Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Многие учащиеся испытывают трудности при усво­ении учебного материала. Без выявления причин этих проблем невозможна эффективная работа по их преодолению.

Часто в основе одной какой-либо трудности в учебе могут лежать различные причины, а в основе разных по внешним про­явлениям трудностей может быть одна и та же причина. Напри­мер, ребенок жалуется на плохую память, из-за которой он не может выполнять задания в нужном объеме и по определенным требованиям, но плохая память является следствием незнания и неумения использовать логические правила обработки мате­риала. Либо — при выполнении заданий ребенок использует только репродуктивные способы (т. е. по заданному образцу, правилу), не умеет рассуждать, аргументировать свои решения.

В настоящее время появились школы с альтернативными формами обучения, учебные заведения с напряженной образо­вательной средой (гимназии, лицеи) и т. д. Все они с одной сто­роны, предъявляют повышенные требования к умению учиться, а с другой стороны, имеют возможность индивидуального под­хода к каждому учащемуся. Однако жалобы учителей и роди­телей детей, обучающихся в этих учебных заведениях и в мас­совых школах, одинаковы: ребенок не хочет учиться или учится ниже своих возможностей. Иными словами, успешность обуче­ния ребенка в школе упирается в проблему умения учиться. Что же это такое — умение учиться?

Подробнее...

Учителя, психологи стремятся сделать все возмож­ное, чтобы обучение школьников было успешным, чтобы каж­дый ученик в своей учебной деятельности достигал более высо­ких результатов.

Но как определить реальные возможности каждого ученика и создать именно такие условия, при которых обучение стано­вилось бы более успешным.

Недостаточность знаний, усвоения того или иного материа­ла часто является следствием как негативного отношения к уче­нию (багаж отрицательного опыт& с первого года обучения), так и низкого уровня сформированности регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности и психологической готовности учения в школе (игровая мотивация, отсутствие «позиции школьника», плохая пространственная ориентация и слабая мелкая моторика руки, неразвитая речь).

Если есть желание помочь ребенку лучше учиться, преодо­леть низкую успеваемость, подготовить его к успешной учеб­ной деятельности на следующей ступени образования, следует установить реальные причины, которые и вызывают те или иные трудности в овладении знаниями.

Подробнее...

 

Как показывают специальные исследования в шко­лах, лицеях и консультативная практика, в развитии учащихся даже при отсутствии патологических нарушений, (т. е. в рам­ках медико-биологической нормы) имеются трудности психо­логического плана, приводящие к неуспешности в учебной деятельности и требующих своевременного обнару­жения и коррекции.

Специалисты выделяют две группы симптомов:

ребенок с трудом включается в работу, часами сидит над заданиями, отвлекается, забывает вопрос задачи, едва начав ее решать;

ребенок с трудом усваивает новый материал, плохо запо­минает, при пересказе не выделяет существенного, нуждается в большом числе тренировочных занятий.

Подробнее...

 

Остановимся сначала на том, что такое игра для ребенка, почему именно в ней происходит его психическое развитие и почему именно в игре можно и нужно формировать предпосылки школьного учения.

Возникая на границе раннего детства и дошкольного возра­ста, игра интенсивно развивается и достигает во второй поло­вине дошкольного возраста своего высшего уровня. Игра — но­вообразование и ведущая деятельность дошкольного возраста. Именно в игре происходит существенная перестройка всех по­знавательных процессов ребенка, включая его поведение. В игре происходит постижение нового опыта социального взаимодей­ствия, развитие воображения, расширение круга общения, при­обретаются новые знания и умения.

В процессе развития ребенка и приобретения им опыта по­являются новые, более сложные виды игры. При этом простая игровая активность не исчезает, а лишь отступает на задний план, переходя в разряд освоенных «игровых» действий. С раз­витием игр по правилам становится важным не только процесс, но и результат. В игре впервые появляются учебные мотивы, стимулирующие деятельность, процессуально не всегда прият­ную. Иными словами, в недрах игровой мотивации зарождается учебная, стимулирующая деятельность не ради процесса, а ради результата в виде конкретных знаний, умений, навыков.

Подробнее...

 

Как только ребенок научится осознавать части тела (их по­ложение в пространстве, свою возможность контролировать движения и реагировать на осязаемые, зрительные, слуховые и другие воздействия извне), постепенно начинает ощущать его в целом. Именно благодаря движениям устанавливается пред­ставление о теле, включая то, что оказывает влияние и на эмо­циональную жизнь. В течение первой (статической) фазы ребе­нок изучает тело и его части. Во время второй (динамической) — ребенок проецирует изображение своего тела на окружающую среду, в пространство.

Концепция тела формируется в процессе интеграции перцептивно-моторных двигательных переживаний. Это происходит параллельно сенсомоторному развитию ребенка. Следовательно, сенсомоторные нарушения неблагоприятно влияют на представ­ление о теле. Сначала ребенок учится узнавать свое тело и его части, затем — он осознает свое тело в пространстве по отноше­нию к другим телам. При этом движение — основной элемент.

Подробнее...

 

Исследования последних лет показали прямую связь труд­ностей формирования письма и чтения у школьников не столько с недоразвитием речи, сколько с несформированностью невер­бальных форм психических процессов: зрительно-пространственных представлений, слухо-моторных и оптико-моторных координаций, связанных со сформированностью тонкой мото­рики руки.

Сформированность мелкой моторики руки свидетельствует не только о готовности руки к письму, но и о готовности (воз­можности) к правильной артикуляции букв, воспринимать и воспроизводить схему написания слов, различать и воспроиз­водить сходные по написанию буквы, цифры; свидетельствует о сформированности двигательной памяти. Для того чтобы чи­тать, нужно понимать символы, так как буквы формируют сло­ва и предложения. Ребенок должен видеть и понимать малень­кие различия между теми или иными буквами (в символах, имеющих два измерения), а также осознавать предложения, составленные из разных слов и направленных слева-направо.

Подробнее...

 

Пространственный анализ — особое, высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, которая включает в себя определение формы, величины, местоположения и пере­мещения предметов относительно друг друга и анализ положе­ния собственного тела относительно окружающих предметов.

При недостаточном владении наглядно-образным материа­лом недостатки особенно значимо проявляются в уменьшении количества восприятия и запоминания предметов в простран­стве, ошибках в пространственно-ориентированных деталях, трудностях их размещения по памяти, недостаточном анализе признаков, лежащих в основе сходных фигур и, соответственно, неумении работать по образцу.

У детей, испытывающих трудности в определении левой и правой сторон пространства, при обучении грамоте часто воз­никают затруднения в различении и усвоении зрительных об­разов букв (цифр), что проявляется, в частности, в их «зеркаль­ном» изображении.

Подробнее...

 

Игры

«Колечко»

Игра направлена на удержание правила, зрительно-слухо­вое сосредоточение, планирование действий и результата, мо­торную координацию, умение сотрудничать.

Играющие становятся в шеренгу, держа руки впереди ло­дочкой. Выбирается ведущий. В его руках у лежит небольшой блестящий предмет (колечко, фантик из фольги). Ведущий идет и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит:

Я иду, иду, иду, Всем колечко вам кладу, Ручки крепче зажимайте Да следите, не зевайте.

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом от­ходит и говорит» «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого в ладошках окажется колечко, выбегает, а остальные дети взявшись за руки должны постараться задержать его.

Подробнее...

 

Известно, что мышление — это процессуальное единство зна­ний и умений. То есть способность человека анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать разнообразные дан­ные, устанавливать причинно-следственные отношения, делать общие выводы на основе своего и чужого опыта, из имеющихся уже знаний — и есть умение мыслить.

Если школьники сознательно усваивают школьный мате­риал по разным предметам, то они постепенно учатся форми­ровать точные и ясные понятия, делать правильные суждения и выводы, строить умозаключения, систематизировать получен­ные знания, сравнивать, обобщать и конкретизировать учебный материал.

Но знания сами по себе малоценны, если школьник не умеет ими пользоваться, применять в нужной ситуации для решения той или иной проблемы.

Усвоение информации и развитие мыслительных действий (операций) взаимосвязаны. Понимание любого материала тре­бует не только определенных умственных действий, но и опре­деленного уровня сформированнсти этих умственных операций по соотнесению и связыванию друг с другом элементов инфор­мации, представленной в понятиях (словах). Если ученик не знает значение понятий, не умеет их обобщать, то содержание материала останется усвоенным формально (или неусвоенным), что ведет к пробелам в знаниях.

Подробнее...

 

Память имеет большое значение в жизни человека. Она необходима не только для накопления опыта, но и для всей его умственной деятельности. Память — это основа, на которой творит мозг. Хорошая память — залог достижений и успехов в учебе.

Однако полностью определить успехи в учебе память не мо­жет. Но она может помогать, если она хорошая, и мешать, если ученик не умеет управлять своей памятью. Память можно и нужно развивать. Чтобы она хорошо работала, нужно знать за­кономерности ее работы и следовать им. По способу работы раз­личают память механическую и смысловую. При многократном повторении работает механическая память. Если же мнемиче- ская деятельность направлена на выделение главного, уста­новление связи с уже имеющимися знаниями, то такая память называется смысловой. Смысловая память характеризуется по­ниманием и некоторым преобразованием материала.

Подробнее...

 

Внимание — это состояние устойчивого сосредоточения на каком-либо объекте, какой-либо деятельности.

Современная тенденция к обучению скорописи, чтению сло­вами у значительной части школьников вызывает трудности в формировании умения грамотного письма и чтения. Едва на­учившись читать, ребенок додумывает слово по первым буквам, стараясь угадать его из контекста. В результате часто получа­ется, что вместо одного слова он прочитывает другое. То же самое происходит и на уроках русского языка: учащийся про­читывает предложение, не видя особенностей написания слов, и никакие призывы быть внимательным не помогают. Такое же стремление идти от смысла присутствует и в конкретных зада­ниях — списать упражнение, прочитать задачу.

Как правило, причина такой глобальной невнимательности учащихся заключается в ориентации детей на общий смысл тек­ста, фразы, слова, арифметической задачи — они схватывают этот смысл и, довольствуясь им, «пренебрегают частностями». Иными словами, у детей сформировался способ работы без до­статочной отработки умения анализировать материал. Единицы анализа (буквы, цифры, слова, детали, части) — мелки и «не удо­стаиваются» без направленного обучения внимания детей.

Подробнее...

 

Известно, что обучение не только создает, но и опирается на определенный уровень подготовленности учащихся, т. е. на наличие у них представлений о предметах и явлениях, уме­ние воспринимать и понимать чужие мысли и выражать свои. Однако усвоение знаний — это не механический процесс. И знания можно считать усвоенными только в том случае, если понятия, термины с их логико-функциональными связями и от­ношениями стали осознанными школьниками. Знания, их глу­бина, обобщенность проявляются наиболее четко в речемыслительной деятельности, т. е. рассказе учащегося, ответе на вопросы, преобразованиях текста учебника.

Подробнее...

 

Исследования показали, что причинами отставания по ма­тематике являются:

слабый интерес к изучению математики, обусловленный пробелами в знаниях;

недостаточный объем кратковременной памяти (одновре­менное оперирование рядом чисел и понятий в уме);

недостаточный уровень развития логического мышления и пространственного воображения;

бедность словарного запаса (математического словаря в том числе);

низкий уровень развития общей осведомленности.

У учащихся с недостаточным развитием знаково-счетной сферы необходимо развивать навыки работы со счетным мате­риалом. Для этой цели могут использоваться как математические игры, так и примеры и задачи, ориентированные на знание пройденного материала и на умение его использовать. Напри­мер, составьте примеры, заполнив пропуски:

Подробнее...

 

При неудовлетворительных результатах проверки простран­ственных представлений школьника нужно позаботиться об их выравнивании. Суть заданий должна сводиться к некоторым до­полнительным пояснениям и к упражнениям в определении формы, величины предметов, их пространственного расположе­ния по отношению к самому ребенку и друг к другу. При недо­статочном развитии наглядно-образной сферы уменьшается восприятие и запоминание предметов в пространстве, возникают трудности в их размещении по памяти, в анализе признаков, лежащих в основе сходных фигур. Поэтому особого внимания в коррекционной работе требует:

1) развитие функции зрительно-пространственной ориентировки;

2) понимание пространства в соотношении частей и целого.

Подробнее...

 

Сформировав у учащегося психические средства: норматив­ный уровень внимания, памяти, мышления; расширив и обогатив вербально-понятийную, знаково-числовую и наглядно-образ- ную сферы, т. е. когнитивную часть психологической основы учебной деятельности, переходим к той части коррекционной программы, которая направлена на формирование навыка осо­знанной организации учебной деятельности. Для этого выделя­ется слабое функциональное звено или звенья, создаются усло­вия и средства для осознанного контроля и коррекции работы данного звена и тем самым повышается эффективность процесса построения учебной деятельности.

Психологической основой любой деятельности, как уже го­ворилось ранее, является произвольная регуляция и система обслуживающих ее познавательных процессов. В этом разделе мы предлагаем упражнения, направленные на развитие уровня осознаваемости регуляторной части психологической основы учебной деятельности (модификация заданий А.К. Марковой).

Корректируется принятие цели, т. е. задачи учителя, фор­мулирование ее; осознание учебной задачи.

Подробнее...

 

Предлагаемые упражнения развивают умения:

принять и удержать цель задания в полном объеме;

совершать точный анализ содержания задач и заданий;

адекватно отражать содержание задачи;

применять разнообразные способы по планированию и построению действий для достижения результата;

рассуждать о связи своих действий и полученного резуль­тата с исходными условиями;

контролировать и корректировать свои действия;

давать оценку своей работе.

Подробнее...

 

В качестве иллюстрации использования коррекционной программы приведем несколько примеров из практики нашей диагностической и коррекционной работы.

Так, ученица М. с первого по шестой классы была отлични­цей. Однако в седьмом классе учебная успеваемость у нее резко снизилась. Причем это было связано не со снижением мотива­ции учения, поскольку девочка привыкла быть отличницей и продолжала стараться получать хорошие отметки. Более того, характеристика, данная классным руководителем, содержала только высокие оценки, и сопровождалась удивлением по по­воду снижения успеваемости.

Диагностическое исследование показало, что до седьмого класса она успешно эксплуатировала свои действительно хоро­шие способности (психические процессы) — восприятие, па­мять, быстроту реакций, достаточно хорошо развитые навыки мышления, не выработав, однако, собственных самостоятель­ных способов организации умственной и учебной деятельности. Наличие очень хорошей памяти позволяло ей пользоваться теми способами, которые предлагались учителями в школе, либо за­давались в учебниках. В седьмом классе сложность и разнород­ность предметов, очевидно, потребовали уже собственных сфор­мированных способов для овладения учебным материалом.

Подробнее...

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет