Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

gggПонятие духовности. Читая литературное произведение или изучая ход исторических событий, мы интересуемся не только их канвой или формой, но и духовным миром героев, действующих лиц. О духовности часто говорят, обсуждая нравственные вопросы жизни людей. Не случайно их принято называть духовно-нравственными проблемами. Духовенством обычно называют священнослужителей, которые обращаются к людям с проповедью или наставлением. Множество примеров свидетельствуют о том, что духовность – это важная характеристика нашего сознания и направляемых им действий.

Человек – не только биологическое, материальное существо, но и существо социальное и духовное. Социальность означает принадлежность к обществу, способность выполнять определенные общественные функции, участвовать в общественных отношениях; для этого нужно обладать сознанием, понимать смысл того, что происходит в жизни людей, осмысливать их намерения и действия, а также наши собственные обязанности, ценности и цели. Истолкованная предельно широко, духовность охватывает все явления нашего сознания: мысли, знания, чувства, эмоциональные состояния, волевые побуждения и т. д. Иными словами, отличительным признаком духовности выступает принадлежность соответствующих явлений к нашему внутреннему миру, который и называют духовным.

При этом важно учитывать, что между материальным и духовным миром не существует какой-то непреодолимой грани. Внешние, т. е. осязаемые, или материальные предметы, их связи, события и процессы отражаются, воспроизводятся с той или иной степенью полноты и правильности в нашем сознании, или, иначе говоря, познаются и оцениваются нами. Человек в своей внутренней, духовной деятельности, опираясь на имеющиеся у него знания и жизненный опыт, а также на свои ценностные установки, может творить, создавать новые образы того, чего еще нет в мире вещей, в материальной действительности. Затем, руководствуясь этими образами в процессе своей материальной деятельности, он может создавать предметы, воплощающие его духовный замысел. Поэтому материальные предметы также могут иметь духовный смысл, выражать духовные устремления создавших их людей. Так, произведение искусства выражает как общее представление художника или скульптора о прекрасном, так и конкретный художественный замысел, направлявший творчество. Новый прибор, предназначенный для научных исследований, реализует замысел создавших его ученых; новые технологии и соответствующее им производственное оборудование тоже воплощают творческую мысль конструкторов и разработчиков, их представления об экономически выгодном и полезном для жизни. Вещи, производимые людьми, многое говорят о своих создателях, их духовном мире.

Духовный мир как отдельного человека, так и общества в целом весьма сложен и многопланов. Можно рассматривать духовный мир личности с точки зрения богатства и разнообразия содержания, обращая внимание на то, какие и насколько основательно усвоены человеком знания, каковы его художественные предпочтения и вкусы, политико-правовые и нравственные установки, как он относится к религии, насколько оригинальны его мысли, глубоки и значимы для жизни выдвигаемые им идеи и т. д. Но часто бывает достаточно разобраться в том главном, что характеризует это многообразие, его направленность, и в таком случае мы прежде всего стараемся выяснить уровень духовности того или иного человека. Для этого нужно определить, каковы его основные ценностные ориентиры, какими интересами он руководствуется. Интерес – это осознаваемая нами причина выполняемых действий. Если интерес сосредоточен только на получении материальных благ, достижении экономических выгод, его называют материальным. Духовный интерес связан с развитием, совершенствованием сознания.

Высшие ценности духовного роста – это истина, добро и красота. Не существует пределов духовного роста, так как невозможно исчерпать все истины, достичь абсолютной степени добра и красоты. Высокая духовность не допускает самоуспокоенности и самодовольства, которые верующие люди связывают с грехом гордыни. Людей высокой духовности обычно отличает скромность – пусть другие превозносят их достижения в духовном росте, в творчестве, но сами они хорошо понимают, как много еще требуется усилий и как бесконечно далеки цели, к которым нужно стремиться. Не случайно Сократ говорил о себе: «Я знаю, что я ничего не знаю». Для характеристики низкого уровня духовности используются отрицательные оценки: невежество, бескультурье, безнравственность, бесчеловечность. Примечательно, что такую оценку бездуховным личностям обычно дают окружающие; сами же они вполне довольны собой и свою ограниченность или ущербность склонны считать нормой человеческого бытия. Высокая духовность раздражает и беспокоит их, служит им «живым укором».

Таким образом, в основе различения уровней духовности лежит то, какие мы ставим перед собой задачи, насколько учитываем требования глубокого освоения культуры, к чему стремимся и что признаем подлинными ценностями человеческого бытия. «Духовность – это обобщенная характеристика ценностных ориентиров как отдельного человека, так и общества, в котором он живет» [2, с. 30].

Пути развития духовного мира личности. Духовная жизнь общества включает целый ряд областей. В каждой из них особыми, характерными для нее средствами осуществляется духовная деятельность, и тем самым развивается общественное сознание. Такими основными областями духовной жизни общества являются нравственность, наука, искусство, религия, философия, образование. Любой человек в своей жизни так или иначе соприкасается с этими видами духовной деятельности или хотя бы знаком с некоторыми ее результатами. Вместе с тем в каждой из этих областей действуют специально подготовленные люди: специалисты в области этики развивают учение о нравственности; ученые занимаются получением новых научных знаний; религиозное учение – область специализированной деятельности теологов, а разъяснением и распространением этого учения заняты священнослужители; искусство тоже требует специальной подготовки, а теорией искусства занимаются специалисты в области эстетики.

Эти области духовной жизни вовсе не являются чем-то замкнутым и обособленным друг от друга и от повседневной жизни людей. Наоборот, их действительное назначение в конечном итоге состоит в том, чтобы влиять на нашу повседневную жизнь. Так, новые научные знания получают применение в практической деятельности людей; произведения искусства важны и интересны не только для профессионалов, но и для множества людей, заинтересованных в эстетическом развитии. Нравственные стороны присутствуют во всех без исключения формах человеческой жизни. Религия тоже имеет весьма широкое влияние на повседневную жизнь людей.

Духовная и материальная жизнь общества, система общественных отношений становятся все более сложными. В связи с этим возрастают требования, предъявляемые к современному человеку, который должен очень многое знать, понимать, уметь делать. Поэтому складывается особая область духовной жизни общества, которую называют образованием и которая призвана прежде всего приобщать новые поколения людей к уже накопленным знаниям, социальному опыту, развивать способность к творчеству. По количеству занятых в ней людей сфера образования уверенно опережает многие отрасли материально-производственной сферы общественной жизни. Главным путем развития духовного мира личности в наши дни является именно образование. Специально об этом речь пойдет в соответствующем подразделе данного пособия. Здесь же отметим, что образование человека как личности происходит в течение всей его сознательной жизни. Наряду с детскими дошкольными учреждениями, общеобразовательной школой и учреждениями образования, обеспечивающими получение специальности, последующую переподготовку и повышение квалификации, все большее влияние на развитие духовного мира личности оказывают средства массовой информации, в том числе Интернет. Сегодня люди имеют разнообразные возможности для самообразования, которое позитивно сказывается не только на качестве профессиональной деятельности, но и на расширении культурного кругозора, развитии духовного мира личности в целом.

Мировоззрение, его роль в жизни людей. Жизнь человека всегда протекает в определенной социокультурной и природной среде. «Мировоззрение – это обобщенное понимание человеком самого себя, окружающего мира и своей связи с миром, состоящее из его важнейших убеждений» [2, с. 32]. Необходимость вырабатывать такое понимание связана с тем, что человек – это сознательное, мыслящее существо, и действовать он должен обдуманно, осознанно. Однако для того чтобы принять осознанное решение, действуя в непростой ситуации, нужно иметь какие-то базовые ориентиры, позволяющие одни варианты решения оценить как допустимые и перспективные, а другие отбросить как неприемлемые или ошибочные.

Эти базовые ориентиры учитывают, конечно, личный опыт каждого человека. Правда, такой опыт, как правило, во многом ограничен и недостаточен, а жизненные ситуации бывают очень разными, порой непредсказуемыми. Поэтому кроме собственного опыта нужно учитывать и использовать зафиксированный в культуре опыт множества других людей, в том числе живших задолго до нас. Подобный опыт не сводится только к конкретным знаниям о свойствах и связях вещей. Сами по себе знания могут порой и не иметь ясно выраженного мировоззренческого значения, т. е. мало что говорить нам о мире в целом и о том, как следует практически действовать, выстраивать отношения с другими людьми. Мировоззренческими являются основополагающие и обобщенные знания, ставшие прочными убеждениями и способные направлять практические действия. Такие знания усваиваются не формально, т. е. в виде заученных словесных или иных формул, а по сути. Человек понимает, что они означают, осознает их действительную важность и умеет применять их на деле.

Мировоззренческими являются, например, знания правил и норм нравственности. Действительное усвоение таких правил и норм и твердое следование им является залогом того, что отношения с другими людьми человек будет выстраивать достойно и ответственно. Важный мировоззренческий опыт люди приобретают, приобщаясь к искусству. Произведения литературы, живописи, музыки и т. д. дают неоценимые уроки гармонии бытия, доброты и человечности. Для многих людей глубокий мировоззренческий смысл имеют и религиозные учения. Особую роль в формировании мировоззрения играют, конечно, научные знания, которые в учебных целях отбираются таким образом, чтобы они дополняли и подкрепляли друг друга, создавая целостную и постоянно развивающуюся картину мира.

Иногда, желая подчеркнуть сложность мировоззрения, указывают на то, что в него в качестве составных элементов входят знания, ценности, нормы, идеалы, убеждения, программы действия и т. д. Данный перечень по-своему интересен, но требует дополнительных разъяснений. Так, уже прослежена связь между знаниями и мировоззренческими убеждениями. Для того чтобы ценности, нормы и идеалы стали элементами мировоззрения, прежде всего их нужно постичь, т. е. приобрести знание о них. Необходимо также убедиться в их правильности, т. е. приобрести соответствующие убеждения. Простого перечисления различных элементов недостаточно для понимания сущности мировоззрения.

Когда мировоззренческие убеждения становятся привычными, люди принимают их как нечто само собой разумеющееся и, руководствуясь ими, не особенно задумываются над их точной формулировкой. Поэтому человеку, имеющему прочные мировоззренческие убеждения, бывает непросто дать их ясное, четкое и подробное изложение. О действительном мировоззрении человека часто легче и правильнее судить по его поступкам, нежели по его словам. Тем не менее задумываться над своим мировоззрением все же полезно, особенно в тех случаях, когда жизнь ставит перед ответственным выбором, испытывает, так сказать, на прочность.

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет