Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Существует известная студенческая шутка: в ответ на вопрос о том, знает ли студент китайский язык, он спрашивает: «Когда сдавать?». Время на подготовку к экзамену – актуальная проблема. Следовательно, главный вопрос при подготовке к ЕГЭ не только «Как?», но и «Когда начинать готовить и готовиться?». Вопросы эти взаимосвязаны. Невозможно подготовить учащихся на должном уровне к ЕГЭ ни за два месяца (как это приходится делать мне и моим коллегам для определенного процента учеников, выбравших экзамен в феврале - марте месяце), ни за год (для тех, кто определился только в сентябре-октябре этого учебного года). То есть, необходима система подготовки к сдаче учащимися итогового единого государственного экзамена, а не судорожные попытки подтянуть в режиме аврала до необходимого минимального уровня ЗУН. Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию начинается в среднем звене с 5 и 6 (обществознание) класса и ведётся вплоть до окончания 11 класса. Достаточно взглянуть на типологию заданий, входящих в КИМы по истории и обществознанию, чтобы эту закономерность проследить.


В последние годы, в связи с введением ЕГЭ, многим другим учителям пришлось значительно пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации и, более того, всю свою педагогическую деятельность. Пришлось много передумать, прочитать. В результате сформировалась определённая система работы.

Нужно сразу сказать, что я не считаю главной целью преподавания истории и обществознания в школе подготовку к ЕГЭ. Если бы эта подготовка была главным делом учителя, то наш интереснейший труд стал бы неинтересным и, по-моему, даже не нужным. Мало того, практика показывает, что даже при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену и при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдачи ЕГЭ (вызванной, как правило, возможностью поступить, таким образом, в нужный вуз), результат не будет высоким, если у ребёнка нет интереса к предмету. Формирование такого интереса - это совершенно другая, отдельная тема. Но, допустим, что существуют учащиеся, интересующиеся историей России, а значит, конечно, неплохо её знающие. Можно ли утверждать, что они непременно успешно сдадут ЕГЭ по истории России, поступят по результатам этого экзамена в выбранные вузы? К сожалению, нет! Дело в том, что ЕГЭ проводится в форме тестов. Чтобы эти тесты выполнить, нужно владеть определёнными навыками. Человек, никогда не решавший тестов в том виде, в каком они предложены в заданиях ЕГЭ, можно сказать, не «набивший руку» на их решении, может получить низкий балл. Для молодого человека, считающего, что он знает историю (да ведь он правда её знает!) это может стать серьёзным жизненным ударом. Хорошо, если у него хватит жизненной мудрости его выдержать.

Поэтому каждый учитель, действительно любящий своих учеников, просто обязан помочь детям овладеть навыками, необходимыми для выполнения тестов ЕГЭ.

Подготовка к ЕГЭ требует систематической работы по развитию у учащихся 5-11 классов таких ЗУН, как:


Знание:

1.1основных фактов, событий и процессов, умение соотносить их с эпохой, периодом на основе научной периодизации истории;

1.2 основных положений важных исторических документов;

1.3 исторической карты и умение ее использовать при ответе (параллельно с изучением географической карты).

2. Проверка не только памяти человека, но и сознательного усвоения материала:

2.1 умение сопоставлять события, соотносить факты, рассматривать перспективу их развития, (систематизация материала с опорой на составление математической системы уравнений);

2.2 умение делать обобщения, выводы;

2.3 понимание причинно-следственных связей и закономерностей развития общества с учетом конкретно- исторических условий данного периода;

2.4 восприятие альтернативности общественного развития;

2.5 знание других подходов к решению исторической проблемы.

3. Умение:

3.1 давать оценку событиям, явлениям, процессам, историческим деятелям;

3.2 аргументировать свою точку зрения.

4. Знание современных политических, экономических, социальных и культурных процессов, протекающих в стране и мире.

5. Конкретное, грамотное и логичное изложение материала литературным языком с использованием исторической терминологии (взаимодействие с филологами).

 

Подготовка к ЕГЭ это не «натаскивание», как, к сожалению, еще считают некоторые педагоги, это технологический подход, начинать который надо не в 11-м, а в 4-5 классе. Даже если педагог в настоящее время не работает в выпускных классах, он должен беспрестанно помнить, что его ученикам предстоит сдавать экзамен через пять-шесть лет, и он закладывает не только фундамент знаний, но и главное — фундамент умений. Подготовка к экзамену начинается с создания ситуации успеха на каждом уроке.


В высыпающемся меню Вы найдете методические и дидактические материалы по указанной теме.

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет