Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

gggСоциализация личности. Социализацией называют процесс усвоения и воспроизводства человеком культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, его саморазвитие и самореализацию в том обществе, в котором он живет.

Социализация происходит в процессах: а) стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных жизненных обстоятельств; б) целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания; в) саморазвития и самовоспитания человека.

Можно говорить о том, что социализация – это развитие человека, обусловленное конкретными социальными условиями. В процессе социализации человек учится исполнять различные роли – в семье, школе, в общении с незнакомыми людьми и т. д., а также развивается как личность. Выделяют четыре группы основных факторов социализации:

1) мегафакторы («мега» – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир в целом; эти факторы влияют на всех жителей Земли;

2) макрофакторы («макро» – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию жителей определенной территории, страны;

3) мезофакторы («мезо» – средний) – регион, тип поселения (город, село, поселок), средства массовой информации, субкультуры и т. д.;

4) микрофакторы («микро» – малый) – семья, группы сверстников, различные общественные, государственные и др. организации, микросоциум.

В широком смысле слова социализация рассматривается как процесс приобщения людей к достижениям человеческой цивилизации, усвоение и воспроизводство общественного опыта, в результате чего происходит становление современной культурной личности. В более узком смысле – как процесс и результат освоения отдельно взятым человеком доступного и лично ему необходимого социального опыта, становление человека в качестве полноценного члена общества или какой-либо социальной группы.

Эгоизм и альтруизм. «Эгоизм – черта личности, которая заключается в себялюбии, сосредоточении на своем «Я», равнодушии к другим людям» [2, с. 133]. Эгоизм (лат. ego – я) как ценностная ориентация личности проявляется в сознательном противопоставлении личных интересов интересам других людей. Можно выделить следующие проявления эгоистически настроенной личности: а) крайне выраженное себялюбие, сопровождаемое нелюбовью к другим людям; б) предпочтение собственных интересов; в) открытое стремление человека к удовлетворению только собственных потребностей, интересов при игнорировании интересов других людей. В общении эгоист ищет главным образом выгоды для себя. Он с трудом адаптируется в коллективе, члены которого быстро распознают его сущность.

Биологической предпосылкой эгоизма является инстинкт самосохранения. Однако развитие и последующее превращение эгоизма в доминирующую направленность личности является следствием неправильного воспитания. Эгоистическая направленность укрепляется тогда, когда родители весь уклад семейной жизни ориентируют на потребности и комфорт своего ребенка, способствуют формированию у него завышенной самооценки, стремятся освободить его от любого физического или духовного, нравственного усилия.

«Альтруизм противоположен эгоизму и предполагает добровольную помощь человека другим людям, его готовность жертвовать для них личными интересами» [2, с. 133]. Причину желания помогать людям некоторые ученые объясняют эмпатией (сопереживанием), а также стремлением человека преодолеть собственное негативное состояние, вызываемое горем или страданиями других людей. Альтруизм можно рассматривать не только как черту личности, но и как мотив социального поведения: благополучие и счастье других людей ставятся выше собственных интересов. В этом проявляется близость альтруизма принципам гуманизма.

Альтруистическое поведение обычно рассматривается как стратегия, развившаяся в процессе естественного отбора. Нормы альтруизма – это социальная ответственность (помощь тем, кто в ней нуждается) и взаимная ответственность (помощь тем, кто помог нам). Данные нормы являются важными условиями успешного взаимодействия человека с другими людьми.

Индивидуализм и коллективизм. Общественная сущность человека проявляется в коллективизме. «Коллективист – это человек, который воспринимает и переживает интересы малой группы, в которую он включен, как самые ценные и значимые для себя» [2, с. 134].

Коллективизм характеризует поведение людей в группе, которая достигла уровня развития коллектива. Ведь именно коллективом называют группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, общей совместной деятельностью и коллективистской направленностью. Проявлениями коллективистской направленности группы выступают высокий уровень сплоченности, понимание и принятие всеми общих целей и интересов, их совпадение с потребностями и интересами каждого, признание необходимости действовать сообща, понимание и признание ответственной зависимости друг от друга и коллектива в целом. Таким образом, коллективизм можно рассматривать как характеристику поведения людей в группе, достигшей высокого уровня своего развития. Его противоположностью по своим социально-психологическим проявлениям является индивидуализм.

В более широком смысле коллективизм выступает как модель национальной культуры и социальных отношений, основанных на идее общей пользы. Многие из существующих в мире культур (ряд национальных культур стран Латинской Америки и Азии, традиционная славянская культура) являются коллективистскими, в то время как современная культура США и культуры многих развитых стран Европы считаются индивидуалистскими.

Однако нельзя путать подлинный коллективизм с выражением группового эгоизма. Настоящий коллективизм проявляется в ситуации, когда человек, защищая высшие групповые интересы, может противостоять давлению даже собственной группы – ведь члены ее по тем или иным причинам могут ошибаться в оценке значимых событий, совершать неправильные действия. Коллективистское поведение противоположно некритическому групповому поведению и мышлению.

Индивидуализм – тип мировоззрения, в основе которого лежит абсолютизация позиции личности в ее противопоставленности обществу. Индивидуализм проявляется как в реальной жизненной позиции, так и в различных концепциях (философских, этических, политических и др.). Крайней формой проявления индивидуализма выступает эгоизм. За эту форму проявления часто подвергается критике индивидуализм в целом. Однако необходимо учитывать, что индивидуализм подразумевает личную активность человека, опору на собственные силы, ответственность за принятое решение и совершенное действие. Во многих развитых странах индивидуализм предполагает достижение коллективных интересов через реализацию интересов индивидуальных.

Конформизм и нонконформизм. «Конформизмом называется изменение поведения людей в результате реального или воображаемого давления группы» [2, с. 136]. Конформизм (лат. conformis – подобный, сообразный) – это социально-психологическое явление, характеризующееся склонностью поддаваться воздействию чужих взглядов, убеждений, установок. Это не означает, что человек действует так же, как все, – конформист, поддавшись влиянию группы, ведет себя не так, как делал бы в одиночку. Конформизм рассматривается как тенденция личности изменять свои взгляды, убеждения, ценностные установки и поступки под влиянием группы и может проявляться в двух формах: уступчивость (ведем себя так, как принято, внутренне не соглашаясь с тем, что делаем) и одобрение (верим в правильность того, что вынуждает нас делать группа).

Многочисленные психологические эксперименты раскрывают две основные причины конформизма. Во-первых, это стремление человека быть принятым группой, получить ее одобрение. Во-вторых – желание выглядеть убедительным, действующим правильно в ситуации, когда человек чувствует себя недостаточно уверенно при решении трудной задачи и ему проще делать «как все». В психологии склонность к конформизму – конформность – рассматривается как специфическое личностное качество, в большей или меньшей степени присущее всем людям.

Конформизм в ряде случаев помогает исправить ошибочное поведение и тогда играет позитивную роль. В целом конформизм мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения – в этом заключается его негативная роль. Положительной конструктивной заменой конформизма является коллективизм, когда согласие с позицией группы возникает в результате осознанного совпадения устремлений личности с целями коллектива.

Нонконформизм в противовес конформизму выражается в активном противодействии члена группы оказываемому на него давлению. Как черта личности нонконформизм проявляется в открыто выраженном стремлении действовать прямо противоположным образом тому, что требуют от человека общество, группа или окружающие люди.

Воспитание активной жизненной позиции подразумевает развитие способности к сознательному принятию или отвержению требований группы на основе сопоставления этих требований с нравственными нормами и ценностями.

Лидерство и руководство. Важными явлениями групповой жизни являются лидерство и руководство. Лидерство (англ. leader – ведущий, глава) можно определить как ведущее влияние члена группы (лидера) на группу в целом. Выдвижение лидера связано с внутренней самоорганизацией и самоуправлением взаимоотношениями и деятельностью членов группы. Лидер – это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя. В социально-психологической литературе подчеркивается несколько обстоятельств, характерных для возникновения лидерства: во-первых, определенная личность добровольно берет на себя значительную долю ответственности за дела группы; во-вторых, члены группы гласно или негласно поддерживают выдвижение лидера; в-третьих, лидер выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях достаточно значимой для жизнедеятельности группы ситуации.

Для выдвижения на роль лидера группы человек должен обладать определенной совокупностью личных качеств, способствующих организации деятельности по достижению групповых целей. Такими качествами выступают уверенность в себе, острый и гибкий ум, сильная воля, организаторские способности и др. Группа санкционирует, признает лидерские притязания одного из своих членов.

В отличие от лидера руководитель – это официально назначаемое или выбираемое лицо. По функциям лидерство и руководство совпадают. Однако в психологической литературе указывается, что руководитель, в отличие от лидера, выполняет представительские функции, т. е. представляет группу в более широкой системе социальных отношений. Вместе с тем подчеркивается желательность совпадения лидера и руководителя в одном лице. При наличии в коллективе нескольких неформальных групп каждая из них может сформировать свои правила и нормы и внутри каждой может определиться свой лидер. Руководитель коллектива должен уметь взаимодействовать с этими неформальными лидерами, формирующими и выражающими мнение своих групп.

Основными умениями и способностями руководителя являются: искусство быть равным; быть лидером; разрешать конфликты; обрабатывать информацию; принимать нестандартные управленческие решения; распределять ресурсы в коллективе; идти на оправданный риск и на внедрение нововведений; искусство самоанализа.

С лидерством тесно связано влияние, когда человек побуждает других действовать определенным образом.

В процессе управления группой применяют тот или иной способ влияния на подчиненных в зависимости от складывающейся ситуации. Существуют три основных стиля управления, понимаемых как совокупность приемов и методов, применяемых для оказания влияния на остальных членов группы: авторитарный, демократический и либеральный, который также называют «попустительским». При авторитарном стиле лидер устанавливает жесткую дисциплину, действует директивно, четко распределяет роли и обязанности между членами группы, не позволяет обсуждать или оспаривать принимаемые им решения. Противоположным авторитарному является демократический стиль, при котором лидер стремится управлять группой в тесном взаимодействии и сотрудничестве с остальными ее членами посредством коллективного обсуждения и совместного принятия решений. При либеральном («попустительском») стиле лидер проявляет полное доверие, практически отстраняется от руководства группой, предоставляет ее членам неограниченную свободу, избегает конфликтов. Такой стиль управления может быть результативным, если группа характеризуется очень высокой сплоченностью и ответственностью; в противном случае он ведет к дезорганизации группы.

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет