Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

gggСущность морали. «Понятие “мораль” (лат. moralis – народные обычаи, нравственность) охватывает обычаи, нравы, законы человеческого поведения, которые выражают высшие ценности человека как разумного и ответственного существа». Философский словарь определяет мораль как одну из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни.

Не существует единого бесспорного определения морали. Однако несмотря на все многообразие определений, сущность морали можно рассматривать в двух аспектах: 1) как характеристику человека, совокупность определенных моральных качеств и свойств личности («добродетелей»), которые делают ее способной к нравственной жизни; 2) как характеристику отношений между людьми, систему норм и правил поведения, основанных на представлениях о добре и зле, о должных и недолжных поступках.

Опираясь на выработанные обществом нравственные представления, усваивая их в процессах воспитания и самовоспитания, человек может самостоятельно регулировать свое поведение и судить о моральном значении всего происходящего вокруг. Таким образом, человек в морали не только объект общественного контроля, но и сознательный субъект нравственного поведения.

Мораль является сложным общественным образованием. Ее структура представлена на схеме 1.

Схема 1. Структура морали

Признаки морали:

• императивность (лат. imperativus – повелительный) – требование определенного поведения; нравственные нормы и ценности обязательны;

• универсальность – моральная норма в равной мере относится ко всем людям;

• всепроникающий характер – мораль регулирует поведение людей во всех областях жизни общества;

• неинституциональность – исполнение требований морали санкционируется формами духовного воздействия: общественная оценка, одобрение, осуждение.

Понятия «мораль» и «нравственность» можно рассматривать как синонимы.

Основные понятия морали. Этика – одна из древнейших теоретических дисциплин, изучающая мораль (греч. ethos – привычка, обычай). Основными этическими категориями выступают добро и зло, долг, совесть. Категории этики тесно связаны между собой. Рассмотрим их сущность более подробно.

Слово «добро» используется в относительном и абсолютном значениях. В относительном значении добро может пониматься как нечто приятное, полезное, ценное для кого-то в сложившихся обстоятельствах. В абсолютном значении добро – это высшая ценность, или нравственное совершенство. Добро понимается как идеал. Зло в свою очередь выступает противоположностью добра.

Добро и зло, обозначая положительные или отрицательные явления, поступки, качества, выступают как общие понятия, разграничивающие нравственное и безнравственное. Под злом понимают то, что противоположно добру, разрушает благо: безнравственность в поступках и убеждениях людей, вообще все то, что достойно осуждения. Понятие зла выражает общую характеристику отрицательных моральных качеств и оценку конкретных отрицательных поступков людей.

Таким образом, соотношение категорий добра и зла может быть выражено следующим образом:

• добро и зло – противоположности, которые соотносятся друг с другом и познаются в единстве; одно познается через другое;

• взаимно отрицают друг друга; добро утверждается в отвержении зла;

• добро соотносится с высшим благом, нравственным идеалом как образом совершенства; добро приближает к нравственному идеалу, а зло – от него отдаляет;

• добро, или доброта, проявляется в любви, милосердии, заботе, а зло, или злобность, – во враждебности и насилии.

Нравственные ценности и нормы общеобязательны, они имеют универсальный характер. Это значит, что ими необходимо руководствоваться всегда, а не при каких-то особых условиях. Безусловное следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг. Долг – осознание личностью необходимости исполнения моральных норм, общественных правил или предписаний.

Источником долга является общественный интерес, который формирует нравственную обязанность человека по отношению к другим людям и самому себе. Формальное исполнение обязанностей еще не есть следование долгу в полном смысле этого слова. Спецификой морального долга является его превращение из внешней необходимости определенного поведения в добровольно принимаемую на себя обязанность, становящуюся внутренней потребностью. Важнейшим свойством долга является его добровольность. Человек исполняет моральные требования так, как если бы они были установлены им самим.

Категория долга тесно связана с понятием совести. Неисполнение долга переживается человеком в укорах и муках совести и выражается в чувстве вины. Совесть как категория этики характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль. Это «способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм».

Совесть выполняет функцию внутреннего регулятора, действуя как:

• побудитель, который ориентирует на соблюдение нравственных требований;

• внутренний запрет на неправильный выбор;

• контролер, чья оценка поступков вызывает удовлетворение сделанным или, наоборот, раскаяние;

• советчик, помогающий корректировать действия.

Общественные функции морали. Назначение морали проявляется в ее функциях.

Регулятивная функция выражается в том, что мораль выступает универсальным регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни.

Ценностно-ориентирующая функция связана с тем, что мораль предлагает жизненно важные для человека ценности-ориентиры, указывает направление духовного развития.

Воспитательная функция тесно связана с ценностно-ориентирующей и состоит в том, что мораль задает эталоны и образцы нравственного сознания и поведения, указывает путь самосовершенствования личности.

Функция сплочения, консолидации общества. Мораль обеспечивает взаимопонимание, общение людей на основе общих моральных ценностей и нравственных норм.

Гуманизирующая функция морали объединяет результаты действия всех других функций, содержит безоговорочный запрет на антигуманные действия, унижающие человеческое достоинство, угрожающие жизни и здоровью людей.

Виды нравственных ценностей. Существуют всеобъемлющие идеи, аккумулирующие суть морали, или высшие нравственные ценности: добро, смысл жизни, свобода, счастье.

Смысл жизни – это регулятивное понятие, связанное со значимыми целями и ценностями, к которым мы стремимся. Выделяют три основных подхода к вопросу о смысле жизни:

• пессимистический, при котором жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней с закономерным итогом – смертью;

• скептический – выражающий сомнение в осмысленности и значимости жизни людей;

• оптимистический – признание смысла человеческой жизни и возможности его реализации.

Стремление к смыслу жизни само по себе имеет высокую ценность. Смысл нельзя дать человеку готовым, его нужно найти самому, утвердить и доказать делами. Осмысленной жизнью мы утверждаем самих себя как людей. Человек должен состояться, иметь возможность выразить свою сущность, обрести подлинный, а не ложный смысл.

Свобода. В абстрактном смысле свобода – это отсутствие ограничений. Но человек как телесное, социальное и духовное существо испытывает множество ограничений. Он подчиняется физическим и физиологическим законам, нормам и правилам общественной жизни, стереотипам поведения. Возможна ли человеческая свобода и что она собой представляет?

Существуют две различные трактовки свободы. Первая связывает свободу познанной необходимостью или пониманием объективных законов бытия. Вторая утверждает, что свобода человека выражается в возможности выбора линии действия. Однако выбор будет правильным, результативным только в том случае, если соответствует законам, выражающим природную и социальную необходимость. Совместное действие этих законов делает возможным разный ход событий, и своим выбором человек позволяет проявиться некоторым из этих возможностей.

Свобода выбора неотделима от ответственности за все, что мы делаем или не делаем. Человек ответствен за свои поступки и последствия своих решений и действий для других людей и самого себя. Ответственность означает, что человек принимает на себя обязательства и готов свободно их исполнять; это ответ, который человек дает перед своей совестью и общественным мнением.

Счастье. Идея счастья отличается от других нравственных ценностей тем, что принадлежит отдельному человеку, индивидуальна, личностно окрашена. Однако содержание личностных переживаний счастья может или приближать человека к нравственному идеалу, или отдалять от него. Исходной предпосылкой человеческого существования является удовлетворение первичных жизненных потребностей. Важное условие, позволяющее человеку ощущать себя счастливым, – это удовлетворение духовных потребностей, в том числе приобретение новых знаний, более глубокое понимание происходящего, успешная творческая деятельность. Еще одно условие – социальное благополучие (хорошая семья, добрые отношения с людьми, уважение с их стороны). Счастье – это не вещь, которую можно найти, выиграть или получить в подарок. Оно обретается в ходе решения действительно важных жизненных задач, самореализации личности. Счастье можно определить как «состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной удовлетворенности, полноты бытия».

Нравственные нормы и их значение для общества и человека. Требования морали имеют относительно устойчивый характер и выступают как безличные долженствования. Эти нормы равно обращены ко всем, но ни от кого конкретно не исходят и четко указывают, чего делать нельзя, потому что это осуждается при любых обстоятельствах. Нравственные нормы представляют собой стихийно сформировавшиеся и общепризнанные предписания и оценки, которые подкреплены силой массового примера, привычки, обычая и общественного мнения. Они очерчивают круг ограничений и формулируют абсолютные запреты: не убий; не укради; не делай другому того, чего себе не пожелаешь, и т. п.

Нравственные нормы определяют должное отношение человека к обществу, другим людям, самому себе.

Нравственные нормы свойственны только человеческому обществу; они возникли не сразу, а формировались на протяжении всей истории развития человеческого общества как регуляторы общественных отношений, устно передавались из поколения в поколение и обеспечивали переход к сознательной коллективной деятельности. Возникновение нравственных норм сопровождало становление самого общества.

Нормы морали повелевают человеку следовать определенному типу поведения и избегать того, что ему противоречит. Они регулируют отношения в системах «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – общество». Простота нравственных норм делает их понятными и доступными каждому. Они предостерегают человека от поступков с нежелательными последствиями. Их соблюдение обеспечивает социальный порядок и гармонию. Однако простота и самоочевидность моральных норм не означают легкости их исполнения. Они указывают границы, за которыми поведение перестает быть моральным и оказывается аморальным. Нравственные нормы опираются на духовные санкции и авторитеты (красота нравственного поступка, сила личного примера, угрызения совести и т. п.).

Взаимосвязь нравственных норм, качеств, принципов, идеалов. Нравственные нормы непосредственно затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений. Не обидеть слабого, не унизить, не оскорбить человека, не мешать окружающим в общественных местах – все это простые нормы человеческого поведения, которые формируются у человека с первых лет жизни. Норма определяет поведение личности в типичных ситуациях, повторяющихся тысячелетиями. Обычно мы руководствуемся нормами по привычке; такое поведение является нормативным, а вот нарушение нормы сразу же привлекает внимание людей и вызывает их осуждение.

Действенность нравственных норм обеспечивается с помощью общественного мнения, которое формирует некоторые стандарты поведения и служит защитой человека от морального произвола со стороны других людей.

Нравственные качества личности делятся на положительные (добродетели) и отрицательные (пороки). Древние греки основными добродетелями человека считали мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Предполагается, что обладающий положительными нравственными качествами человек способен сам выбирать нужные правила поведения, нравственные нормы и не нуждается в особых предписаниях.

Отдельные положительные качества личности должны дополнять друг друга, образуя ее общий нравственный облик, важной характеристикой которого являются нравственные принципы: коллективизм или индивидуализм, трудолюбие или леность, альтруизм или эгоизм.

«Нравственный принцип обозначает стратегическую установку человека в его отношениях с людьми». Нравственные принципы личности конкретизируются в более частных и детальных правилах поведения. Свои самостоятельно выработанные нравственные принципы надо, однако, постоянно проверять на человечность, сверять их с нравственными идеалами.

«Нравственный идеал – это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым». Нравственный идеал личности является выражением некой предельной идеи морально безупречного человека, сочетающего в себе все положительные качества (добродетели) и выступающего образцом для подражания. Нравственный идеал, даже если его крайне трудно достичь, позволяет оценивать поведение людей и является ориентиром для самосовершенствования.

Нравственные нормы, качества, принципы, идеалы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены как основные элементы системы морали, составляющие нравственное сознание как целостное духовное образование. Нравственное поведение опирается на нравственное сознание и является результатом свободного выбора личности. Структуру нравственного поведения можно представить схемой 2.

i 011

Схема 2. Структура нравственного поведения

Нравственный поступок и его мотивы. Центральным моментом нравственного поведения является поступок, который характеризует способность человека к сознательной постановке цели, выбору соответствующих средств и осуществлению самостоятельного действия.

Невозможно быть добродетельным в душе, но аморальным в поведении. Поступки человека показывают, каков его подлинный нравственный облик.

Поступку предшествует мотивация, которая играет роль побудителя к действию. В то же время мотивы и поступки могут не совпадать или не соответствовать друг другу с точки зрения их нравственной основы. Случается, что добрые намерения (мотивы) приводят к неправильным поступкам. Говорят ведь, что «добрыми намерениями вымощена дорога в ад».

Нравственная оценка. Большую роль в нравственной регуляции поведения играет моральная оценка. Любая оценка предполагает соотнесение оцениваемого явления или действия с эталоном, образцом. Нравственная оценка означает установление соответствия или несоответствия между поступком, мотивом, намерением, целью, средствами и требованиями морали. Оценивая факты, события с позиций нравственности, мы определяем реальную меру добра и зла, устанавливаем степень соответствия содеянного нравственному идеалу.

Так как в морали оцениваются не только практические действия людей, но и мотивы, установки, намерения, особую роль приобретает формирование у каждого человека способности относительно самостоятельно определять свою линию поведения без внешнего контроля. Особое значение в моральной оценке приобретают такие этические категории, как совесть, чувство собственного достоинства, справедливость, честь. Объектами моральной оценки могут быть все без исключения явления человеческой жизни.

По форме выражения моральная оценка выступает в виде одобрения (похвалы) или осуждения (порицания), согласия или критики, симпатии или антипатии. Основаниями для нравственной оценки являются нравственные нормы, ценности, принципы, добродетели (положительные нравственные качества) и идеалы – все то, что составляет содержание морали. Моральная оценка устанавливает меру нравственного и безнравственного в жизнедеятельности человека и общества.

«Золотое правило нравственности». Сущность морали воплощается в одной из самых древних моральных заповедей – «золотом правиле нравственности»: «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе» (или «Не делай другому того, чего не желаешь себе»). Это правило было сформулировано около 25 веков тому назад в разных культурах – древнекитайской (Конфуций), древнеиндийской (Будда), древнегреческой (Семь мудрецов). Удивителен тот факт, что не ведавшие друг о друге мыслители сформулировали его практически одинаково. Одновременное появление «золотого правила» в разных культурах объясняется типологическим сходством эпох, которые переживали эти культуры.

Это было так называемое «осевое время» (К. Ясперс), когда происходил гуманистический прорыв истории и формировались общечеловеческие нормы культуры.

«Золотое правило нравственности» – это правило взаимности. Оно устанавливает формальное моральное равноправие всех субъектов и личную ответственность каждого за свое поведение. Для самой личности оно есть нравственный закон, требующий определенного поведения. Для других оно формулируется нами в виде пожелания: «Поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали другие». Но как узнать, могут ли те или иные желания личности быть желаниями также и для других? «Золотое правило» предлагает для этого достаточно четкий механизм. Оно запрещает человеку делать по отношению к другим то, чего он не желает себе или что он осуждает (порицает) в других. Таким образом, нравственная личность учреждает моральный закон не для того лишь, чтобы предъявить требования к другим людям, а прежде всего для того, чтобы самой неукоснительно следовать ему как норме поведения.

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет