Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

gggРоль науки в жизни общества. В век активного использования средств коммуникации, наукоемкой техники и информационных технологий невозможно представить жизнь человека без внедрения научных достижений. Вместе с тем наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества. Только в XVII в. наука стала рассматриваться как способ увеличения благосостояния населения и обеспечения господства человека над природой. 

«Наука – это специализированная познавательная деятельность, нацеленная на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире».

В современном мире наука является основной формой человеческого познания. Научное познание мира отражает стремление человека объективно изучить предметы и явления, получить знания, которые позволят реализовать интересы и устремления как ныне живущих людей, так и будущих поколений.

Средства научного исследования – это приборы и оборудование, измерительная техника, а также особые, строго определяемые понятия, составляющие специальный язык науки. Если обыденное познание в принципе доступно каждому человеку и не требует специальной подготовки, то научно-познавательная деятельность отличается высокой сложностью, и занимаются ею специалисты – ученые.

В научно-познавательной деятельности выделяют два уровня: эмпирический и теоретический.

Главной задачей эмпирического уровня является описание предметов и явлений. Для получения надежных, достоверных эмпирических (греч. empeirikos – полученный из опыта) данных ученые используют тщательно организованные наблюдения, точные измерения. Особую роль в научном познании играет эксперимент (лат. experimentum – проба, опыт), в ходе которого изучаемый предмет помещают в специально созданные условия, позволяющие строго контролировать все изменения и повторять наблюдения и измерения.

На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых предметов и явлений. Знание фиксируется в виде законов, принципов, научных теорий. Их назначение состоит в том, чтобы объяснять, исходя из установленных законов, уже известные факты и предсказывать новые.

Одним из видов научно-познавательной деятельности является социальное познание. В ходе социального познания общество познает самое себя. Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. При этом исследователь сталкивается с рядом сложностей. Перечислим их.

1. Общество как сложная система постоянно изменяется под воздействием объективных и субъективных факторов, поэтому социальные законы носят вероятностный характер.

2. Практически невозможно по желанию исследователя воспроизвести изучаемое социальное явление и тем самым использовать эксперимент. Поэтому главным источником сведений об обществе является наблюдение событий, процессов, протекающих в социальной действительности.

3. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами как отдельных индивидов, так и групп людей, народов и государств. Поэтому ученые часто сталкиваются с разными выводами, оценками одних и тех же результатов социальных исследований.

В ходе познания социальных явлений ученые устанавливают между ними устойчивые и существенные связи – исторические закономерности. Выявление таких закономерностей является основной задачей социального познания. Таким образом, наука упрощает и облегчает задачи общественного управления, давая возможность уверенно идти к намеченной цели.

Перечислим важнейшие общественные функции науки.

• Познавательная функция заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен окружающий человека мир и по каким законам осуществляется его развитие.

• Мировоззренческая функция состоит в том, что наука помогает человеку объяснить известные ему предметы, факты, события, выстроить их в целостную систему и рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение.

• Производственная (технико-технологическая) функция связана с обеспечением познавательных предпосылок создания новых производств, повышения производительности труда, освоения новых и экономии ранее освоенных природных ресурсов [3, с. 176].

Выполняя свои общественные функции, наука позволяет человеку не только понимать и изменять окружающий мир в соответствии со своими потребностями, но и предусмотреть последствия таких изменений.

Тесная связь с экономикой и образованием позволяет науке оказывать значительное влияние на социальную жизнь общества – на изменение профессионально-квалификационной структуры населения, статус различных социальных слоев и т. д. Большое влияние наука оказывает также на политику, поскольку в наши дни общепризнано, что рациональная и эффективная деятельность управления общественными процессами должна опираться на науку.

Вместе с тем все сферы жизни общества оказывают активное воздействие на науку. Так, потребности человека, общества часто являются основным фактором, который определяет темы научных исследований. Общество дает ученым социальный заказ на поиск и разработку способов лечения тяжелых заболеваний, технологий выращивания сельскохозяйственной продукции, создание новых по свойствам и качеству материалов и т. д. При этом задачи и результаты исследований зависят от степени материального и технологического развития самого общества, а также средств, которые общество направляет на развитие науки. Наука, в силу ее высокой значимости в жизни общества, испытывает на себе влияние государства, которое может поддерживать одни направления в науке и сворачивать другие, сочтя их несущественными.

Гуманистическая функция и нравственные основы науки. Человечество вошло в XXI в. с поражающими воображение достижениями. Однако по-прежнему совершаются террористические акты, происходят локальные войны, сохраняются проблемы экологической и энергетической безопасности и т. д. Некоторые из этих проблем являются следствием необдуманного использования достижений научно-технической революции.

Современный этап развития науки связан с поиском путей решения глобальных проблем человечества, которые также имеют комплексный междисциплинарный характер. Наука не только обеспечивает техническое и технологическое развитие общества, но и приучает людей к обоснованному поиску решений, к пониманию ограниченности наших представлений о мире и вариативности природных и социальных явлений. Призвание науки – действовать во благо человека. Неоспоримое мировоззренческое и гуманистическое значение имеет ценностная установка науки на поиск истины и непримиримость к ее умышленному искажению.

Нравственные критерии помогают определить, как можно и как нельзя использовать результаты науки, как должны вести себя научные работники, какова должна быть общественная позиция ученого. Научное знание открывает человеку более широкое и глубокое видение мира и самого себя. Тем самым наука влияет на выбор ученым нравственной позиции и цели деятельности, на осознание личной моральной ответственности перед обществом и историей.

Казалось бы, само по себе научное познание не несет никакой нравственной характеристики. Однако результаты исследований ученых могут получить конкретное воплощение, например, в виде атомной бомбы или средств манипулировании человеческой психикой. Такое положение дел ставит перед учеными проблемы нравственного выбора: продолжить или прекратить исследования, которые могут нанести вред отдельным людям или человечеству в целом. Яркими примерами нравственного выбора являются острые дискуссии, которые развернулись вокруг темы клонирования животных и человека, использования атомной энергии, космических исследований в мирных и военных целях.

Нравственность в научном познании тесно связана с объективностью и честностью ученого. Подлинный ученый не станет приписывать себе чужие открытия, идеи, присваивать труды своих учеников.

Еще в 40-х г. ХХ в. оформилась система правил, действующих внутри научного сообщества, получившая название этики науки.

С точки зрения видного американского социолога Р. Мертона, нормы науки группируются вокруг четырех основополагающих ценностей. Перечислим их.

Универсализм – единство подходов и критериев в оценке результатов исследований, так как изучаемые наукой природные явления протекают везде одинаково.

Общность – научное знание должно свободно становиться общим достоянием, а тот, кто первым его получил, имеет право на достойную оценку коллегами своего вклада в науку.

Незаинтересованность – первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды. Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможные следствия научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования.

Организованный скептицизм – каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы эта оценка стала достоянием гласности. В науке для исследователя не должно быть слепого доверия к авторитетам, ученый должен уметь признавать свои ошибки и заблуждения.

Основные этапы развития науки. Античная наука. Хотя элементы научных знаний стали формироваться еще в древних культурах Вавилона, Египта, Индии, Китая, возникновение науки обычно относят к VI в. до н. э. Именно в это время в Древней Греции появились первые философские учения, успешно действовали такие авторитетные научные и учебные заведения, как Академия Платона и Ликей Аристотеля. Формирование науки требовало критического отношения к мифологическим представлениям о природе и обществе, высокого уровня культуры, открывающего возможность для систематического занятия научным познанием.

Античная наука достигла выдающихся результатов, но они в основном были мало связаны с практическими задачами. В решении таких задач государства Древнего мира не нуждались, поскольку все тяжелые работы выполняли рабы. Ориентация на практическое использование научных результатов считалась не только излишней, но даже неприличной.

Наука Нового времени. В XVII в. происходит смена основных компонентов содержательной структуры науки, выдвигаются новые принципы познания, методы исследования. Именно в этот период бурно развиваются такие естественные науки, как физика, химия, биология, геология. В Европе были образованы первые научные общества и академии, началось издание научных журналов. На рубеже XIX–XX вв. создаются крупные научные институты и лаборатории с развитой технической базой.

Современная наука. Если до конца XIX в. наука играла вспомогательную, обслуживающую роль по отношению к производству, то в ХХ в. развитие науки начинает опережать развитие техники и производства. Постепенно формируется единый комплекс: наука – техника – производство.

Во многих современных государствах вопросами развития науки занимаются особые правительственные ведомства. Финансирование научных исследований осуществляется не только государством, но и отдельными предприятиями, международными фондами и организациями.

На каждом историческом этапе наука суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения. При этом прежние выводы не перечеркиваются последующими результатами, а переосмысливаются и уточняются. Преемственность науки обеспечивает ее функционирование как особого вида «культурной памяти» человечества.

Современная наука связана не только с производством, но и с политико-административной деятельностью. Сегодня бывает сложно провести четкую грань между естественными, техническими и социально-гуманитарными (общественными) науками. Многие научные дисциплины являются по своему содержанию комплексными: экономическая география, бионика, социальная экология и т. д.

Среди проблем, которые призвана решать наука в начале XXI в., особое значение имеют:

• поиск и разработка возобновляемых источников энергии;

• обеспечение эффективного хранения, переработки и защиты информации;

• сохранение среды обитания человека, восстановление экологических систем;

• сохранение физического и психологического здоровья человека, восстановление и замена пораженных органов тела;

• обеспечение непрерывности образования и повышение общекультурного уровня человека;

• преодоление отчуждения человека от природы, общества, государства, от других людей и от результатов собственной жизнедеятельности.

Научно-технический прогресс. Важнейшими особенностями современной науки являются ее практическая направленность и ускоренное развитие.

«Прогресс – это восходящее развитие, переход чего-либо менее совершенного к более совершенному состоянию» [3, с. 180]. Для прогресса характерно поступательное движение от низших и простых форм к более высоким и сложным.

В античную эпоху и в Средние века развитие науки мало влияло на прогресс в технике и технологии, на развитие общества в целом. В наши дни научный прогресс неотделим от технического, технологического и, что самое главное, социального прогресса. Особое внимание политики, общественные деятели уделяют научно-техническому прогрессу потому, что он позволяет решать ключевые проблемы жизни человека и общества.

«Научно-технический прогресс – это единое, взаимно обусловленное восходящее развитие науки, техники, технологий, призванное обеспечивать экономический и социальный прогресс» [3, с. 180].

Первый этап научно-технического прогресса относят к XVII–XVIII вв., когда мануфактурное производство, торговля, мореплавание потребовали теоретического и экспериментального исследования практических задач. Прорывом в технологиях того времени явилось изобретение и внедрение паровой машины.

Второй этап связан с развитием машинного производства в конце XVIII в., когда наука и техника взаимно способствовали развитию друг друга. Данному этапу соответствуют и научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIХ в.

Третий этап научно-технического прогресса охватывает наряду с промышленностью транспорт, связь, медицину, образование, быт людей. Технологической основой этого этапа явилось создание в ХХ в. компьютеров. На современном этапе выделяется несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, технологии изготовления новых материалов, биотехнологии, нанотехнологии, новые виды энергетики. Их развитие определяет облик производства и предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, образованности, ответственности работников.

Выработка общей концепции развития современной науки – одна из основных функций государства. Государство выражает актуальные проблемы, потребности общества в виде общих целей и определяет роль и задачи науки в решении этих проблем, потребностей. В свою очередь наука также участвует в разработке общей концепции развития общества, используя свои методы познания.

Научный потенциал Республики Беларусь. Конкурентоспособность экономики и социальное развитие любой страны находятся в прямой зависимости от мощности ее интеллектуального потенциала. Достойное будущее суверенному белорусскому государству можно обеспечить, если в основу его развития будут заложены знания, развитие научно-технического потенциала.

Одной из важнейших стратегических задач нашей страны является сохранение и развитие фундаментальной и прикладной науки. Республика Беларусь, создавшая в советские годы значительный научный потенциал, не растеряла его в условиях становления суверенного белорусского государства.

Важнейшими компонентами системы научной деятельности являются вузы и научные учреждения, осуществляющие исследовательскую и научно-техническую деятельность.

Высшей государственной научной организацией является Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси). В стране действуют более 300 научных организаций. При государственной поддержке созданы Белорусский фонд фундаментальных исследований, Белорусский инновационный фонд, Фонд информатизации Республики Беларусь.

Проводимая в стране государственная научно-техническая политика направлена на приоритетную поддержку наиболее перспективных научных исследований, научно-технических разработок и инновационных проектов. Система управления научными исследованиями осуществляется в рамках государственных целевых комплексных научно-технических программ. В них принимают участие научные организации НАН Беларуси, Министерства образования, Министерства здраво охранения, Министерства сельского хозяйства и продовольствия и др.

Беларусь заключила межправительственные соглашения о научно-техническом сотрудничестве более чем с 40 государствами и международными научными организациями. В проведении научных исследований по ряду программ наряду с белорусскими учеными участвуют ученые России, Германии, Франции, Голландии, Польши, Вьетнама, а также ведущих международных научных центров – Объединенного института ядерных исследований (Дубна, Россия) и Европейской организации ядерных исследований.

Весьма важным для НАН Беларуси является развитие сотрудничества с российскими учеными. В рамках Союзного государства Беларуси и России реализуются научно-технические программы в области информационных технологий, микробиологии и биотехнологии, создания наноматериалов и нанотехнологий.

 

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет