Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Классики психологии неоднократно обращались к анализу ска­зок. Еще К. Г. Юнг заметил, что персонажи сказок (как и мифов) выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и по­ведение личности. Другой классик, Э. Берн, указывал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека.

Задача, которую ставит перед собой сказкотерапевт, обычно не столько объяснительная, сколько помогающая. Важно, конечно, как сформировался жизненный сценарий, в какие тупики он за­водит человека, но еще важнее, чтобы человек сумел выйти из своих тупиков и пойти к своей подлинности — к жизни осмыс­ленной и радующей, наполненной общением и чувством свободы.

Книга содержит семнадцать сочиненных мною сказок, мето­дические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые могут быть применены в сказкотерапии, а также несколько сказок, сочиненных детьми.

У меня есть два ответа на вопрос, вынесенный в название: общий и специально для психологов.

Подробнее...

 

В психологической практике можно использовать как народ­ные или известные авторские (Х.-К. Андерсен, К. С. Льюис, Е. Шварц), так и специально сочиненные для психотерапии сказки. Любой из подходов имеет и свои преимущества, и свои недостатки. При использовании народных сказок в целях психо­терапии к преимуществам можно отнести:

• метафоричность и символичность сказок, что обеспечивает хорошие возможности личностных проекций,

• знакомство группы (или отдельного клиента) с сюжетом, иногда даже дословное знание текста,

• сюжет, «отполированный» вековым пересказом, отсутствие лишних подробностей,

• динамичность,

Подробнее...

 

Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотерапии можно разделить на три группы в соответствии с задачами.

ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ «РАЗОГРЕВА» ГРУППЫ ИЛИ НАСТРОЙКИ КЛИЕНТА

Для «сказочного» настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев». Для «разогрева» могут использоваться тексты сказок, игры, пред­меты, создающие соответствующую обстановку. Не претендуя на полноту, приведу несколько приемов и надеюсь, что они послу­жат толчком к творчеству читателей.

Подробнее...

 

Сказки для индивидуального консультирования можно исполь­зовать на различных этапах консультационного процесса. Напри­мер, на стадии установления контакта психолог может сказать о том, что пишет сказки или любит использовать сказки в своей ра­боте. Если клиент выказывает определенный интерес, говорит о том, что любит сказки или о том, что тоже пишет сказки, то это может быть первым основанием для использования сказок для пси­хологической помощи.

Сказка может быть предложена также на стадии формулирования первоначального запроса. Когда мы имеем дело с подростком, то должны быть готовы к тому, что он (или она) абсолютно не готов не только четко сформулировать, но и назвать свою проблему. Это связано и со слабым представлением о себе, и с отсутствием психо­логических знаний (вместо них зачастую присутствуют различные мифы о человеке вообще вперемежку с гороскопами), а также с за­стенчивостью.

Подробнее...

 

Работа с психотерапевтическими сказками в группах несет в себе новые возможности. Группа, анализируя сказку, делает это, обычно более разносторонне, выявляя те оттенки смысла, кото­рые могли бы ускользнуть незамеченными. Работа в группах соб­ственно сказкотерапии и использование сказок в обычных тре-нинговых группах или группах личностного роста должна прохо­дить по-разному.

Подробнее...

 

Первое занятие

1. «Разогревающая» игра

Для «разогрева» и знакомства игру «Лишний стул», которую предлагает психолог, желательно начать с таких фраз, которые не предполагают действия, например:

Сейчас поменяются местами те, кто в жизни не прочел ни одной сказки.

Сейчас поменяются местами те, кто считает, что сказка — это только для детей.

Сейчас поменяются местами все, кто всегда слушается своих родителей.

Подробнее...

 

Сказки могут применяться в самых различных тренингах, на­пример как материал, с помощью которого можно развивать на­выки психологического, этического и философского анализа тек­ста. (Мастером применения этого метода является, на мой взгляд, М. В. Осорина.) Сказочный материал широко применяется, есте­ственно, психологами-юнгианцами, а также в тренингах креатив­ности, особенно с детьми и подростками.

Ниже рассматривается применение психотерапевтических сказок в тренингах личностного роста с подростково-юношеской аудиторией. Целями введения сказок в тренинг, использующий другие методы, могут быть:

Подробнее...

 

ОБРАЩЕНИЕ К ГЕРОЮ СКАЗОК

Дорогой сказочный герой!

Я обращаюсь к тебе, принц, принцесса, юноша, девушка, а мо­жет быть, даже король или королева! С помощью этих сказок я хо­чу поговорить с тобой. Если ты чувствуешь, что какая-то из этих сказок — о тебе, то мы уже вступили в разговор. Это значит, что те вопросы, которые встают перед тобой, и те трудности, которые у те­бя возникают, не только твои. Но решение должно быть твоим соб­ственным! Неважно, сам ли ты его придумал, увидел ли в этой сказ­ке или где-то еще — оно твое собственное, если ты его примешь, согласишься с ним. Тогда оно будет для тебя выходом из трудного положения и продолжением твоего пути.

Подробнее...

 

Методические рекомендации к отдельным сказкам представ­ляют собой результат авторского видения смысла сказок. (Есте­ственно, авторское видение не является единственно возмож­ным). Трактовки рисунков, сопровождающих сказки, также, на мой взгляд, могут быть полезными в сказкотерапевтических за­нятиях: служить завязкой разговора, либо аргументом, когда об­суждение зашло в тупик, либо стимулом к собственному творче­ству участников.

Подробнее...

 

Роль игры в сказкотерапии трудно переоценить. Игра предо­ставляет свободу, возвращает к детской беззаботности, создает единство группы, но главное — помогает представить проблему в символической форме и тем самым настраивает на сказку.

Психологические игры, представленные ниже, подобраны по принципу совместимости со сказкотерапевтическими занятия­ми. Они могут использоваться в начале каждого занятия либо для связи между сказками, либо для того, чтобы подчеркнуть какую-либо значимую проблему. Для поддержания атмосферы психоте­рапевтической группы желательно, чтобы психолог также играл на равных с другими участниками.

Подробнее...

 

В данном приложении собраны сказки, сочиненные школьника­ми 1—3 классов, соответственно их авторам от 6,5 до 11 лет. Сказки написаны, а самые первые сказки записаны учителем в связи с изу­чением родной речи. Учителя, предлагая сочинять сказки, ставили задачу развития творчества, умения выражать свои мысли. Здесь эти сказки приведены, так как в них, отразились потребности, проблемы этих детей, их мироощущение, созревание их личностей и их взаимо­отношения с близкими. В связи с этим фамилии юных авторов обо­значены только начальной буквой. Естественно, нет необходимости скрывать фамилию их педагога: проводила занятия, подготовившие к созданию сказок, собрала и предоставила сказки Галина Николаев­на Скаковская — заслуженный учитель школ России, преподаватель Санкт-Петербургского Высшего педагогического училища имени Н. А. Некрасова. Несколько сказок переданы преподавателем пси­хологии этого же училища Верой Васильевной Владимировой.

Подробнее...

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет