классах
Русский язык
- Анализ современного урока русского языка
- Запоминалки по русскому языку
- Задания по теме "Лексика"
- Задания по теме "Фразеология"
- Карточки по русскому языку
- Культура речи
- Русский язык в афоризмах
- Учимся и играем. 5 класс
- Занимательный русский язык. 5 класс
- Русский язык за страницами школьного учебника. 7 класс
- Тематические диктанты по русскому языку
- Диктанты по теме "Лексика и фразеология"
- Диктанты по теме "Морфемика. Орфография"
- Диктанты по теме "Имя существительное"
- Диктанты по теме "Имя числительное"
- Диктанты по теме "Имя прилагательное"
- Диктанты по теме "Глагол"
- Диктанты по теме "Причастие"
- Диктанты по теме "Деепричастие"
- Диктанты по теме "Наречие"
- Диктанты по теме "Служебные части речи"
- Диктанты повышенной трудности
- Итоговые диктанты по темам "Морфология. Орфография"
- Проблемные задания по русскому языку
- Онлайн-тест "Гласные после шипящих и Ц"
- КИМ по русскому языку
- Интересный русский язык
- Уроки развития речи
- Игры на уроках русского языка
- Зачет по русскому языку
- Итоговые задания по русскому языку в 11 классе
- Подготовка к олимпиаде по русскому языку
- ВПР по русскому языку. 5 - 9 классы
- ОГЭ по русскому языку
- ЕГЭ по русскому языку
Литература
- Планы-конспекты уроков литературы. Базовый уровень
- Методические рекомендации по преподаванию литературы в школе
- Теория литературы в таблицах и схемах
- Читательский дневник школьника в схемах и таблицах
- Литературный справочник школьника
- Мировая литература
- Примерные схемы анализа литературных произведений
- Анализ стихотворений школьной программы
- Анализ художественного произведения: стиль и внутренняя форма
- Эти цитаты должны знать все
- Игровые технологии на уроках литературы
- Кроссворды по литературе
- Материалы для подготовки к итоговому сочинению по литературе. 10-11 классы
- Проверяем учебные достижения по литературе
- Типовые тесты ОГЭ по литературе. 9 класс
- ЕГЭ по литературе. Тренажер для подготовки
Английский язык
- Поурочные разработки по английскому языку
- Преподавание английского языка в начальной школе
- Английский язык в схемах и таблицах
- Тайны английских артиклей
- Памятки "Все английские времена"
- Teacher planner
- Дидактические игры по английскому языку
- Английские стихи для учеников 5-7 классов
- Лексико-грамматические упражнения по английскому языку
- Стихи к урокам английского языка
- Самостоятельная подготовка к ЕГЭ по английскому языку
Немецкий язык
Французский язык
История
- Поурочные разработки по истории
- Методические рекомендации для учителя истории
- Игровые технологии на уроках истории как средство активизации познавательного интереса учащихся
- Приёмы по составлению вопросов учащимися
- Типология вопросов по истории, основанная на уровневой культуре понимания
- Методическое пособие к учебникам "История России. 6-9 классы"
- Методическое пособие к учебникам "Всеобщая история. 5-9 классы"
- Методическое пособие к учебникам "История России. Базовый уровень. 10-11 класс"
- Методическое пособие к учебникам "История России. Углубленный уровень. 10-11 класс"
- Технологические карты к урокам истории
- Краткая история мира
- Опорные таблицы по истории
- История России
- Важнейшие даты и события Отечественной истории (с древнейших времен до 2000 г.)
- Русь - Россия - Российская империя
- История России XVIII–XIX веков
- Отечественная война 1812-го года
- Две революции 1917 года. Февраль ↔ Октябрь
- История России до 1917 года
- Великая Отечественная война без мифов и преувеличений
- История России от Рюрика до Путина
- Как это было
- Диагностические работы по истории России
- Контрольные работы по истории России
- Олимпиады по истории
- Особенности "дорожной карты" учителя истории
- Дидактические игры на уроках истории
- Памятки на уроках истории и обществоведения
- Исторические факты в вопросах и ответах
- Тестовые задания по истории с древнейших времен до конца ХVIII века
- Интеллектуальные игры для школьников по истории
- Педагогический контроль за уроках истории
- Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по истории
Обществознание
- Методические рекомендации к учебникам обществознания 10-11 классы
- Обществознание в таблицах и схемах
- Книжные преступления и преступники
- Промежуточное тестирование по обществознанию
- Обществоведение: подготовка к централизованному тестированию
- Контрольно-тестовые работы по обществознанию
- Практикум в формате ОГЭ
- ЕГЭ по обществознанию
Биология
- Методические пособия для учителя биологии
- Биология 7 класс. Многообразие живых организмов
- Биология 7 класс. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения
- Методическое пособие к учебнику «Биология. Бактерии, грибы, растения». 5 класс
- Внедрение технологии модульного обучения в преподавание биологии
- Биология 5-11 классы. Учебная программа. Тематическое планирование
- Элективные курсы по биологии
- Начинаем изучать биологию. Иллюстрированная энциклопедия
- Биология в таблицах и схемах
- Ботаника
- Карточки-задания по биологии
- Биология в вопросах и ответах
- Зоология
- Насекомые
- Вопросы по биологии для поисковой деятельности школьников
- Анатомия
- Общая биология
- Зачетные листы по биологии
- Интересные факты к урокам биологии
- Игровые формы работы на уроках биологии
- Лабораторные и практические работы по биологии
- Познавательные задачи по зоологии позвоночных
- Проектная деятельность учеников по биологии
- Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ
- Олимпиады по биологии
- ВПР по биологии. Типовые задания. 11 класс
- ОГЭ по биологии. Типовые варианты
- ЕГЭ по биологии на отлично
География
- Методические пособия для учителя географии
- Методическое пособие для учителя "География. Начальный курс. 5-6 классы"
- География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие к учебнику
- Методическое пособие. География морей и океанов. 7 класс
- Программа внеурочной деятельности "За страницами учебника географии"
- Программа факультатива "Занимательная география"
- Географическая картина мира
- География России
- Справочник по географии
- Административно-территориальное деление регионов Российской Федерации
- Выдающиеся кругосветные путешествия
- Важнейшие моря
- Крупнейшие реки
- Крупнейшие архипелаги, острова и полуострова
- Самые высокие вулканы. Самые крупные извержения вулканов
- Пещеры
- Рекорды в мире географии
- Интересные факты о погоде и климате
- Географические рекорды планеты Земля
- За страницами учебника географии
- Рабочий материал к урокам географии
- География в вопросах школьников
- Страны и города
- Чудеса природы
- "Стихофотоквест" на местности
- Смысловое чтение с использованием учебно-познавательных текстов по географии
- География в интересных фактах
- Энциклопедия школьника "Африка"
- Учебные задачи по географии
- Проверка учебных достижений по географии
- Дидактические карточки по природоведению. 5 класс
- Проверочные работы по географии
- Занимательные и нестандартные задания на уроках географии
- Географический практикум
- Трудные задания по географии
- Кейс «Оценка энергетических ресурсов и прогнозы энергопотребления в России»
- География мира. Практические задания для 10 класса
- Муниципальный тур олимпиады по географии. 7 класс
- Большой диктант по географии России
- Ребусы по географии
- ОГЭ по географии. Типовые тестовые задания
- ЕГЭ по географии. Типовые тестовые задания
Математика
- Поурочные планы по алгебре для 11 класса
- Внеклассные мероприятия
- Проверка вычислительных навыков школьников
- Книга для чтения "Кому нужна математика?"
- Математические запоминалочки
- Введение в алгебру
- Задачи по математике
- Сборники задач по математике
- Задачи повышенной сложности "Тринадцать увлеченных чудаков"
- Математически-логические задачки
- Практические задачи по математике
- Графы и их применение при решении задач
- Текстовые задачи на нахождение НОД и НОК
- Практико-ориентированные задачи по математике
- Задачи по математике повышенной сложности
- Логические задачи для 5–6-х классов
- Незнайка в стране графов
- Математика в стихах
- Математические диктанты
- Диктанты по геометрии
- Занимательная математика
- Тесты по математике
- Геометрия
- Тесты по геометрии
- Диагностическая работа по алгебре. 10 класс. Базовый уровень
- Игровые технологии на уроках математики
- Элективные курсы по математике. 8 - 9 классы
- Олимпиады по математике
- ВПР по математике
- ОГЭ по математике. Тематический тренинг
- ЕГЭ по математике
Информатика
- Рабочая программа по информатике для 7-9 классов
- Задачи повышенной сложности по информатике
- Тематические задания для подготовки к ЕГЭ по информатике
- Кроссворды по информатике
- Зачет по информатике "Командные файлы"
- Индивидуальные задания по теме «Информация. Измерение информации. Кодирование и декодирование»
- Справочник по информатике для учеников 1-4 классов
- КИМ по информатике
- Задания для проведения конкурсов по информатике
- Вопросы для проведения "Брейн-рингов" и "Что? Где? Когда?"
- Игры на уроках информатики
Окружающий нас мир или, что будет справедливее, мир, к которому мы все принадлежим, сложен и многообразен. Сложен он и строением отдельно взятых особей (даже живые существа, называемые в биологии простейшими — сложнейшие организмы, хотя состоят только из одной клетки) и системами взаимоотношений, связывающих каждое отдельно взятое существо с множеством других существ своего и других видов.
Но мир наш имеет полное право еще на один эпитет — он един и неделим. Да, конечно, ученые оперируют понятиями царство растений, царство животных, косная природа... Но все это искусственные образования, призванные помочь человеку изучить природу. Такая классификация заставляет "резать по живому" и на каждом шагу делать оговорки, что совершается это только ради облегчения процесса познания... и что при первой же возможности необходимо уже не разлагать природу на части, а наоборот, эти части интегрировать, ибо только так можно понять истинную сущность того или иного явления. Именно таково, например, учение академика В. И. Вернадского о биогеосфере!
Книга посвящена вирусам — этим удивительным творениям природы, для которых еще не найдено точных определений.
Поразительна степень вирусного паразитизма, не сравнимая ни с чем способность вируса существовать только в другом. Ведь все, чем располагает вирус, — лишь генетический код, заключенный в структуре молекулы нуклеиновой кислоты, окруженной белковым футляром, запись идеи о создании подобных себе. Но реализовать идею вирус не в состоянии, у него нет для этого никаких собственных ресурсов и возможностей, кроме... способности заставить работать на себя клетку.
Клетка для вируса — не просто окружающая среда, необходимая для любого организма. Клетка — часть биологической организации самого вируса, поскольку он ухитряется ее полностью себе подчинить. Изучение клетки — неотъемлемая часть изучения вируса. Цитология — часть, и притом существеннейшая! — современной вирусологии.
Мы пишем книгу о вирусах. В каких же взаимоотношениях с другими элементами живой природы состоят эти странные существа, находящиеся "на грани" жизни? Честно говоря, мы не готовы дать однозначный ответ на этот вопрос. С момента открытия Д. И. Ивановским в 1892 году мира вирусов эти агенты неизменно связывали с теми или иными патологическими процессами: болезнями людей, животных, растений и даже бактерий, грибков и простейших. Есть ли у вирусов какие-то иные, кроме болезнетворных, может даже и полезные, функции? А если есть, то как получилось, что за почти 100 лет, прошедших со дня рождения вирусологии, эти их функции остались по существу нераскрытыми?
Мы попытаемся ответить на этот вопрос, хотя нам будет непросто — слишком мало сегодня известно о "неболезнетворных" функциях вирусов. Попробуем обосновать это положение, вспомнив, какие отношения существуют между различными представителями живой природы и между ними и неживой (косной) средой.
Жизнь на Земле возможна только благодаря тому, что растения способны улавливать и использовать энергию Солнца. Эта энергия позволяет осуществляться различным химическим реакциям, в итоге которых из простых веществ (косная среда) синтезируются сложные, в том числе и органические. Накопленная растениями энергия переходит затем к животным, эти растения поедающим. В обратном разложении сложных соединений животные используют как простые неорганические вещества, например соляную кислоту, так и очень сложные многокомпонентные системы, но результат всегда одинаков: косная природа получает свои элементы назад. И так бесконечно, пока светит Солнце, пока существует на Земле хотя бы одна клетка, наполненная хлорофиллом.
Вмешиваться в этот круговорот веществ и жизни в природе нужно с величайшей осторожностью. Кому из нас не доводилось слышать фразу: "бесконтрольный прием антибиотиков привел (или может привести) к нарушению кишечного пищеварения". Суть этого выражения состоит не только в том, что антибиотики сами по себе обладают каким-то токсическим свойством, а в том, что убивают постоянно живущие в кишечнике бактерии. А они "разбивают" клетчатку (и только благодаря этому она усваивается), синтезируют некоторые витамины и ферменты. Естественно, что массовая гибель таких полезных бактерий нарушает пищеварение. Иными словами, высказанное выше положение о вреде больших количеств антибиотиков можно сформулировать и так: "из-за отсутствия или недостатка кишечной палочки и других микробов наступило серьезное нарушение пищеварения"...
Но скажите, приходилось ли кому-нибудь хоть раз слышать: "из-за отсутствия вирусов гриппа состояние организма ухудшилось"?.. В чем же дело? В том, что мы мало знаем о вирусах или в том, что они занимают в природе какое-то особое место?
Итак, перед вами очередная книга о вирусах. Вообще научно-популярных книг, посвященных вирусам и вирусологии, вышло в последние годы немало. Среди них такие добротные, как "Тайна вирусов" В. В. Тхоржевского, "Беседы о вирусах" Ал. А. Смородинцева, "Третий лик" В. А. Зуева, "Тайна третьего царства" В. М. Жданова, "Укрощение строптивых" В. М. Жданова и Ф. И. Ершова, и другие.
Выше для примера мы назвали только один спорный вопрос: существуют ли "полезные" вирусы. Но подобных вопросов в вирусологии не перечесть — наука это молодая, ей всего-то 100 лет, и здесь что ни проблема, то вопрос, что ни вопрос, то, оказывается, и проблема.
Поиск
Презентации к урокам
Блок "Поделиться"
Физика
- Методические рекомендации по преподаванию физики в 8 классе
- Физика в таблицах и схемах
- Занимательная физика на пальцах
- Онлайн-энциклопедия "Занимательная наука физика"
- Великие умы в физике и математике
- Мнемонические правила по физике
- Физика. Отдельные темы рассмотрим подробно
- Индивидуальные задания по теме "Молекулярная физика"
- Интегрированные уроки физики в 7-11 классах
- Физика. Методическое сопровождение. 9 класс
- Экспериментальная физика для школьников
- Инфографика в физике
- Учебные проекты по физике
- Физика в комиксах
- Самостоятельные работы по физике
- Задачи по физике
- КИМ по физике
- Контрольные работы по физике
- Олимпиада по физике
- Типовые варианты Всероссийской проверочной работы по физике
- ОГЭ по физике. Типовые тестовые задания
- Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ по физике
ОБЖ
Химия
- Новые подходы в преподавании химии в школе
- Поурочные планы по химии. 9 класс
- Происхождение химических названий
- Наглядный справочник школьника по химии
- Мнемонические правила по химии
- Онлайн-энциклопедия "Занимательная наука химия"
- Рассказы о металлах
- Неорганическая химия
- Химическая почемучка
- Задачи по химии
- Кейс-метод при обучении химии
- КИМ по химии
- Оценка качества знаний по химии
- Диагностические тесты по химии
- Проверяем знания учеников по химии
- Игровые технологии в обучении химии
- Олимпиада по химии
- Подготовка к ОГЭ по химии
Астрономия
Естествознание
Экономика
- Учителю экономики
- Экономика в таблицах и схемах
- Опорные схемы по экономике
- Веселый банкомат. Азы экономики для младших школьников
- Денежные единицы стран мира
- Интересные факты о валютах
- Путеводитель по стране Экономика. 5-8 классы
- Ребусы по экономике
- Комиксы "Экономика от Смита до Фукуямы"
- Сказка про экономике "Как зародилась торговля"
- Модули по финансовой грамотности для школьников
- Игра по экономике "Назови валюту"
Музыка
МХК
- Мир: культура и повседневность в вопросах школьников
- Проектная деятельность по МХК. "Древние цивилизации"
- МХК в таблицах и схемах
- Большая викторина "Традиции разных стран и народов"
- Всероссийская олимпиада школьников по МХК. 11 класс. Школьный этап
- Проблемные задания по теме «Культура Серебряного века»
- Кейс-технология (case-study) на уроках искусства
Технология
ИЗО
Физкультура
- Методическое пособие к учебникам "Физическая культура" 5-9 классы
- Программа "Корригирующая гимнастика для учащихся 1-4 классов"
- Лучшие упражнения для развития уверенности в себе
- Демонстрационные карточки по теме "Гимнастика"
- Хореография в спорте
- Вопросы по основам теоретических знаний. 9-11 классы
- Онлайн-тесты по физкультуре
- Девизы и речевки
- Спортивные эмблемы
Москвоведение
Петербурговедение
Растем патриотами
Портфолио
Методсовет
- Портрет российского учителя
- Образовательная коммуникация: традиции и инновации
- Инструктивно-методические материалы в помощь учителю
- Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
- Типы урока
- Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования
- Работа с электронной формой учебника
- Алгоритм подготовки, проведения и анализа открытых уроков в современной школе
- Структурный анализ урока
- Педагогические приемы
- Педагогические технологии
- Системный анализ урока
- Схема аспектного анализа современного урока
- Самоанализ урока - средство совершенствования учителя
- Самоанализ деятельности учителя за год
- Классное руководство
- Дневник классного руководителя
- Заповеди классного руководителя
- Советы классному руководителю по основным направлениям его деятельности
- Воспитательная деятельность классного руководителя
- Планирование воспитательной работы классным руководителем
- Советы молодому классному руководителю
- Советы классного руководителя школьникам
- Анкеты для классного руководителя
- Советы педагогу по адаптации нового ученика в классном коллективе
- Актуальные проблемы педагогического общения
- Классный час
- Программа внеурочной деятельности
- Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения элективного курса
- Педсовет в школе
- Профориентационные игры, викторины, конкурсы
- Кейс-технологии при проведении педсовета
- Как научить ребенка пересказывать
- Семья и школа
- Правовое воспитание школьников
Школьный психолог
- Психолого-педагогическая характеристика учащихся класса
- Изучение психологического климата в классе
- Коррекция психической сферы школьника в ходе учебно-воспитательного процесса
- Плохая успеваемость школьников
- Советы по исправлению проблемного поведения детей
- Школьная тревожность: причины и профилактика
- Психолого-терапевтические сказки для школьников
- Дети и деньги