Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Хотите, чтобы ученик вкладывался в дело, не потому что учитель сказал «надо», а потому что «я хочу», «мне лично нужно и важно», - работайте с его учебной моти­вацией и подберите индивидуальный подход. Для этого необходимо учитывать:

как проявляется мотивация у школьника;

как подобрать подход к каждому ученику;

типологию учебной мотивации школьников.


Как проявляется мотивация у школьника

Наличие мотивации у школьника проявляется в таких качествах, как:

самостоятельность;

активность и инициативность;

творчество и работоспособность;

способность преодолевать препятствия и рутину.

А отсутствие мотивации проявляется в низкой учебной успеваемости при нормальных и хороших способностях. У школьника это выражается в следу­ющем:

в скуке и безынициативности;

в слабом волевом контроле;

в рассеянности и забывчивости.


Как подобрать подход к каждому ученику

Для того чтобы школьник готов был учиться и вкла­дываться в свое обучение, преодолевать препятствия, подберите подход к каждому ученику. А именно - опре­делите ведущую потребность его учебной мотивации и учитывайте ценностное отношение к знанию. После этого настройте образовательный процесс на присущие данному типу особенности.

Определите ведущую потребность. Ведущая потреб­ность определяет значимость для ребенка того, чем он занимается. Это может быть его дело, отношения с другими людьми, самоутверждение или саморазвитие, помощь, познание мира и наблюдение.

У учеников средней и старшей школы можно выде­лить несколько ведущих потребностей, таких как:

потребность в исследовании, открытии;

потребность в самореализации;

потребность в социальном самоутверждении;

потребность в социальной справедливости;

потребность в творчестве;

потребность в социальном признании;

потребность в преодолении и др.

Учитывайте потребности во всех образовательных ситуациях: когда вы развиваете учебную самостоя­тельность школьников, формируете УУД, обучаете деятельности на основе ценностей.

Учитывайте ценностное отношение ученика к зна­нию. В зависимости от ведущей потребности у ребенка формируется различное ценностное отношение к новому знанию и процессу его получения. Для одних знание - самоценность, другим свойственно рационально-потре- бительское отношение к знанию, которое выполняет вспомогательную роль в удовлетворении ведущих потребностей.

Пример. Ученики, стремящиеся к высоким отметкам и само­утверждению, личному достижению, обращаются к знанию

и вкладываются в его получение тогда, когда это может способ­ствовать успеху в конкуренции с сильными оппонентами.


Типы учебной мотивации школьников

В целом ведущая потребность и ценностное отношение к знанию взаимосвязаны и вместе составляют тот или иной тип учебной мотивации. На основе этой идеи нами разработана типология мотивов учения. Выделяют пять типов школьников:

«Исследователь».

«Проектировщик».

«Испытатель».

«Активист».

«Призер».

Рассмотрим, какими особенностями обладают ученики с тем или иным типом мотивации и как помочь им достичь результатов в учебе и повысить успеваемость.

Как определить, к какому типу мотивации отно­сится ученик. Знание мотивационного типа учащегося нужно не только психологу и педагогу, но и самому ребенку. И чем старше ребенок, тем больше это знание нужно прежде всего ему самому.

Примените готовую анкету, которая поможет опре­делить ведущий мотив в учебе. Тип мотивации, который набрал наибольшее количество баллов, является ведущим для данного ученика. Может случиться так, что два и более типов набрали одинаковое значение бал­лов. Это говорит о полимотивированности учащегося.

И с таким ребенком обсудите вопрос о том, какого рода потребность (мотив) для него будет определяющей.

Когда вы используете результаты анкетирования, помните, что она в строгом смысле не является диа­гностическим инструментом. Это профессиональный инструмент, на основе которого вы можете выстраивать взаимодействие с учеником. А обсуждение результатов с ребенком - отличный повод для разговора, совместного рассуждения. Это способствует развитию рефлексии ученика, лучшему пониманию себя и своих предпочте­ний. А педагогу поможет настроить образовательный процесс на его потребности и ценности.


Как мотивировать ученика подготовить проект

В качестве примера приведем, как можно использовать знание о мотивации учащихся в проектной деятель­ности. Чтобы описать цель и смысл работы над проектом, используйте слова и образы, причины и следствия, которые могут мотивировать ребенка на продолжительную и не всегда простую работу.

Для каждого учащегося подберите мотивационную формулу. Когда вы выбираете формулу, то ответьте себе на вопросы:

Что может заинтересовать ребенка?

Какого типа проектные действия покажутся ему привлекательными?

Ориентировать на проблему или на него самого?

А может, на других людей?

Когда вы помогаете школьнику сформулировать цель проекта, используйте словесные формулы (гла­голы), отвечающие ведущим потребностям разных мотивационных типов. Такие формулы - не просто манипуляция сиюминутным состоянием и интересом ученика, а попытка его завлечь. Это начало определен­ного проектного пути. Далее подберите проблему, вид проекта и форму презентации.



Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет