Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Какие реформы школьного образования ни проводились бы, как ни ме­нялся бы формат итоговой аттестации в конкретный временной отрезок, главная задача, стоящая перед учителем математики, всегда одна и звучит риторически: научить математике. А это значит - добиться, чтобы обуча­ющиеся овладели прочными теоретическими знаниями и научились при­менять их к решению самых различных прикладных задач.

Практика последних лет с введением ГИА и ЕГЭ показывает, что, если в процессе обучения математике школьники овладевают прочными си­стемными математическими знаниями, то не вызывает особых затрудне­ний сориентировать их на конкретный формат экзамена. Тогда в доста­точно короткий срок, выполняя тренировочные варианты (например, в течение последнего года обучения в школе), можно обеспечить высокий результат сдачи ГИА и ЕГЭ. И, наоборот, если учитель за несколько лет до итоговой аттестации начинает натаскивать обучающихся на форму экза­мена, не проведя своевременной систематизации и обобщения знаний, не заложив общих подходов к решению целых классов задач, результат полу­чается существенно ниже.

С чего следует начинать обучение математике, в чем залог его успеха, и от каких факторов зависит качество усвоения? В последние десятилетия до введения ГИА и ЕГЭ математика в школе оказалась дале­кой от простейшей вычислительной работы. Учителя математики, руко­водствуясь современными программами и требованиями к математической подготовке школьников, не заметили, как увлеклись алгебраическими пре­образованиями, совершенно не акцентируя внимание школьников на том, что эти преобразования нужны для рациональных вычислений; стали фор­мировать функциональные знания, забывая подчеркивать в понятии функ­ции слово «числовая»; обучали решению текстовых задач, упуская ключе­вые простейшие задачи на части, не обращаясь к практическому опыту школьников и т.д.

Справедливости ради стоит отметить, что в определенной степени, благодаря введению и совершенствованию из года в год содержания ГИА и ЕГЭ, мы повернулись лицом к основам математики - вычислениям.

Впрочем, вычислительной работе в 1-6-х классах всегда отводилось достаточное место в курсе математики. Но, начиная с 7-го класса, преобра­зования выражений в содержании математики становятся преобладающи­ми. И не смотря на это, в формировании навыков преобразований нам не удалось достичь высоких результатов. Причина этого заключается в том, что достоверность выполнения преобразований никак не подтверждалась вычислениями, а ведь школьникам в этом возрасте очень трудно осозна­вать правила тождественных преобразований. А вот на языке цифр все доступно и понятно. Как объяснить ученику, почему в преобразовании (a + b)2 =аг+2а b + b 2 нет ошибки, а в преобразовании [а + b)2 =а2 + b 2 она есть, тем более что во втором случае результат кажется ему более правдо­подобным? Ответ прост: достаточно вместо букв подставить конкретные числа, и ошибка тот час же обнаружится. О приеме «подставлять числа вместо букв» мы не только должны постоянно напоминать школьникам, но и формировать потребность в его использовании при организации са­мостоятельной проверки тождественности выполняемых преобразований Вот почему ни в 7-м классе, ни позже, вплоть до 11-го класса нельзя ухо­дить от систематической тренировки элементарного счета, а также рацио­нального счета на основе свойств и законов всех типов чисел; от числовой поверки верности решения уравнений, выполнения преобразований, по­строения графиков функций.

Залог усвоения прочных математических знаний, однозначно, начинается с формирования прочных вычислительных навыков, успех в изучении математики зависит от своевременного прочного усвоения математических фактов и способов действия.

 

В высыпающемся меню Вы найдете задания, которые позволят вам контролировать вычислительные навыки Ваших учеников.

 


Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет