Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

gggЭкономические функции государства. Роль государства в экономической жизни является предметом острой дискуссии в экономической науке. Вместе с тем во всех странах обеспечивается взаимодействие рыночного механизма с государственным регулированием.

Государственное вмешательство в экономику необходимо для:

• создания правовой базы функционирования экономики;

• организации денежного обращения;

• производства товаров, имеющих большие внешние эффекты, а также общественных благ (образование, содержание органов суда и прокуратуры, обеспечение национальной безопасности и т. д.);

• перераспределения доходов с тем, чтобы уменьшить неравенство в доходах и поддержать лиц, не способных в силу объективных причин принять участие в общественном производстве (инвалиды, пожилые люди);

• решения региональных и экологических проблем;

• ограничения монополизма и поддержания конкурентной среды в экономике;

• осуществления инвестиционных проектов с большими сроками реализации и высоким риском (финансирование фундаментальных исследований, программ космических исследований и т. д.);

• борьбы с социально-экономической нестабильностью (экономические кризисы, безработица, инфляция).

Возможность государственного вмешательства обусловлена: наличием государственной собственности; перераспределением части национального дохода через государственный бюджет; наличием правовой базы и правовой системы страны; развитием экономической теории и опыта принятия решений в сложных социально-экономических условиях.

Правительство выступает в качестве самостоятельного субъекта на рынках товаров и факторов производства. На рынке факторов оно нанимает работников на предприятия с государственной формой собственности и выплачивает им зарплату. На рынке товаров – закупает товары для обеспечения деятельности государственных учреждений и предприятий. Взаимодействие государства с домохозяйствами осуществляется через предоставление услуг и благ бесплатно или по льготным ценам (образование, здравоохранение и т. д.), выплату пособий, пенсий и взимание налогов с домохозяйств (подоходный налог и др.). Взаимоотношения с фирмами государство осуществляет через предоставление дотаций и субсидий и взимание налогов, а также через отношения купли-продажи товаров и услуг.

Государство не только непосредственно участвует в рыночных сделках, но и определяет условия функционирования системы, используя определенные методы регулирования экономики. Объектом государственного регулирования может быть национальная экономика в целом, отдельная отрасль экономики, регион, конкретная экономическая проблема, ситуация, явление, фирма. Государство осуществляет регулирование экономики прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами.

Прямые (административные) методы непосредственно ограничивают, запрещают или разрешают субъектам определенные действия. Правительство непосредственно (прямо) вмешивается в рыночный механизм путем принятия законов и других нормативных актов, регламентирующих деятельность хозяйствующих субъектов; платежей населению, с помощью которых перераспределяются доходы определенных слоев общества (пенсий, пособий, стипендий и др.); государственных закупок товаров и услуг.

Административные меры оказываются действенными в решении таких вопросов, как: противодействие монополиям через антимонопольное законодательство; обеспечение социальных стандартов (гарантия минимальной зарплаты, максимальная продолжительность рабочего дня, минимальная продолжительность отпуска и др.); обеспечение качества товаров через систему обязательной стандартизации и сертификации продукции; производство общественных благ (национальная оборона, содержание суда, органов прокуратуры и др.); защита национальных интересов в мировом хозяйстве (лицензирование внешнеэкономической деятельности, квотирование и др.).

Косвенные (экономические) методы изменяют среду, условия, в которых находятся субъекты, и за счет этого побуждают их изменить поведение, цели своей деятельности. Воздействие на поведение хозяйствующих субъектов осуществляется с помощью кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, валютной политики государства. Считается, что косвенные методы лучше вписываются в рыночный механизм, так как они не ограничивают, а расширяют свободу выбора субъекта.

Основными целями государственного регулирования экономики являются:

1) устойчивое развитие национального производства;

2) высокий уровень занятости населения (обобщающим показателем занятости выступает уровень безработицы);

3) стабильный уровень цен (показателем ценовой стабильности является индекс потребительских цен, который в свою очередь служит базой для измерения инфляционных процессов в экономике);

4) справедливое распределение доходов;

5) сбалансированность внешнеэкономической деятельности.

Развитие национальной экономики оценивают с помощью таких показателей, как валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП).

Валовой внутренний продукт (ВВП) – это стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны. Конечными считаются те товары и услуги, которые приобретаются в течение года и не используются в целях промежуточного потребления, т. е. в производстве других товаров и услуг. ВВП измеряется в текущих ценах или в ценах базового периода. ВВП, измеренный в текущих ценах, называется номинальным ВВП, а измеренный в ценах базового периода – реальным ВВП. Реальный ВВП позволяет устранить влияние роста цен при оценке величины произведенной в стране продукции. Сопоставление номинального и реального ВВП называется дефлятором ВВП. Дефлятор ВВП применяется в качестве показателя, характеризующего изменение уровня цен в экономике (инфляции) за рассматриваемый период.

Валовой национальный продукт (ВНП) – это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных за год не только внутри страны, но и за ее пределами. В настоящее время ВНП в международной статистике обозначается как валовой национальный доход (ВНД) и отражает доходы, которые получают резиденты (домохозяйства и фирмы) данной страны независимо от экономической территории.

Налоговая система. Существование государства и его активное участие в экономике предполагает наличие необходимых средств для осуществления деятельности. Важнейшим каналом поступлений финансовых ресурсов являются налоги. Под налогом понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня государственной власти установленной суммы денежных средств. Этот взнос осуществляется налогоплательщиком в порядке и на условиях, определенных законом. В любой стране создается налоговая система – совокупность налогов, принципов их установления, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства.

Объектами налогообложения выступают доходы, стоимость товаров, отдельные виды деятельности, пользование природными ресурсами, передача имущества, операции с ценными бумагами и другие объекты, установленные законом.

Налогообложение в любой стране должно строиться на основе таких принципов, как: учет возможностей налогоплательщика; обязательность; простота и удобство расчетов; однократность налогообложения; гибкость налоговой системы; эффективность с точки зрения перераспределения средств.

Налоги выполняют следующие функции:

• фискальную – за счет налогов обеспечивается финансирование государственного бюджета;

• социальную – заключается в поддержании социальной стабильности в обществе, не допуская больших различий в доходах;

• регулирующую – государство с помощью налогов воздействует на состояние экономики;

• распределительную – с помощью налогов можно перемещать финансовые ресурсы между отраслями, регионами, социальными группами, организационными структурами;

• стимулирующую – через налоговые льготы и дифференциацию ставок налогов государство может поощрять развитие определенных отраслей, производств, видов продукции, регионов страны;

• контрольную – налоги позволяют контролировать деятельность фирм, распределение и использование финансовых и других ресурсов.

Различают две группы налогов: прямые и косвенные. Прямые – это налоги на доходы и факторы производства, косвенные – налоги на товары и услуги.

К прямым налогам относят налоги на прибыль, зарплату, дивиденды. Эти налоги выполняют функцию стабилизаторов конъюнктуры, так как в период кризиса поступления от них автоматически снижаются, а в условиях подъема – растут. Прямые налоги вносят и выплачивают непосредственно налогоплательщики.

Косвенными налогами являются таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акциз (лат. accidere– обрезать) на товары массового потребления и т. д. Они выплачиваются при реализации товаров покупателями, так как представляют собой надбавку к цене, а вносятся в бюджет продавцами или производителями товаров. Косвенные налоги выполняют прежде всего фискальную функцию. Они позволяют расширить базу налогообложения, так как их бремя переносится на конечных потребителей.

Республиканские налоги устанавливает высший законодательный орган страны. Местные налоги устанавливают местные органы власти в пределах своей компетенции. Часть республиканских налогов поступает в местный бюджет для решения местных задач.

Государственный бюджет. Полученные государством средства реализуются через государственный бюджет, под которым понимают ежегодный план доходов и расходов государства. Кроме государственного бюджета существуют бюджеты местных органов власти и внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды образуются путем сбора средств с помощью неналоговых платежей в специальные фонды для решения определенных задач. Консолидированный бюджет – это совокупность государственного и местных бюджетов.

Государственный бюджет призван отразить доходы и расходы правительства страны. Функции госбюджета:

• аккумуляция финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями и регионами, социальными группами населения;

• обеспечение содержания государства с его учреждениями, предназначенными реализовывать функции государственной власти;

• стимулирование экономического роста;

• социальная защита беднейших слоев населения страны.

Основным источником формирования доходов бюджета являются налоги. Кроме того, государственный бюджет формируется за счет доходов от продажи государственной собственности, государственных запасов и нематериальных активов, от внешнеэкономической деятельности, штрафных санкций.

По общественному назначению расходы государства делятся на:

• экономические – используются с целью государственного регулирования экономики и направляются в сферу материального производства;

• социальные – обеспечивают финансирование непроизводственной сферы (образования, здравоохранения, культуры и искусства);

• управление – содержание органов государственного и муниципального управления, правопорядка, судебной власти;

• военные – расходы на национальную оборону.

Государственным бюджетом предусмотрены также расходы на внешнеэкономическую деятельность (финансирование программ по межгосударственному сотрудничеству, таких как содержание дипломатических представительств и консульств, участие в международных общественных организациях, выставках, культурных и научных связях) и создание государственных запасов и резервов (предусматриваются на случай непредвиденных обстоятельств, стихийных бедствий).

Каждый из этих видов расходов присутствует в бюджете любого государства, а по выделяемым объемам финансирования можно говорить о приоритетах социально-экономического развития государства.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Капитальные расходы связаны с расширенным воспроизводством; при их осуществлении увеличивается имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Текущие расходы обеспечивают финансирование деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий.

Характерной чертой госбюджета практически во всех странах является его несбалансированность, т. е. наличие дефицита, когда расходы превышают доходы. Существование дефицита связано с ростом роли государства в экономике, увеличением расходов на социальные цели и содержание административного аппарата, циклическим развитием экономики.

Существуют следующие способы покрытия дефицита госбюджета: кредитно-денежная эмиссия; продажа государственных ценных бумаг или кредиты у внебюджетных фондов и международных финансовых организаций; увеличение налоговых поступлений, доходов от приватизации.

Эмиссия денег для финансирования дефицита приводит к росту инфляции в стране. Заимствуя денежные средства у юридических и физических лиц (в том числе иностранных) для покрытия дефицита бюджета, государство формирует государственный долг. Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.

Кредитно-финансовая система. Учреждения, создающие, аккумулирующие и предоставляющие денежные средства, образуют кредитно-финансовую систему государства.

Кредитно-финансовая система состоит из центрального банка и коммерческих банков, а также различных кредитно-финансовых учреждений небанковского типа: страховых, финансовых, инвестиционных, лизинговых компаний, пенсионных фондов и др.

В нашей стране центральным банком является Национальный банк Республики Беларусь, основными целями деятельности которого являются защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь. Нацбанк не имеет права предоставлять коммерческие кредиты.

Коммерческие банки – это специализированные финансовые учреждения, которые накапливают временно свободные денежные средства и предоставляют их во временное пользование в форме кредитов. Банки являются многопрофильными организациями и выполняют также и другие финансовые функции, в частности:

• играют ключевую роль в коммерческом обороте товаров и услуг, так как предоставляют участникам хозяйственной деятельности возможность осуществлять расчеты по заключенным контрактам и договорам, используя инфраструктуру банковской системы и платежные инструменты;

• выступают финансовыми посредниками, т. е., с одной стороны, они являются местом, где хранится основная масса временно свободных средств предприятий и населения, а с другой – служат источником средств для удовлетворения инвестиционных потребностей субъектов хозяйствования и граждан;

• являются главным источником ликвидности экономики (легкости продажи материальных ценностей), позволяя покупателям и продавцам товаров и услуг осуществлять свою деятельность на постоянной, непрерывной основе.

Коммерческие банки создают кредитные орудия обращения (банкноты, векселя, чеки и т. д.), которые облегчают оборот и удешевляют издержки обращения.

Кредит – это совокупность экономических отношений, которые возникают между кредитором и заемщиком при передаче ссудного капитала на принципах платности, возвратности, срочности, обеспеченности, целевого характера и дифференцированного подхода.

В современной экономике существуют различные формы кредита:

• банковский кредит предоставляется кредитно-финансовыми учреждениями любым субъектам хозяйствования (частным предпринимателям, предприятиям, организациям и т. п.) в виде денежных ссуд;

• коммерческий кредит предоставляется в товарной форме, прежде всего путем отсрочки платежа; он оформляется в большинстве случаев векселем;

• потребительский кредит частным лицам при покупке потребительских товаров длительного пользования. Он реализуется или в форме продажи товаров с отсрочкой платежа через розничные магазины, или в форме предоставления банковской ссуды на потребительские нужды;

• ипотечный кредит предоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли, зданий). Инструментом представления этих ссуд служат ипотечные облигации, выпускаемые банками и предприятиями. Ипотечный кредит используют для строительства жилья, обновления основных фондов в сельском хозяйстве;

• государственный кредит – это система отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес – кредиторами денежных средств;

• международный кредит – это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Предоставляется в товарной или денежной (валютной) форме. Кредиторами и заемщиками являются банки, частные фирмы, государства, международные и региональные организации.

Кредитование осуществляется при условии, что возврат средств гарантирован, т. е. кредит выдается под залог имущества, ценных бумаг и др. Суть залога в том, что заемщик передает кредитору право на использование своих ценностей в счет долга, если кредит не будет своевременно возвращен.

Нарушение сбалансированности кредитно-финансовой системы приводит к массовому обесцениванию и изъятию вкладов предприятий и населения, что может вызвать банкротство коммерческих банков и как следствие – финансово-кредитный кризис. Обеспечение стабильности в кредитно-финансовой сфере – одна из основных задач государства.

Современный мир вступил в фазу глобализации, которая усилила взаимозависимость национальных экономик на мировом уровне. Образовался мировой валютно-финансовый рынок. Компьютеризация системы электронных счетов позволяет практически мгновенно производить сложнейшие финансовые операции независимо от расстояния и государственных границ. Широко распространяются валютно-финансовые спекуляции, т. е. операции, направленные на получение прибыли путем купли-продажи ценных бумаг, валюты. Эти спекуляции могут вызвать валютно-финансовый кризис как в отдельной стране, так и в мировой экономике.

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет