Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Планируемый результат: локализовать во времени (на осно­ве знания хронологии) ключевые события Средневековья, эта­пы и события становления и развития русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории.

Умение: указывать даты событий, определять их принадлеж­ность к веку, историческому периоду.


Задания базового уровня

Каким годом датируется Крещение Руси? 1) 882 г.; 2) 988 г.; 3) 1113 г.

Окончательное освобождение Руси от ордынского вла­дычества произошло в:

1) 1380 г.; 2) 1410 г.; 3) 1480 г.


Какое из событий произошло в XVI в.?

1) Куликовская битва; 2) поход Ермака в Сибирь.


Какое из перечисленных событий относится к периоду Удельной Руси (30-е гг. XII в. — XIII в.)?

1) Крещение Руси; 2) Ледовое побоище; 3) создание Рус­ской Правды.


Задание повышенного уровня

Укажите хронологические рамки периода политической раздробленности на Руси. Какие важные события произош­ли в этот период?


Умение: устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

Задания базового уровня

Расположите в хронологическом порядке следующие со­бытия:

1) Невская битва; 2) Крещение Руси; 3) первое упомина­ние в летописи о Москве.


Какое из событий произошло раньше всех остальных?

1) Введение Судебника Ивана III; 2) Ледовое побоище; 3) учреждение опричнины.


Какое из событий правления Ивана III произошло поз­же всех других?

1) Присоединение Новгорода к Москве; 2) принятие пер­вого Судебника единого государства; 3) конец ордынского владычества над Русью.


Расположите в хронологической последовательности назва­ния территорий, присоединённых к Московскому государству в XV—XVI вв.:

1) Тверское княжество; 2) Западная Сибирь; 3) Великий Новгород и его владения; 4) Астраханское ханство.


Умение: объяснять, на какие этапы делится отечественная и всеобщая история Средних веков.

Задание базового уровня

Объясните, на какие этапы делится история Руси IX—XIII вв. Задание повышенного уровня

Выделите основные этапы истории Руси в период Средне­вековья.


Умение: соотносить во времени однородные события и про­цессы отечественной и всеобщей истории.

Задание базового уровня

В какие годы войска монголов, вторгшиеся на Русь, про­должили наступление на другие страны Европы?

1) 1222-1223 гг.; 2) 1237-1238 гг.; 3) 1240-1241 гг.; 4) 1279— 1280 гг.

Верный ответ: 3.


Задание повышенного уровня

Когда завершилось образование централизованных госу­дарств на Руси и во Франции? Что способствовало этому в одном и другом случае? Назовите 2—3 общие предпосылки.

При использовании задания в 7 классе применимы сле­дующие требования к ответу:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1. Образование централизованных государств завер­шилось:

во Франции в конце XV в.;

на Руси в начале XVI в.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

2. Могут быть названы следующие общие предпо­сылки:

развитие сельского хозяйства и ремесла, рост го­родов;

стремление землевладельцев держать в повино­вении крестьян с помощью сильной централизован­ной власти;

борьба против иноземных завоевателей (за наци­ональную независимость)

 

Верно названы период (для каждой страны или об­щие рамки — конец XV — начало XVI в.) и 2—3 пред­посылки

3

Верно названы период (или общие рамки — конец XV — начало XVI в.) и одна предпосылка или период указан расширительно (XV—XVI вв.), на­звано не менее двух предпосылок

2

Период не назван, приведены 1—2 предпосылки

1

Не приведено ни одного верного положения

0

Максимальный балл

3

 

Планируемый результат: применять знание фактов для ха­рактеристики эпохи Средних веков в отечественной и всеоб­щей истории, её ключевых событий и явлений.

Умение: указывать (называть) место, обстоятельства, участ­ников, результаты важнейших исторических событий.

Задания базового уровня

Освобождение Руси от ордынского владычества связано с:

1) Куликовской битвой; 2) Стоянием на реке Угре; 3) взя­тием Казани.


Кто из названных лиц совершил поход в Сибирь и раз­бил в сражении главные силы сибирского хана?

1) Александр Невский; 2) Ермак Тимофеевич; 3) Дмитрий Донской.


В чьё правление была введена опричнина?

1) Ивана Калиты; 2) Ивана III; 3) Ивана IV.


Задания повышенного уровня

Ледовое побоище произошло в   (на­зовите место).


Дмитровский собор — памятник древнерусского зод­чества XII в., находится

1) в Москве; 2) в Новгороде; 3) во Владимире.


Поход Ермака в Сибирь привёл к ... .


Умение: группировать, систематизировать факты по заданно-

Задания базового уровня

Современниками были (выберите верный ответ):

1) Александр Невский и Ермак Тимофеевич; 2) Дмитрий Донской и Сергий Радонежский.


К важнейшим событиям правления Ивана III относится:

1) введение опричнины; 2) освобождение Руси от ордын­ской зависимости; 3) Крещение Руси.


Установите соответствие между именами исторических деятелей и военными событиями, происшедшими под их руководством или в их правление. К каждой позиции пер­вого столбца подберите соответствующую позицию из вто­рого.

Деятели

События

А) Иван IV

1) Ледовое побоище

Б) Александр Невский

2) Ливонская война

В) Дмитрий Донской

3) Стояние на Угре

 

4) Куликовская битва

 

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соот­ветствующими буквами.

А

Б

В

 

 

 

□ Верный ответ: 2, 1, 4.



Задания повышенного уровня

В шатровом стиле построен:

1) собор Василия Блаженного в Москве; 2) Софийский собор в Новгороде; 3) Дмитровский собор во Владимире.


Установите соответствие между названиями памятников культуры и сферами культуры, к которым относятся эти па­мятники. К каждой позиции первого столбца подберите со­ответствующую позицию из второго.

Памятники

Сферы культуры

А) Домострой

1) Живопись

Б) «Троица» Андрея Рублёва

2) Архитектура

В) Грановитая палата в Мос­ковском Кремле

3) Литература

 

4) Скульптура

 

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соот­ветствующими буквами.

А

Б

В

 

 

 

 

Планируемый результат: использовать историческую кар­ту как источник информации о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.

Умение: находить и показывать на карте исторические объ­екты, места событий и др., используя систему условных обо­значений легенды.


Задание базового уровня

Назовите и покажите на карте самостоятельные княжества и земли Руси в. XII — начале  XIII в.


Задание повышенного уровня

Используя карту, охарактеризуйте географическое положе­ние одного из самостоятельных центров Руси XII — нача­ла XIII в. (местоположение, соседи; торговые пути и др.). Приведите не менее трёх характеристик.

□ Ниже даётся пример требований к ответу, относящему­ся к Новгородской земле.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Может быть указано:

Новгородская земля занимала огромную террито­рию на северо-западе Руси — от берегов Балтики до Приуралья, от Северного Ледовитого океана до меж­дуречья Волги и Оки;

на юго-востоке Новгородская земля граничила с Владимиро-Суздальским княжеством, на юге — со Смоленским, на юго-западе — с Полоцким княжеством;

Новгородская земля расположена на пересечении важных торговых путей, идущих в Балтийское и Чёр­ное моря, на Волгу

 

Верно приведены три положения

2

Верно приведены два положения

1

Приведено одно положение, общее рассуждение или ответ неверный

0

Максимальный балл

2

 

Умение: прослеживать маршруты масштабных передвижений людей в различных регионах.

Задание базового уровня

Покажите основные направления вторжений завоевателей на Русь в XIII в.


Задания повышенного уровня

Покажите на карте путь «из варяг в греки». Объясните, через какие земли и в каких условиях проходили по этому пути древние люди.

Проследите по карте маршруты Крестовых походов. Кто и с какими целями в них участвовал?


Умение: выявлять на исторической карте изменения, проис­ходившие в результате значительных социально-экономиче­ских и политических событий и процессов.

Задания базового уровня

Покажите территории, присоединённые к Московскому государству в царствование

Ивана IV.

Какое производство развивалось в России в середине и во второй половине XVI в.? Покажите на карте, где находи­лись его основные центры.


Задания повышенного уровня

Используя карту, расскажите, как происходило объеди­нение русских земель под властью московских князей.

Покажите территории, вошедшие в состав Российского государства во второй половине XVI в. Можно ли говорить о Российском государстве конца XVI в. как о многонацио­нальном?

Проследите по карте, как происходило собирание земель под властью королей во Франции. Кому из королей удалось подчинить своей власти особенно значительные территории?


Планируемый результат: проводить поиск информации в ис­торических текстах, материальных памятниках Средневековья.

Умение: находить в тексте ключевые слова, имена, названия, даты и т. д., в изображении (материальном памятнике) — ключевые символы, образы.

Задания базового уровня

1. Прочитайте отрывок из летописи и определите, о каком событии повествует источник.

«...И пришёл в реку Неву и стал в устье Ижоры, желая за­хватить Ладогу и даже Новгород и всю область Новгородскую...

И пошёл [князь] на шведов с мужественными воинами своими, не со многою дружиною, потому что не было вре­мени собрать многочисленное войско... И была сеча великая со шведами... и самому королю нанёс [князь] рану на лице острым своим мечом».


2. Прочитайте отрывки из «Казанской истории» и назови­те правителя Руси, о котором идёт речь.

«Великий князь... собрал воинов со всей Русской земли и вышел без страха навстречу нечестивому царю Ахмату к той же реке Угре...

Новгородцы же не хотели подчиниться ему и звать вели­ким князем... И пойдя на Великий Новгород, взял его с ве­ликой дерзостью и смелостью... тогда же захватил он и Тверь, и Вятку, и Рязань. И все русские князья вынуждены были служить ему...»


Задание повышенного уровня

Используя иллюстрации, найдите во внешнем облике и внутреннем убранстве собора Нотр-Дам в Париже черты го­тического стиля. Назовите не менее трёх черт.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть названы:

стрельчатые арки дверных проёмов и окон;

пучки столбов-колонн;

остроконечные башенки;

витражи

 

Верно приведены три элемента

2

Верно приведены 1—2 элемента

1

Приведены неверные положения

0

Максимальный балл

2


Умение: определять смысл (главную идею) высказывания, изображения.

 

Задание базового уровня

Прочитайте отрывки из «Поучения Владимира Мономаха своим детям» и объясните, какими хотел видеть своих детей князь.

«...При старых молчать, премудрых слушать... не свиреп­ствовать словом, не хулить в беседе... Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев...

В дому своём не ленитесь, но сами смотрите за всем; не полагайтесь ни на тиуна (управителя), ни на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим... Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чу­жим, ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас. А куда ни пойдёте, где ни остановитесь, везде напоите и накормите просящего... Не проходите мимо человека, не приветив его добрым словом... Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь... Леность — мать всему дурному, [ленивый] что и знает, то забудет, а чего не знает, тому не учится».


Задание повышенного уровня

Прочитайте отрывки из Русской Правды и объясните, от чего зависел размер наказания в Древней Руси. Приведите не менее двух положений.

«... — если палец отрубит какой-то, то заплатить потерпев­шему 3 гривны за обиду;

а за вырванный ус или клок бороды заплатить потер­певшему 12 гривен;

за убийство княжеского отрока, конюха или повара платить 40 гривен;

за убийство тиуна огнищного... платить 80 гривен;

а за убитого смерда или холопа 5 гривен».

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Может быть отмечено, что размер наказания в Древ­ней Руси зависел от:

тяжести причинённого ущерба;

статуса потерпевшего, того, к какой группе на­селения он относился (чем выше человек стоял на социальной лестнице, тем жёстче наказание)

 

Верно приведены два положения

2

Верно приведено одно положение

1

Приведены неверные положения

0

Максимальный балл

2


Примечание: умение проверяется только на базовом уров­не сложности.

Задание базового уровня

Прочитайте отрывок из византийского источника VII— VIII вв. и определите его жанр, назначение.

«1. Земледелец, обрабатывающий собственное поле, дол­жен быть справедливым и не нарушать границы поля соседа. Если же кто намеренно нарушит границу и захватит ближай­шую к себе часть чужого участка, тот, если он сделал это путём вспашки чужой земли, теряет свой труд; если же он и засеял её, то теряет и семена, и свой труд, и урожай. <...>

2. Если земледелец возьмёт участок для посева исполу и в надлежащее время не вспашет его, но разбросает зерно по поверхности, то пусть не получает ничего из урожая, так как он коварно надругался над хозяином участка <...>».


Умение: соотносить информацию отдельного источника с контекстными знаниями.

Задание базового уровня

Прочитайте отрывки из летописи и определите, о каком древнерусском деятеле идёт речь. Объясните, на основании чего вы это установили.

«...Заложил же и церковь Святой Софии... затем церковь на Золотых воротах...

Любил... книги, читая их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, переводили они с греческого на славянский язык... Отец его, Владимир, землю... крещением просветил, [сын] же засеял книжными словами сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье принимая книжное.

...Ещё при жизни дал он наставление сыновьям своим... И так разделил он между ними города, запретив им пере­ступать пределы братьев и сгонять их со стола».


Задание повышенного уровня

Прочитайте отрывки из Домостроя — своеобразной эн­циклопедии средневековой русской жизни и объясните, по­чему в Домострое подробно излагаются элементарные прави­ла содержания в чистоте жилища.

«Избу, и стены, и лавки, и скамьи, и пол, и окна, и двери... всё вымыть и вытереть, и вымести, и выскрести, и всегда бы было чисто... перед нижним крыльцом положить сена, чтобы грязные ноги вытирать, тогда и лестница не загрязнится; в сенях перед дверями рогожку, или ветхий вой­лок положить, или тряпку — вытирать грязные ноги, чтобы в плохую погоду полов не пачкать...»


Планируемый результат: составлять описание образа жиз­ни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и худо­жественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории.

Умения: осуществлять отбор необходимой (ключевой) инфор­мации из текстов и иллюстраций учебника; составлять логи­чески выстроенное описание, рассказ.

Задания базового уровня

Расскажите о Невской битве, используя информацию учебника, свидетельства летописей, данные исторической карты.

На основе иллюстраций дайте описание Софийского собора в Новгороде (внешний вид, внутреннее убранство).


Задания повышенного уровня

Составьте описание образа жизни горожан в Древней Руси в X—XII вв., используя текст и иллюстративные мате­риалы учебника, энциклопедий и др.

Расскажите о достижениях древнерусской культуры. Предварительно составьте план рассказа, отберите материал о наиболее значительных памятниках.

Опишите образ жизни средневекового рыцаря (занятия, правила поведения, условия жизни и др.).


Умения: составлять логически выстроенное описание, рас­сказ; формулировать заключение, выводы.

Задания базового уровня

Расскажите о развитии архитектуры в Московской Руси в XIV—XVI вв. Назовите важнейшие памятники зодчества. Что нового появилось в архитектуре в рассматриваемый период?

Расскажите о Куликовской битве. Раскройте её значение.


Задания повышенного уровня

Составьте описание одного из известных произведений Андрея Рублёва. Что нового привнёс Андрей Рублёв в ис­кусство иконописи? Почему его творчество вызывает интерес и сегодня?

Составьте рассказ о Жанне д'Арк. Объясните, какое ме­сто ей отводится в истории Франции.


Планируемый результат: раскрывать характерные, сущест­венные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) цен­ностей, господствовавших в средневековых обществах, рели­гиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире.

Умение: выделять главные признаки исторических явлений, событий.

Задание базового уровня

Как называлась с конца XV в. форма земельного владения, даваемого служилому человеку за военную или государствен­ную службу без права передачи по наследству?

1) Вотчина; 2) поместье; 3) удел.


Задание повышенного уровня

Установите соответствие между историческими терминами и их объяснением. К каждому элементу первого столбца под­берите соответствующий элемент из второго.

Термин

Объяснение

А) Баскак

1) Часть города, где жили торговцы и ремеслен­ники

Б) Вотчина

2) Представитель ордынского хана на Руси, сле­дивший за сбором дани

В) Посад

3) Глава ополчения в Древнем Новгороде

 

4) Крупное земельное наследственное владение

 

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соот­ветствующими буквами.

А

Б

В

 

 

 

 

Умение: конкретизировать содержание общих понятий при­менительно к данной эпохе, исторической общности.

Задания базового уровня

1. Что из названного относится к процессу закрепощения крестьян на Руси? Укажите два верных ответа.

1) Заповедные лета; 2) Домострой; 3) Юрьев день; 4) оприч­нина.


2. Что из названного относится к готическому стилю в архитектуре средневековой Европы? Укажите два верных ответа.

1) Высокие шпили; 2) полукруглые арки; 3) массивные стены; 4) окна-витражи.

□ Верный ответ: 1, 4.


Умение: выявлять изменения в экономическом, социальном и политическом развитии Руси и других стран в отдельные периоды Средневековья.

Задание базового уровня

Объясните, какие изменения в положении крестьян на Руси нашли отражение в пословице «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».


Задание повышенного уровня

Объясните, как изменялась жизнь населения европей­ских городов по мере складывания централизованных госу­дарств.


Планируемый результат: объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Сред­них веков.

Умение: находить в тексте (учебника и других источников) и излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.


Задания базового уровня

Что из названного относилось к итогам княжения Вла­димира Мономаха?

1) Принятие Русью христианства; 2) восстановление един­ства Древнерусского государства; 3) перенесение столицы го­сударства в Москву.

Объясните причины и следствия Крещения Руси.

Назовите причины Смуты в России в начале XVII в.


Задание повышенного уровня

Раскройте причины возникновения ересей в средневеко­вой Европе.


Умение: соотносить объяснение причин и следствий собы­тий, представленное в нескольких текстах.

Задание базового уровня

Используя текст учебника и документы, назовите отрица­тельные последствия политической раздробленности русских земель (не менее двух последствий).

□ Требования к ответу при использовании задания в 6 классе приведены в таблице.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1. Могут быть названы следующие отрицательные последствия политической раздробленности русских земель:

ослабление обороноспособности Руси;

разорение страны непрекращающимися усобица­ми между князьями;

существование в отдельных землях собственных денег, мер веса и др. затрудняло торговые связи

 

Верно названы два последствия

2

Верно названо одно последствие

1

Приведены неверные положения

0

Максимальный балл

2

 

Задания повышенного уровня

Сопоставьте информацию учебника и различных ис­точников о целях отдельных участников Крестовых походов. Какие различия вы отметите? Чем они объясняются?

Ваш собеседник утверждает, что причиной образования централизованного Русского государства являлось желание князей объединиться под властью одного князя, чтобы со­вместно бороться с завоевателями.

Что вы считаете главными причинами образования цен­трализованного Русского государства? Обоснуйте своё мнение фактами.


Планируемый результат: сопоставлять развитие Руси и дру­гих стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздро­бленность», «централизованное государство» и др.).

Умение: выделять черты сходства и различий в исторических ситуациях, событиях и процессах.

                            

Задания базового уровня

Рассмотрите макеты, рисунки славянских жилищ — по­луземлянки, наземного дома (избы). Установите, чем полу­землянка отличалась от наземного дома.

Выделите, что было общего между боярами и дворянами в XVI в. Установите, какие различия существовали между ними.


Задания повышенного уровня

1. Выделите существенные признаки вотчины и поместья. Сравните вотчину и поместье по этим признакам, укажите не менее одного различия.

□ Требования к ответу при использовании задания в 6 классе приведены в таблице.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть выделены следующие существенные при­знаки вотчины и поместья:

право собственника (феодала) на владение землёй;

право взимания повинностей с живших на этой зем­ле крестьян;

право наследования землевладения.

Могут быть названы следующие различия между вот­чиной и поместьем:

 

вотчина

поместье

 

передавалась по наслед­ству (безусловное владе­ние)

предоставлялось на время государственной или воен­ной службы (условное вла­дение), для передачи поме­стья по наследству следую­щее поколение тоже должно было идти на службу

 

Верно названы 2—3 существенных признака и одно раз­личие

3

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Верно назван один признак и одно различие

2

Приведено одно верное положение

1

Приведены неверные положения

0

Максимальный балл

3

 

Сравните положение владельческих крестьян в Москов­ском государстве в конце XV — второй половине XVI в. по следующему плану: 1) что имели; 2) размеры повинностей; 3) права крестьян; 4) власть над крестьянами государства и землевладельца.

Чем различалось в Средние века положение христиан­ской церкви в Византии и в странах Западной Европы?


Умение: выявлять общие черты и особенности развития от дельных стран.

Задание базового уровня

Чем отличался политический строй итальянских земель в XIV—XV вв. от политического строя Франции?


Задания повышенного уровня

Какие черты являлись общими в процессах образования централизованных государств в России и Западной Европе?

Объясните, привлекая знания по всеобщей истории, что такое сословно-представительная монархия. Была ли Русь в правление Ивана IV сословно-представительной монархией? Своё мнение обоснуйте.


Планируемый результат: давать оценку событиям и лично­стям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Умения: излагать оценки значения событий и личностей, при­водимые в учебной литературе; высказывать и мотивировать свои оценочные суждения.


Задания базового уровня

Раскройте значение Куликовской битвы для русской истории.

Объясните, в чём состояло значение личности и дея­тельности Яна Гуса для чешской истории.

Прочтите характеристику, данную Ивану III историком Н. И. Костомаровым. Какие итоги деяний великого князя историк считает главными? Согласны ли вы с мнением исто­рика? Обоснуйте своё суждение.

«...Во всех его действиях видна постепенность, даже мед­лительность; он не отличался ни отвагою, ни храбростью, за­то умел превосходно пользоваться обстоятельствами; он ни­когда не увлекался, зато поступал решительно, когда видел, что дело созрело до того, что успех несомненен. Забирание земель и возможно прочное присоединение их к Московско­му государству были заветной целью его политической дея­тельности; следуя в этом деле за своими прародителями, он превзошёл их всех и оставил пример подражания потомкам на долгие времена».

Представьте оценку Ивана IV Грозного — его личности, поступков, результатов деятельности. Обоснуйте свои суж­дения.

Объясните, в чём, по мнению историков, заключались суть и цели опричнины.

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет