Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Какие реформы школьного образования ни проводились бы, как ни ме­нялся бы формат итоговой аттестации в конкретный временной отрезок, главная задача, стоящая перед учителем математики, всегда одна и звучит риторически: научить математике. А это значит - добиться, чтобы обуча­ющиеся овладели прочными теоретическими знаниями и научились при­менять их к решению самых различных прикладных задач.

Практика последних лет с введением ГИА и ЕГЭ показывает, что, если в процессе обучения математике школьники овладевают прочными си­стемными математическими знаниями, то не вызывает особых затрудне­ний сориентировать их на конкретный формат экзамена. Тогда в доста­точно короткий срок, выполняя тренировочные варианты (например, в течение последнего года обучения в школе), можно обеспечить высокий результат сдачи ГИА и ЕГЭ. И, наоборот, если учитель за несколько лет до итоговой аттестации начинает натаскивать обучающихся на форму экза­мена, не проведя своевременной систематизации и обобщения знаний, не заложив общих подходов к решению целых классов задач, результат полу­чается существенно ниже.

С чего следует начинать обучение математике, в чем залог его успеха, и от каких факторов зависит качество усвоения? В последние десятилетия до введения ГИА и ЕГЭ математика в школе оказалась дале­кой от простейшей вычислительной работы. Учителя математики, руко­водствуясь современными программами и требованиями к математической подготовке школьников, не заметили, как увлеклись алгебраическими пре­образованиями, совершенно не акцентируя внимание школьников на том, что эти преобразования нужны для рациональных вычислений; стали фор­мировать функциональные знания, забывая подчеркивать в понятии функ­ции слово «числовая»; обучали решению текстовых задач, упуская ключе­вые простейшие задачи на части, не обращаясь к практическому опыту школьников и т.д.

Справедливости ради стоит отметить, что в определенной степени, благодаря введению и совершенствованию из года в год содержания ГИА и ЕГЭ, мы повернулись лицом к основам математики - вычислениям.

Впрочем, вычислительной работе в 1-6-х классах всегда отводилось достаточное место в курсе математики. Но, начиная с 7-го класса, преобра­зования выражений в содержании математики становятся преобладающи­ми. И не смотря на это, в формировании навыков преобразований нам не удалось достичь высоких результатов. Причина этого заключается в том, что достоверность выполнения преобразований никак не подтверждалась вычислениями, а ведь школьникам в этом возрасте очень трудно осозна­вать правила тождественных преобразований. А вот на языке цифр все доступно и понятно. Как объяснить ученику, почему в преобразовании (a + b)2 =аг+2а b + b 2 нет ошибки, а в преобразовании [а + b)2 =а2 + b 2 она есть, тем более что во втором случае результат кажется ему более правдо­подобным? Ответ прост: достаточно вместо букв подставить конкретные числа, и ошибка тот час же обнаружится. О приеме «подставлять числа вместо букв» мы не только должны постоянно напоминать школьникам, но и формировать потребность в его использовании при организации са­мостоятельной проверки тождественности выполняемых преобразований Вот почему ни в 7-м классе, ни позже, вплоть до 11-го класса нельзя ухо­дить от систематической тренировки элементарного счета, а также рацио­нального счета на основе свойств и законов всех типов чисел; от числовой поверки верности решения уравнений, выполнения преобразований, по­строения графиков функций.

Залог усвоения прочных математических знаний, однозначно, начинается с формирования прочных вычислительных навыков, успех в изучении математики зависит от своевременного прочного усвоения математических фактов и способов действия.

 

В высыпающемся меню Вы найдете задания, которые позволят вам контролировать вычислительные навыки Ваших учеников.

 


Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет

watch tv series online watch series online watch tv shows free online watch tv shows free online