Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

ПРАВИЛО‑1. В неударяемом слоге корня пишется та же гласная, что и в ударяемом слоге однокоренного слова.

ПРИМЕРЫ:  примерять (платье) – мерить; примирять (противников) – мир.  

ИСКЛЮЧЕНИЕ. Гласные  о – а   в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на  – ывать (‑ивать).

ПРИМЕР:  опоздать – поздний,   хотя  опаздывать.

 

УПРАЖНЕНИЕ‑1. Перепишите, сделав проверку выделенных слов и вставляя пропущенные буквы.

 

Есть книги, которые надо только отведать; есть такие, которые лучше всего проглотить; и лишь немногие стоит разжевать и перев…рить   (Ф. Бэкон). Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и разв…вает   наихудшие качества людей (Д. Сарнофф). Смерть каждого человека ум…ляет   и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе (Джон Донн). Не следует об…жаться   на людей, утаивших от нас правду: мы и сами постоянно утаиваем ее от себя (Ф. Ларошфуко). Природа может долгое время не давать о себе знать и вновь ожить при случае или соблазне, как это было с эзоповской девицей, превращенной из кошки в женщину; уж на что она чинно сидела за столом, пока не проб…жала   мимо нее мышь (Ф. Бэкон). Люди ходят в церковь, умиляются словами высокого учения, восхищаются проповедью о нест…жании   и идут домой, чтобы неотложно объесться, опиться и сквернословить (Н. К. Рерих). Подражание – неплохое учебное судно; однако никогда не разв…ваться   над ним адмиральскому флагу (Шри Ауробиндо). Церковь основана на крови, кровью скр…плена   и кровью расширилась (Эразм Роттердамский). Музыка во время обеда – это оскорбление и для повара, и для скр…пача   (Честертон). Мужчина урывает первый поцелуй, ум…ляет   о втором, требует третий, берет четвертый, соглашается на пятый и терпит все остальные (Генри Роуланд).

 

УПРАЖНЕНИЕ‑2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

 

Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушать ненависть и к тем, кто их препод…ет, и ко всему препод…ваемому   (Ж.‑Ж. Руссо). Ежели многие умеют писать, отчего же не пишут? Оттого, верно, что не знают, как распор…диться   славой писателя (Ф. Е. Топорищев). Неспр…ведливо   жалуются люди на опыт, в гневе обвиняя его в обманчивости. Оставьте его в покое и обратите свои жалобы на ваше невежество, которое заставляет вас сп…шить   со своими тщетными и вздорными ожиданиями (Леонардо да Винчи). Я не становлюсь богаче, сколько бы ни приобретал земель, потому что с пом…щью   пространства Вселенная охватывает и погл…щает меня, а вот с помощью мысли я охватываю Вселенную (Блез Паскаль). Правда выше солнца, выше неба, выше Бога, ибо если и Бог нач…нался   бы не с правды – он не Бог, и небо – тр…сина, и солнце – медная посуда (В. В. Розанов). Кто ум…рает   за важным делом, подобен раненому в жарком бою, поначалу едва ощущающему боль; поэтому, кто погл…щен   благими помыслами, тот поистине избавлен от мук смерти (Ф. Бэкон). Тому, кто решил посв…тить себя науке, необходимо восп…тать   в себе два качества: дерзость и скромность (В. М. Глушков). Лучше пот…рпеть   неудачу в оригинальности, чем преуспеть в подр…жании  (Герман Мелвилл). Творческое мышление – это особый тип мышления, который можно разв…вать, если он есть, и которому нельзя научить, если его нет (И. Шевелев). Первая проблема р…дителей   – научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая – найти это приличное общество (Роберт Орбен). Ее улыбкой можно было бы осв…тить   небольшой город (Неизв.).

 

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет