Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

gggОбщение и его функции. Развитие ребенка, его социализация начинается с общения с близкими ему людьми. «Общение – это процесс взаимодействия людей, в ходе которого они обмениваются информацией, выявляют свое отношение друг к другу».

Выделяют следующие функции общения.

• Важнейшая функция общения состоит в том, чтобы способствовать становлению и развитию человека как личности. Эмоциональное общение ребенка с матерью – первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения. Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческого общения. Развитие ребенка непосредственно определяется тем, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Вне общения формирование личности человека вообще невозможно.

• Благодаря общению ребенок вступает в совместную деятельность людей (игровую, учебную, производственную, научную и др.). Общение выступает необходимым средством достижения намеченного результата. В этом состоит еще одна функция общения, которую называют прагматической (лат. pragma – действие, дело).

• Коммуникативная функция общения состоит в обмене информацией между общающимися. В процессе общения люди обмениваются между собой различными идеями, представлениями, интересами, настроениями, чувствами и т. д. Важно отметить, что информация в процессе общения не только передается, но и уточняется, развивается. Коммуникативная функция общения направлена на выработку новой информации, общей для тех людей, которые вступили в общение.

• В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Перцептивная (лат. perceptio – восприятие) функция общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Понимание позволяет не просто согласовывать действия, но и устанавливать отношения близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

Виды и формы общения. Выделяют разные виды общения, отличающиеся друг от друга своими особенностями и правилами.

Межличностное общение предполагает непосредственные контакты людей в малых группах. Множество непосредственных контактов незнакомых людей (например, в толпе), а также общение посредством радио, телевидения, газет, журналов, электронных средств массовой информации называют массовым общением.

Выделяют также неформальное (например, общение с друзьями) и ролевое общение. В ходе ролевого общения человек выступает как носитель определенной социальной роли (ученик – учитель, покупатель – продавец, сын – отец и т. д.) и поступает так, как предписывает ему его роль.

Общение может быть также личным и деловым. В личном общении осуществляется обмен неофициальной информацией, проявляется эмоциональное отношение людей друг к другу. В процессе делового общения ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. Деловое общение характеризуется выполнением совместных обязанностей.

Общение может быть доверительным и конфликтным.

Общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и опосредованное (между партнерами существует пространственно-временная дистанция).

Выделяют также различные формы общения. Императивное (лат. imperativus – повелительный) общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на человека. При этом ставится цель достижения контроля над его поведением, принуждения к определенным действиям или решениям.

При манипулятивном (лат. manipulus – горсть) общении влияние на человека с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Такое общение нередко используется в области рекламы и пропаганды. Манипулятора часто характеризуют лживость, примитивность чувств, цинизм и недоверие к другим, поэтому здесь возникает угроза для близких, доверительных отношений.

Императивная и манипулятивная формы общения являются разновидностями монологического общения. Человек, рассматривающий другого лишь как объект воздействия для достижения собственных целей, не видит в нем истинного собеседника. Значительно больше возможностей для установления взаимопонимания и взаимного обогащения личностей содержит диалогическое общение, которое является равноправным, гуманистическим, доверительным.

Средства общения. Передача любой информации возможна посредством знаковых систем. Различают вербальное общение, когда в качестве знаковой системы используется речь, и невербальное общение, при котором используются различные неречевые знаковые системы.

Речь является самым универсальным средством общения. В психологии речь разделяют на внешнюю, ориентированную на других, и внутреннюю, предназначенную для самого себя. В свою очередь, внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь подразделяется на монологическую и диалогическую. Монологическая речь существует в форме лекции, доклада и т. п. Важнейшим средством общения выступает диалогическая речь, или разговор, который поддерживается собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы.

Невербальные средства общения включают жесты, мимику, пантомимику. Это общая моторика различных частей тела (руки – жестикуляция; лицо – мимика; позы – пантомимика), которая отображает эмоциональные реакции человека. Визуальное общение, или контакт глазами, расположение собеседников относительно друг друга, также относится к невербальным средствам общения.

Взаимодействие с окружающими людьми. В психологии все возможные виды взаимодействия разделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт). Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности, достижению групповой цели. Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов взаимодействия.

Для обеспечения сотрудничества между участниками этого процесса должно существовать взаимопонимание. Глубина, объективность, скорость восприятия и понимания одним человеком другого зависят от пола, возраста, национальных особенностей, образа жизни, а также от психического состояния и вообще состояния здоровья.

Восприятие человека человеком предполагает особые процессы: идентификацию и рефлексию. Идентификация (лат. identifiko – отождествление, уподобление) буквально означает уподобление другому. Для этого нужно мысленно поставить себя на его место. Это один из самых простых способов понимания другого человека. Близким по значению к идентификации выступает еще один механизм познания другого – эмпатия (греч. empatheira – сопереживание). В отличие от идентификации при эмпатии происходит не рациональное осмысление проблем другого человека, а скорее стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия – это эмоциональное понимание другого, сопереживание или сочувствие ему.

При характеристике общения как познания особое значение имеет рефлексия (лат. reflexio – обращение назад). В социальной психологии под рефлексией понимается осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Чем больше человек расположен к содержательному и доверительному общению, тем лучше у него развивается способность к рефлексии.

В процессе восприятия и понимания человека человеком важную роль играют установки, приводящие к возникновению различных социально-психологических эффектов. Такие установки можно назвать типовыми схемами, по которым строится образ другого человека. Более всего исследованы эффект ореола, эффект новизны и эффект стереотипизации. Эффект ореола заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, «прочитывается» и определенным образом накладывается на то представление о нем, которое было создано заранее. Ранее выработанное представление выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола ярко проявляется при формировании первого впечатления о человеке: общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств. И наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует в дальнейшем преобладанию негативных оценок. С этим эффектом тесно связаны и эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека доминирует та информация о нем, которая предъявлялась раньше. Напротив, в ситуации восприятия знакомого человека действует эффект новизны: новая информация о человеке, непохожая на прежнюю, оказывается более значимой для формирования мнения о нем. Эффект проекции побуждает нас находить в другом, как в зеркале, наши собственные свойства, черты и состояния. Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки.

В более широком плане все эти эффекты можно рассматривать как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, – явления стереотипизации. Воспринимая другого человека, мы обычно руководствуемся стереотипами – привычными нам взглядами. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются в общении как средством «сокращения» процесса узнавания. Стереотипы могут привести к упрощенному или даже искаженному пониманию другого человека, к возникновению предубеждений. Предубеждения особенно отрицательно проявляются в повседневной жизни, когда могут нанести серьезный вред взаимоотношениям людей. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Способы взаимодействия. Общение включает в себя определенные способы воздействия людей друг на друга. Важнейшие из них – заражение, внушение, убеждение, подражание.

Заражение – это бессознательная, невольная подверженность человека определенным психическим состояниям; происходящее как бы само собой распространение какой-либо деятельности или настроения от одного человека к другому. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей. Особыми условиями, в которых усиливается воздействие через заражение, являются толпа и ситуация паники. Непосредственной причиной паники выступает появление какого-либо известия, способного вызвать своеобразный шок.

Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу людей. В отличие от заражения, которое носит, как правило, невербальный характер (танцы, игры, музыка, эмоции и т. п.), внушение носит вербальный характер, т. е. осуществляется посредством речевого сообщения. Такое сообщение основано на его некритическом восприятии. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенных в себе.

Убеждение – также целенаправленный, но логически обоснованный процесс побуждения человека принять определенные ценности, верования или отношения. В отличие от внушения убеждение опирается на доверие к разуму человека, его способность согласиться с правильными доводами, рассуждениями.

Подражание состоит в том, что осуществляется не просто принятие внешних черт поведения другого человека, но и воспроизведение образцов демонстрируемого поведения. Можно говорить о двух планах подражания: или конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой.

Ролевое взаимодействие. С усложнением человеческого общения вырабатывались все новые его правила. «В психологии под социальной ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по возрастным или половым характеристикам, роду занятий, сложившимся взаимоотношениям и др.)» [2, с. 125]. Один и тот же человек может одновременно реализовывать несколько социальных ролей, т. е. имеет специфический ролевой набор. Посредством социальных ролей человек включается в культуру общества, происходит процесс социализации личности. Роль предписывает соответствующий набор программ поведения, деятельности и общения. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Общество предъявляет к исполнителям социальных ролей определенные требования и осуществляет моральные или юридические санкции в том случае, если эти требования не выполняются.

В некоторых ситуациях множественность ролевых позиций порождает их столкновение. Возникает ролевой конфликт, который является разновидностью внутриличностного конфликта и ставит человека перед необходимостью отдать предпочтение какой-то одной из ролей.

Типы конфликтов. Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – это вид межличностного взаимодействия, в основе которого лежит объективное противоречие целей, интересов, мнений его участников.

Структура конфликта включает в себя следующие элементы:

• участники конфликта или стороны;

• причины конфликта, его объект и предмет;

• конфликтная ситуация;

• конкретный повод или инцидент (действия, ведущие к конфликту).

Классификация конфликтов. В зависимости от количества участников конфликт может быть межличностным, личностно-групповым и межгрупповым.

Внутриличностный конфликт, или конфликт человека с самим собой, может возникнуть при низкой удовлетворенности своей работой, недостаточной уверенности в себе, несогласованности разных социальных ролей.

Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов и стремятся найти приемлемое решение проблемы. Неконструктивный конфликт возникает в двух случаях: 1) когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; 2) когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его.

К типичным искажениям восприятия конфликта относятся:

• «иллюзия собственного благородства», когда кажется, что истина и справедливость полностью на «нашей» стороне;

• «поиск соломинки в глазу другого»: замечает недостатки у оппонента, но не у себя самого;

• «двойная мораль»: одинаковые поступки – свои и оппонента – оцениваются по-разному;

• «все ясно»: чрезмерное упрощение ситуации конфликта и однозначная оценка намерений оппонента как враждебных.

Линии поведения в конфликтных ситуациях. Стратегия сотрудничества предполагает поиск в ходе открытого обмена мнениями такого решения, которое удовлетворило бы интересы всех участников конфликта.

Компромисс достигается урегулированием разногласий через взаимные уступки.

Действия в стратегии уклонения направлены на то, чтобы выйти из ситуации, не уступая оппоненту, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии. В ответ на обвинения проявляется стремление перевести разговор на другую тему.

Приспособление также выражается в стремлении уйти от конфликта путем уступок; человек здесь сглаживает противоречия, пренебрегая своими интересами в пользу другого.

В стратегии конкуренции (противоборства) действия человека направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы.

Пути разрешения конфликтов. Усилия по разрешению конфликта могут прилагать как сами его участники, так и посторонние лица или посредники, способные организовать диалог между участниками конфликта. Можно рекомендовать следующие пути урегулирования межличностных конфликтов.

1. Открытое изложение противоборствующими сторонами своего понимания ситуации помогает прояснить суть конфликта.

2. Нападать надо на проблему, а не на личность.

3. Важно также узнать о том, что думает и чувствует другой человек; для этого надо попытаться встать на его позицию и взглянуть на ситуацию «его глазами».

4. При обсуждении конфликта следует избегать угроз, обмана. Обязательное условие здесь – по возможности спокойный тон высказываний, точность и продуманность фраз. К человеку, который вступил с нами в конфликт, следует проявить максимальное дружелюбие и готовность заняться разрешением возникших проблем, не пуская их «на самотек».

5. Одним из важнейших условий нормального разрешения конфликтных ситуаций является овладение умением спорить.

6. Очень важна готовность личности к поиску эффективных путей разрешения ситуации. Следует вырабатывать в себе качества, важные для бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов. К ним относят эмпатию, доброжелательность, умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками и ролями.

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет