Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

gggРелигия как форма мировоззрения. Религия (лат. religio – святость, набожность, «благочестивое почитание богов») – это особое мировоззрение, или такое явление социальной и духовной жизни, которое основано на вере в существование сверхъестественных сил и существ (богов, духов), выступающих объектами поклонения. Главным признаком религии является вера в реальность сверхъестественного как нематериальной и внеприродной сущности, которая создала Вселенную, определила ход земной истории и влияет на жизнь человека.

Специфика религиозного мировоззрения основывается на противопоставлении земного (посюстороннего) и сверхъестественного (потустороннего). Главным способом усвоения этого мировоззрения выступает религиозная вера, воспринимаемая от предшествующих поколений и опирающаяся на личный опыт человека. Религиозная вера подразумевает особое эмоциональное отношение к сакральному (священному) миру, возможность общения с ним посредством обрядовых действий. С миром сакрального верующие связывают свои представления об истинном смысле жизни, идеалах и нормах поведения, цели человеческого существования.

Другой важной формой духовной культуры, альтернативной религиозному мировоззрению, выступает свободомыслие. Свободомыслие – направление общественной мысли, которое основывается на признании права разума на свободное, без религиозного догматизма, исследование окружающего мира. Оно неразрывно связано с развитием науки и просвещения; в истории культуры оно проявлялось в формах богоборчества, скептицизма, рационализма, антиклерикализма, гуманизма и др. Высшим выражением свободомыслия является атеизм – отрицание объективного существования сверхъестественных сил и существ. Свободомыслие находит выражение в секуляризации – процессе расширения сферы светской культуры, освобождения социальных институтов от религиозного контроля в мирских делах.

Для современного общества характерно сосуществование различных мировоззренческих ориентаций, что подразумевает уважительное отношение к праву других людей на свободный выбор собственного отношения к религии.

Структура и функции религии. Основными компонентами религии являются религиозное сознание, религиозный культ и религиозная организация. Религиозное сознание – совокупность представлений, чувств, настроений, традиций, идей, основанных на вере в сверхъестественное. Чувственное восприятие сакрального в виде чаяний, надежд, эмоциональных состояний и обыденных представлений рядовых верующих образует религиозную психологию. Целостная система религиозных взглядов на мир находит выражение в религиозной идеологии. Ее важнейший элемент – оформленное в виде догматов вероучение. Основы вероучений религий мира базируются на священных текстах. По убеждению верующих, они или переданы людям сверхъестественными существами, или созданы избранными людьми в состоянии религиозных переживаний.

Религиозный культ – обрядовая сторона религии. Она образована строго регламентированными символическими действиями (богослужения, молитвы, паломничества, ритуалы, посты, праздники и др.), связанными с верой в особую двустороннюю связь между человеком и божеством. Для обслуживания культа на стадии классового общества выделяется особая жреческая каста, превратившаяся в большинстве религий в сословие священнослужителей. Религиозной организацией называют объединение последователей того или иного вероучения, во главе которого стоят священнослужители, со сложившейся системой подчинения. Ее важнейшее назначение – удовлетворение религиозных потребностей верующих, ведение культовой и внекультовой (хозяйственной, просветительской и др.) деятельности. Религиозные объединения называют также конфессиями (лат. confessio – вероисповедание).

Религия играет определенную роль в обществе, выполняя ряд социальных функций. Компенсационная функция проявляется в том, что вера в сверхъестественное восполняет социальную зависимость и слабость людей, перенося воздаяние за горести, несчастья, болезни, страх перед уходом из земной жизни в потусторонний мир. Религия формирует у человека чувство защищенности богом, компенсирует неустроенность личной жизни, дает надежду на бессмертие, на лишенную страданий райскую жизнь.

Мировоззренческая функция состоит в способности религии вырабатывать специфические ответы на вопросы о происхождении мира и человека, об общественном устройстве, о тайне рождения и смерти, о смысле и цели жизни. В учениях многих религий имеется ряд общих идей: творение мира богом, предопределение богом происходящих в мире событий и целесообразность устроенного им мирового порядка, бессмертие души, связь человека и бога, посмертное существование и др.

Религия осуществляет также коммуникативную функцию – обеспечивает общение людей как в религиозной, так и в нерелигиозной деятельности. Это общение включает два аспекта: верующих друг с другом и верующих с мыслимыми ими богами, ангелами, душами умерших, святыми.

Регулятивная функция заключается в том, что с помощью религиозных идей, ценностей, установок, традиций и обычаев осуществляется управление сознанием и поведением индивидов, межличностными отношениями, деятельностью социальных групп.

Интеграционная функция основывается на способности религии оказывать консолидирующее воздействие на социальную жизнь. Интеграционные возможности проявляются в объединении индивидов по вероисповедному признаку, что делает их единомышленниками как в религиозных вопросах, так и в вопросах общественного характера. Вместе с тем религия содержит и потенциал дезинтеграции. История человечества знает многочисленные примеры межрелигиозной розни, неприязни и ненависти. Известны феномены религиозного фанатизма и религиозных войн, которые велись под предлогом распространения «истинной веры».

Являясь одной из форм культуры, религия выполняет культуротворческую функцию. Она формирует вероисповедные ценности, участвует в культурных связях поколений. С религией связаны определенные жанры литературы (агиографии, каноны и др.) и искусства (иконопись, культовая скульптура и архитектура, церковное песнопение и др.). Религиозная культура взаимодействует с культурой светской. В истории разных стран и народов на определенных этапах их развития с религиозными институтами было связано развитие письменности, образования. Важно учитывать и противоречивый характер взаимодействия культуры и религии. Конфликт религии и науки обусловил многовековую историю преследования инакомыслящих, запрещения и уничтожения неугодных церкви книг и т. п.

Взаимосвязь религии и нравственности. Важное место в религиозном сознании занимают вопросы морали. В религиях вырабатываются определенные нормы и образцы нравственного поведения. Религиозные учения содержат размышления над вечными этическими проблемами. В священных текстах формулируются выработанные поколениями людей нравственные ценности и принципы социального общежития: «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не прелюбодействуй». В Библии нашло отражение и «золотое правило нравственности»: «и так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Принцип ненасилия провозглашен в индуизме, идея противостояния добра и зла – в зороастризме, отказ от убийства любого живого существа – в буддизме. Долгое время человечество преимущественно в религиозных формах накапливало и развивало понятия о милосердии, сострадании, долге. Они имеют в религии специфическую интерпретацию, приобретают значение священных, отличаются внешней простотой. Особенно значима для верующих ответственность за совершенные деяния перед «всевидящим» богом и страх загробного наказания.

Главная особенность религиозной морали – «удвоение» нравственности, ориентация верующего как на земные, человеческие, так и на небесные, сверхчеловеческие ценности. Нравственные обязанности людей друг перед другом и обществом подчинены задачам служения «Создателю». Поклонение сверхъестественному занимает главное место в системе религиозных предписаний, рассматривается как высшая добродетель. Классический пример такой иерархии представляют «Десять заповедей» – этический кодекс иудаизма и христианства.

Как правило, религии не допускают существования нравственности вне религии, отождествляют религиозность и «совестливость», рассматривают бога главным средством воспитания добра, морального стремления человека. При этом религиозная мораль может порой допускать фанатизм и нетерпимость к инаковерующим и инакомыслящим. Священные тексты, особенно древнего происхождения, не всегда ограничиваются идеями и образами гуманистического содержания («не убивай», но можно убивать ради веры и т. п.).

Религия способна оказывать существенное влияние на нравственное поведение верующих. Но важно иметь в виду и то обстоятельство, что мораль сама по себе не нуждается в религиозной санкции, и полноценной нравственной жизнью могут жить как верующие, так и не верующие в бога.

Виды религий. Существуют различные подходы к классификации религий. Различают религии натуралистические (с сакрализацией природных объектов) и теистические, предполагающие веру в бога (богов). В свою очередь, теистические религии делят на политеистические и монотеистические. Политеистическим (от греч. poly – много и theos – бог) свойственно многобожие (национальные религии, буддизм). Монотеистические (от греч. monos – единственный и theos – бог) признают одного всемогущего бога (иудаизм, христианство, ислам и др.).

В современной науке наиболее широко распространена историческая классификация религий на родоплеменные, национально-государственные и мировые.

Родоплеменные религии возникают в эпоху первобытнообщинного строя. Экстремальные условия жизни, непосредственная зависимость людей от неподвластного им мира природы порождали стремление к одушевлению окружающей действительности. Фантастическое отражение природной реальности и социальных связей первобытных людей нашло выражение в таких верованиях, как фетишизм, магия, анимизм, тотемизм, культ природы (солнца, земли, воды), предков, вождей и др. В дальнейшем они были заимствованы вероучениями национально-государственных и мировых религий, продолжили существование в форме различных суеверий, а также сохранились у некоторых этносов даже в наши дни.

Национально-государственные (национальные) религии зарождаются с возникновением классовых обществ и государств. Сфера их распространения ограничивалась территорией проживания соответствующих народов. Национальные религии подразделяются на ранние (зороастризм, брахманизм, культы древних египтян, вавилонян, греков, римлян, славян и др.) и поздние, или современные (иудаизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, индуизм), которых придерживаются преимущественно лица определенной национальности (иудаизма – евреи, синтоизма – японцы, индуизма – индийцы, даосизма и конфуцианства – китайцы); в своем историческом развитии они слились с культурными особенностями соответствующих этносов и воспринимаются как часть национальной традиции.

Следует различать национально-государственные и государственные религии. Государственные религии – это вероисповедания, имеющие в той или иной стране официальный статус, закрепленный в законодательстве. Ныне государственный статус имеют: англиканство – в Англии, католицизм – на Мальте, в Колумбии и др., лютеранство – в Дании, Норвегии, православие – в Греции, ислам – в Иране, Малайзии, Египте, Ливии и др., буддизм – в Таиланде, Камбодже и др.

Мировые религии – буддизм, христианство и ислам – носят наднациональный характер. Их отличительная особенность – космополитизм, признание равенства верующих перед богом независимо от их этнической принадлежности. Различаются основания космополитизма: в буддизме это равенство в страдании, в христианстве – в грехе, в исламе – в покорности. В мировых религиях отказались от специфической узконациональной обрядности, что обеспечило расположенность к ним большей части верующих современного мира.

Буддизм (санскр. буддха – просветленный) – древнейшая мировая религия, возникшая на рубеже VI–V вв. до н. э. в Индостане на основе брахманизма. Создание этой религии предание связывает с Буддой Сиддхартхой Гаутамой Шакьямуни. По буддийским представлениям Будда не является творцом мира, он лишь открывает верующим путь истинного познания, способствуя их «просветлению». Священное Писание буддизма – Типитака. Буддисты верят в закон воздаяния (карма), цепь перерождений человека в земной жизни («колесо жизни», сансара). Ведение праведной жизни, следование «четырем благородным истинам» позволят пройти «благородный восьмеричный путь спасения», выйти из круговорота страданий земного бытия и достичь нирваны – состояния вечного блаженства и абсолютного покоя. В современном мире насчитывается около 700 млн буддистов. Распространена эта религия главным образом в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке.

Христианство – вторая по времени появления мировая религия, возникшая в I в. н. э. в восточной части Римской империи на основе ряда религий Средиземноморья и философских учений античности. Христиане верят в то, что Иисус Христос – Бог Сын – сверхъестественным образом явился в земной мир в образе совершенного человека, чтобы принять страдания и смерть в искупление людей от первородного греха и спасти их для вечной жизни.

Христианское вероучение основывается на Священном Писании (Библия – Ветхий и Новый Завет) и Священном Предании (сочинения наиболее авторитетных богословов – «отцов церкви», решения церковных соборов и др.). Закрепленное в Никео-Царьградском символе веры, Священное Предание включает в себя в качестве важнейших догматы единобожия, творения Богом мира из ничего, Святой Троицы, непорочного зачатия Иисуса Христа, искупления, воскресения и вознесения Христа на небо, его грядущего Второго Пришествия, воскресения мертвых и вечной жизни. С этими положениями связана вера в существование ангелов и демонов, в бессмертие души и смертность тела человека, Страшный Суд, на котором Бог наградит праведников вечным блаженством в раю, а грешников осудит на вечные мучения в аду, и др. Многообразен христианский культ, включающий таинства и другие обряды, посты и праздники, имеющие особенности в различных направлениях этой религии.

Основными конфессиями христианства являются православие, католицизм и протестантизм, в котором выделяют ранние (лютеранство, кальвинизм, англиканство) и поздние (пятидесятничество, баптизм, адвентизм, Свидетели Иеговы, мормонство, Новоапостольская церковь и др.) течения.

Христианство оказало значительное влияние на развитие культуры народов европейской цивилизации. В настоящее время оно является наиболее влиятельной религией в странах Европы, Северной и Латинской Америки, ряде государств Африки, Австралии и Океании, объединяя около 2 млрд человек.

Ислам (араб. – покорность) – самая молодая из мировых религий, возникшая в начале VII в. в Западной Аравии на основе верований арабских племен, идей иудаизма и христианства. Основателем религии является Мухаммед (570–632), почитаемый мусульманами (араб. муслим – исповедующий ислам) как посланник Аллаха. Священные книги ислама – Коран и Сунна. Основные положения исламского учения – вера в единого и единственного Бога – Аллаха, в божественное предопределение, в пророков и посланничество Мухаммеда, в святость и несотворенность Корана, в ангелов, в день Страшного Суда, в рай и ад, в бессмертие души и воскрешение из мертвых. Главные обязанности мусульман – исповедание веры, молитва, пост, паломничество в Мекку, уплата налога на нужды общины. Огромное значение в исламе придают шариату (араб. – правильный путь) – своду юридических норм и правил религиозной и социальной жизни.

В современном мире ислам – одна из наиболее влиятельных и распространенных религий. В странах Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии и др. мусульманство исповедуют свыше 1 млрд человек.

Важным явлением религиозной жизни современного мира стало распространение новых религиозных объединений (неокультов): Церкви Объединения Муна, Международного общества сознания Кришны, Церкви Сайентологии, Церкви Последнего Завета, Семьи любви и др. Большинство их возникло в США, Западной Европе и Азии во второй половине XX в., в 1990-х гг. они получили распространение в странах СНГ, в том числе в Беларуси. Их отличительной чертой является синтез идей и культовых практик, заимствованных из различных религий и философских систем.

Конфессиональная политика Республики Беларусь. Республика Беларусь – поликонфессиональное государство. На начало 2010 г. в стране было зарегистрировано 3106 религиозных общин, которые представляют 25 религиозных направлений (конфессий). Действуют также 157 религиозных организаций общеконфессиональной принадлежности (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения). За годы суверенитета Беларуси количество зарегистрированных конфессий возросло более чем в три раза, а численность официально признанных религиозных общин – в четыре раза. В последние годы отмечаются процессы стабилизации религиозности. По данным социологических опросов, около половины населения относят себя к верующим, но большинство не участвуют в деятельности религиозных организаций. Значительная часть граждан относится к неверующим и «колеблющимся» между религиозной верой и неверием. Большинство верующих отождествляют себя с православием (около 80 %) и католицизмом (около 10–15 %).

Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь (БПЦ). Она насчитывает 11 епархий и 1509 общин; действуют 1315 храмов и 31 монастырь, 5 учебных заведений, 14 братств и 9 сестричеств. В приходах служат 1564 священнослужителя. Между государством и БПЦ в 2003 г. заключено Соглашение о сотрудничестве, реализуются также 14 программ взаимодействия с республиканскими органами государственного управления. Другим направлением православия в Беларуси является старообрядчество, имеющее 1 религиозное объединение, 32 общины и 27 храмов.

Вторым по влиянию религиозным объединением в республике является Римско-католическая церковь (РКЦ). РКЦ объединяет 4 епархии и 470 общин, в которых служат 414 священников. Действуют 462 костела, 9 миссий и 9 монастырей, 3 учебных заведения. В республике также зарегистрированы 14 общин и 5 храмов греко-католиков, община католиков латинского обряда.

Религиозные организации протестантизма представлены 997 общинами, в них служат 989 священников. Действуют 445 культовых зданий, 19 объединений, 22 миссии и 5 учебных заведений. Из 14 конфессий протестантизма наиболее многочисленными являются Христиане веры евангельской (501 община), Евангельские христиане-баптисты (272), Адвентисты седьмого дня (72), Лютеране (27), Свидетели Иеговы (26). Монофизитская ветвь христианства представлена общиной Армянской апостольской церкви. Имеется также 25 общин ислама и 46 общин иудаизма. Неокульты представлены 5 общинами бахаизма и 6 – кришнаизма.

В Республике Беларусь сохраняются стабильная конфессиональная структура, устойчивая и управляемая религиозная ситуация. Предпринимаются усилия для создания благоприятных условий деятельности религиозных организаций, развития межрелигиозного диалога и сохранения межконфессионального согласия. Религиозные организации освобождены от уплаты земельного налога и налога на недвижимость. Уполномоченный по делам религий и национальностей и местные органы государственного управления взаимодействуют с религиозными организациями в решении социально значимых вопросов. Конфессиональная политика государства направлена на развитие взаимодействия с «традиционными» конфессиями, в первую очередь с БПЦ. Приоритеты государственной конфессиональной политики отражены в белорусском законодательстве.

Свобода совести и вероисповеданий в Республике Беларусь. Свобода совести означает право человека самостоятельно определять свое отношение к религии: верить в бога либо отвергать религиозную веру и быть атеистом, вести религиозный либо безрелигиозный образ жизни. Право на свободу совести провозглашается в международных и европейских документах о правах человека, закреплено в законодательстве Республики Беларусь. В Конституции Беларуси принцип свободы совести сформулирован следующим образом: «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом» (ст. 31). Согласно Основному закону страны идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан (ст. 4), «религии и вероисповедания равны перед законом», а «взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» (ст. 16).

Нормы Конституции конкретизируются в Законе «О свободе совести и религиозных организациях» от 31.10.2002. Закон гарантирует права граждан на равенство, защиту прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, на свободу объединения в религиозные организации (ст. 1). Под свободой совести понимается право на «свободу выбора атеистических или религиозных убеждений» (ст. 4). Законодательно закрепляется и свобода вероисповедания: «каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними…» Исключается принуждение при определении человеком своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций (ст. 5). На религиозные организации не возлагается выполнение каких-либо государственных функций. Государство не вмешивается в их деятельность, если она не носит противоправный характер.

Современное законодательство Беларуси способно обеспечить демократическое понимание свободы совести, осуществление эффективного регулирования конфессиональных процессов с целью сохранения гражданского мира и согласия, отношений толерантности, соблюдения гражданских прав и свобод религиозного либо атеистического самоопределения.

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет