Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

gggСоциальный и национальный состав населения Беларуси. Социальный портрет конкретного общества представляет собой совокупность групп, слоев, общностей и институтов, объединяющих людей в границах определенного географического пространства, а также исторических и культурных ценностей, обеспечивающих ему целостность и национальное своеобразие. Каждая страна, функционирующая как социальная система, имеет свою политико-экономическую специфику, ставит перед собой и решает социальные и культурные задачи. 

Социальный состав населения есть количественное выражение общностей и групп, находящихся в определенном взаимодействии между собой и с государством.

В обществоведении принято выделять следующие основные социальные общности: 1) территориально-поселенческие (жители города, поселка); 2) национально-этнические (белорусы, русские, поляки, украинцы и др.); 3) религиозные (православные, католики, мусульмане, иудеи и др.); 4) социально-профессиональные (рабочие, крестьяне, интеллигенция, управленцы и др.). Включение людей в ту или иную общность определяется характером деятельности, социальным положением, местом проживания, участием в политической жизни, экономическим статусом и др. Социальная общность состоит из групп, объединяющих людей по каким-либо общим признакам и придерживающихся единых норм, ценностных установок и правил. В частности, профессиональные группы объединяют индивидов по профессиональным признакам, сходству знаний и навыков (учителя, врачи, строители и др.).

По данным переписи 2009 г. население нашей страны составляет 9 503 807 человек. Примерно 74 % (7 064 529 чел.) проживает в городах и, соответственно, около 26 % (2 439 278 чел.) – в сельской местности. Женское население составляет 54 % (5 083 768 чел.), мужское – 46 % (4 420 039 чел.). В стране насчитывается 112 городов и 96 поселков городского типа; сельское население проживает в 22 154 сельских поселениях.

Республика Беларусь – унитарное многонациональное государство. Понятие «унитарный» означает такой тип государственного устройства, при котором отсутствуют обособленные национально-государственные образования в пределах страны. По данным той же переписи в Беларуси проживают представители около 140 национальностей. Из всего населения страны 84 % – белорусы, 8,2 % – русские, 3,0 % – поляки, 2 % – украинцы. Прежде данные о национальном составе населения Беларуси были несколько иные. В Республике Беларусь проводится последовательная политика по созданию условий для сохранения и развития языков и культур всех национальностей. Современная межнациональная ситуация характеризуется стабильностью, отсутствием каких-либо конфликтов на этнической основе. В Конституции Республики Беларусь законодательно закреплено существование национальных общностей как составной части белорусского народа, а Законы «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» и «О культуре» предоставляют им право на изучение родного языка в специальных классах, защиту прав и интересов.

Качество и уровень жизни населения. Социально-экономическое благополучие населения можно определять по различным критериям, но наибольшее распространение получили такие показатели, как качество жизни и уровень жизни. Качество жизни – это степень удовлетворенности людей условиями своей жизнедеятельности (материальными, социальными, демографическими и др.). Это подразумевает разнообразие потребляемых человеком материальных и духовных благ, которые может предоставить общество. Здесь имеется в виду широкий комплекс благ и услуг, определяющий бытие людей, – от жилищных условий до политической обстановки в стране и регионе. Качество жизни включает в себя такие аспекты, как развитость демократических устоев общества, состояние здоровья населения, возможности получения образовательных, культурных и иных услуг, степень социальной защищенности.

Показатели качества жизни имеют как объективный, так и субъективный характер. Объективные показатели отражают такие параметры, как доход на душу населения, миграция населения, процент смертности, степень равенства при распределении дохода, или такие явления, как преступность, алкоголизм, разводы, самоубийства и т. д. Субъективные показатели относятся к оценкам восприятия населением своей жизни, которые выявляются главным образом в опросах общественного мнения.

Уровень жизни – это количественная характеристика обеспеченности населения различными благами и услугами, степень удовлетворения потребностей людей. Различают два основных вида потребностей: 1) повседневные нужды в еде, одежде, жилье, сне и т. д.; 2) потребности в трудовой деятельности, общении, образовании, духовной культуре, во всем, что является продуктом общественной жизни. Первую разновидность потребностей называют естественными; они являются основой, на которой возникают и получают удовлетворение социальные потребности людей, составляющие вторую разновидность.

Понятие «уровень жизни населения» применяется во всем мире. В мировой практике этот термин впервые был предложен в 1954 г. Комитетом экспертов ООН: под уровнем жизни населения рекомендовалось понимать фактические условия жизни населения, сгруппированные в 12 компонентов. Наряду с материальными и культурными условиями жизни в состав уровня жизни включались здоровье, занятость, условия труда, фонд накопления, человеческие свободы. Сюда относят количественные характеристики дохода, размеры жилья, набор продуктов питания, наличие личного имущества (мебель, бытовые приборы, автотранспорт). Уровень жизни определяется и по таким показателям, как уровень минимальной заработной платы, ее соотношение с размером потребительского бюджета, расходы на питание, одежду, отдых, культурные потребности.

Социальная защита населения в Республике Беларусь. Качество и уровень жизни населения зависят от многих факторов, среди которых особую роль играет государственная система социальной защиты. Под социальной защитой понимается совокупность мер, которые реализует государство, чтобы защитить человека в наиболее трудные моменты его жизни (потеря работы, болезнь, потеря кормильца, стихийные бедствия, старость, инвалидность и др.). Сюда относятся установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, детских пособий, меры по обеспечению трудовой занятости и др. В Республике Беларусь в настоящее время действует наиболее эффективная на постсоветском пространстве модель социальной защиты. Она регулируется законодательными актами и государственными программами, направленными на достижение соответствующих результатов в конкретном секторе социальной сферы. К ним следует отнести: Программы социально-экономического развития на очередной пятилетний срок; Государственную программу возрождения и развития села на 2005–2010 гг.; Президентскую программу «Дети Беларуси»; Государственную программу занятости населения; Комплексную программу по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь; Государственную программу по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов и др.

Целенаправленная государственная политика по повышению уровня жизни населения позволила увеличить реальные денежные доходы за 2005–2010 гг. в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59 %, реальная пенсия по возрасту – на 58 %. Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения – с 12,7 % в 2005 г. до 5,4 % в 2010 г. Регистрируемая безработица сохраняется в социально допустимых пределах – 0,8 % – 0,9 % от экономически активного населения. Продолжительность жизни увеличилась с 68,8 года в 2005 г. до 71 года в 2010 г. По данным Программы развития ООН, по обобщающему показателю уровня социально-экономического развития стран – индексу развития человеческого потенциала – Беларусь заняла 68-е место из 182 государств, опередив все страны СНГ.

В «Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы» определено, что основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и др.

Главными приоритетами социальной политики в Республике Беларусь в ближайшие пять лет станут: 1) повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест; 2) постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам; 3) укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения; 4) повышение интеллектуального и культурного потенциала нации; 5) улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства.

Важной составной частью социальной защиты населения является система пенсионного обеспечения. В Беларуси проживают 2,6 млн пенсионеров, что составляет свыше четверти всего населения. Средний размер пенсий по возрасту превышает величину бюджета прожиточного минимума пенсионера в 1,5 раза, а минимальная пенсия сравнялась с этим социальным нормативом. За истекшее пятилетие реальная пенсия увеличилась вдвое, и по предварительным прогнозам в следующем пятилетии в Беларуси будет самый высокий размер пенсий среди стран СНГ. О масштабах государственной социальной поддержки населения свидетельствует тот факт, что на различные социальные выплаты и пособия в стране расходуется более 13 % валового внутреннего продукта.

Политика белорусского государства в области здравоохранения. Государственная политика в сфере здравоохранения представляет собой деятельность республиканских и местных органов власти, направленную на обеспечение медицинским обслуживанием населения и соблюдение конституционного права на охрану здоровья. Законодательная база в этих вопросах включает в себя такие Законы Республики Беларусь, как «О здравоохранении», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС» и др. Значимость этой сферы услуг определяется тем, что она обеспечивает одну из важнейших потребностей человека – быть здоровым, и в ней нуждаются все социальные категории населения. Состояние здравоохранения имеет также существенную экономическую значимость, так как без здоровых членов общества экономика не может быть эффективной.

Система здравоохранения Республики Беларусь базируется на принципах социальной справедливости и доступности для всех слоев населения. Ее основу составляют государственные медицинские учреждения, которые обязаны предоставлять бесплатно перечень услуг в соответствии с социальным стандартом. Наряду с этим используется и система платного обслуживания для ускорения обследований и при оказании специфических медицинских услуг.

Современная система здравоохранения включает в себя: 1) развитие первичной медицинской помощи; 2) профилактическое направление, цель которого – профилактика и ранняя диагностика заболеваний; 3) обеспечение населения своевременной высокотехнологичной медицинской помощью. Обновление системы здравоохранения предусматривает в следующем пятилетии максимальное приближение медицинской помощи к населению, решение вопросов полноценного лекарственного обеспечения, внедрение новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний на основе передовых отечественных и зарубежных медицинских разработок, развитие современной инфраструктуры медицинских услуг. Все это позволит вывести медицинскую отрасль в следующем пятилетии по качеству обслуживания и технической оснащенности на уровень развитых стран.

Концепция развития здравоохранения Республики Беларусь соответствует требованиям Всемирной организации здравоохранения и Европейской стратегии «Здоровье для всех в XXI веке», которые предусматривают:

• обеспечение доступности медицинской помощи вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;

• профилактическую направленность;

• экономическую, социальную, медицинскую эффективность;

• единство медицинской науки и практики.

Государственная политика в области охраны здоровья нацелена на обеспечение качественными лекарствами. Осуществлены разработка и выпуск 750 наименований высокоэффективных лекарств, что позволяет практически обеспечить каждого больного необходимым лечением. Важную роль в обеспечении здоровья нации играет пропаганда и внедрение образцов здорового образа жизни. Как подтверждает многолетняя практика, соблюдение здорового образа жизни и отказ от вредных привычек дают не меньший, а зачастую даже больший эффект в плане сохранения здоровья, чем медицинская помощь больным людям.

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет