Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

ПРАВИЛО‑1. Буква  о   пишется под ударением после шипящих букв в следующих случаях:

 

а) в окончаниях имен существительных;

ПРИМЕРЫ:  ножом, мячом, свечой (сравни безударные окончания:  пейзажем, продажей, дачей);

 

б) в окончаниях имен прилагательных;

ПРИМЕР:  чужого   (сравни безударные окончания:  рыжего, хорошего);

 

в) в суффиксах  – ок, – онок, – онк   имен существительных;

ПРИМЕРЫ:  пастушок, волчонок, речонка;  

 

г) в суффиксе  – ов‑   имен прилагательных;

ПРИМЕРЫ:  грошовый, парчовый;

 

д) в именах существительных и прилагательных бывает «беглое»  о;

ПРИМЕРЫ:  кишок, смешон;  

 

е) на конце наречий;

ПРИМЕРЫ:  горячо, свежо;

ИСКЛЮЧЕНИЕ:  еще.

 

ПРАВИЛО‑2. Буква  е (ё) пишется под ударением после шипящих букв в следующих случаях:

 

а) в окончаниях глаголов;

ПРИМЕРЫ:  жжет, печет;

 

б) в глагольном суффиксе  –ёвыва‑;

ПРИМЕРЫ:  разжевывать, выкорчевывать;

 

в) в суффиксе  – ёвк‑   отглагольных существительных;

ПРИМЕРЫ:  размежевка, выкорчевка;

ИСКЛЮЧЕНИЕ:  ножовка;

 

г) в суффиксе  – ёр‑   существительных;

ПРИМЕРЫ:  стажер, ретушер;

 

д) в суффиксах  – ённ‑ и  – ён‑ страдательных причастий и отглагольных прилагательных, а также в производных от них;

ПРИМЕРЫ:  орошенный, жженый, копченый, жженка, копчености;

 

е) в предложном падеже местоимения  что  – о чем   и в словах  причем   и  нипочем.

 

УПРАЖНЕНИЕ‑1. Образуйте от перечисленных слов существительные: 1) с суффиксом  – ок: борщ, долг, друг, жук, крюк, луг, мужик, петух, пятак, рог, сундук; 2) с суффиксом  – онок: верблюд, медведь, мышь, пастух; 3) с суффиксом  – онк: бумага, душа, кляча, книга, нога, одежда, рука, рубаха, собака, старуха. Напишите краткое сочинение с полученными существительными.

 

УПРАЖНЕНИЕ‑2. Образуйте от перечисленных существительных имена прилагательные с суффиксами  – ов‑   или  – ев‑   и напишите с ними краткое сочинение.

 

Биржа, вещь, грош, груша, душ, еж, камыш, кулич, морж, нож, парча, плечо.

 

УПРАЖНЕНИЕ‑3. Напишите перечисленные существительные в форме творительного падежа единственного числа и придумайте с ними краткое сочинение.

 

Алыча, баржа, биржа, блиндаж, вожжа, гараж, душа, камыш, клещ, ковш, левша, лихач, ловкач, малыш, мираж, монтаж, паралич, сургуч, тираж, тягач, уж, ханжа, чиж, шалаш.

 

УПРАЖНЕНИЕ‑4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в выделенные слова. Попробуйте устно изложить афоризм Ренара своими словами.

 

Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в возможность добиться чего‑то значительного в жизни; эта черта свойственна мелким душ…нкам   (Марк Твен). Чуть заведешь с кем дружбу, смотришь – друг уже в нужде и норовит призанять деньж…нок   (Шопенгауэр). Мода – это традиционализм в квадрате: быть как все и, прич…м, наперегонки (А. Круглов). Не печаль наша печальна, а наши деш…вые радости (Г. Торо). Кричащий в гневе смеш…н, но страш…н   молчащий в гневе (Абай). Человеческая глупость. Эпитет излиш…н, ведь глупы бывают только люди (Ж. Ренар). Этот пирож…к   еще вчера хвостом вилял (А. В. Иванов). «Послушайте, дорогой мой», – сказал дириж…р, постучав палочкой по пульту, – «не забывайте, что Вы поете партию тореадора, а не быка» (А. И. Муха).

 

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет