Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Информатика

Физика

 

Задачи: ознакомить родителей с причинами формирования как высокой, так и низкой самооценки подростка; рассказать о воз­можных последствиях и низкой самооценки, и высокой самооцен­ки; рассказать о том, как можно повысить самооценку ребенка.

Форма проведения: лекция.

Вопросы для обсуждения: самооценка как определяющий фактор развития личности; причины формирования той или иной само­оценки; определение уровня самооценки; последствия низкой и высокой самооценки; повышение уровня самооценки.

Подготовка к собранию: тестирование по шкале тревоги Спилбергера (см. приложение), данный тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (ре­активная тревожность как состояние и личностная тревожность как устойчивая характеристика человека).


Ход собрания

I.       Вступительное слово

Большое спасибо всем, кого заинтересовала тема сегодняшне­го собрания. Наверное, возникает естественный вопрос: чем обус­ловлен выбор данной темы?

II.      Лекция учителя

В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка лич­ностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди дру­гих людей». От самооценки зависят его взаимоотношения с окружа­ющими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Следовательно, самооценка влияет на эффективность деятельности и подростка, на дальнейшее развитие его личности. Поэто­му сегодня мы поговорим о том, почему формируется та или иная самооценка, как определить уровень самооценки вашего ребен­ка, подумаем о возможных последствиях низкой самооценки и о том, как ее повысить.

Как и почему формируется та или иная самооценка?

В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном роди­тели влияют на самооценку ребенка. Если родители любят, уважают, це­нят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная само­оценка.

Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с не­приязнью, если находится в зависимом, подчиненном положе­нии, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с не­гативной самооценкой.

В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимо­отношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его всё время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.

Родители заведомо снижают самооценку ребёнка, когда пыта­ются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют(!) от ребёнка послушания, учат его подстраиваться, не конф­ликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребен­ка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится не­уравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.

В подростковом возрасте все несколько усложняется: появляется по­требность самоутвердиться, стремление найти свое место в жизни, утвер­диться в обществе. В результате именно под влиянием оценки ок­ружающих у подростка складывается собственное отношение к себе, самооценка своей личности.

Мы подошли к моменту, когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку вашего ребенка.

Для того чтобы определить уровень самооценки, совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов: нарисуйте на чистом листе бумаги лестницу из 10 ступенек. Дайте такую инструкцию:

На верхней ступени лестницы находятся самые удачливые люди. Они красивы, талантливы, уверенны, у них все получается быстро, хорошо, легко. Их любят окружающие, ими восхищаются, на них равняются.

А на самой нижней ступени неудачники. Они не уверены в себе, не обладают определенным талантом. Их сторонятся окружающие.

Все остальные находятся на других ступенях: одни выше, другие ниже.

Подумай, где твоё место на этой лестнице в данный момент, и укажи его.

Если подросток поместил себя на одной из трёх нижних ступе­нек — это тревожный симптом. Уважаемые родители, значит, на­стало время бить тревогу.

Чувство неполноценности может проявиться самым непредсказуе­мым образом: например, оно снижает эффективность учебы. Не вызывает сомнения тот факт, что оценки и качество работы зависят от того, насколь­ко уверенно или неуверенно чувствует себя подросток. Если он все время недоволен собой, постоянно ругает себя, то, естественно, ему не хватает ни сил, ни энергии для разрешения встающих перед ним задач.

Не вызывает сомнения и вывод, сделанный современными психоло­гами: человек не может любить другого, если не обладает здоровым чув­ством любви к себе. Если подросток сомневается в собственной значимо­сти, может ли он уважать других?

Низкая самооценка влияет и на выбор друзей. Как ни странно, но обычно выбор падает на людей, которые будут критиковать, осуждать его. Почему? Потому что человек с низкой самооценкой видит себя именно таким: ни на что не способным, никому не нужным.

Нелюбовь к себе также мешает услышать других людей: свои про­блемы занимают человека с низкой самооценкой.

Подростки с низкой самооценкой стараются не ставить пе­ред собой труднодостижимых целей, обычно они ограничивают­ся решением обыденных задач, так как слишком критичны к себе.

Но самыми опасными последствиями заниженной само­оценки являются маски, которые помогают подростку спрятать­ся от внешнего мира.

Одна из них - шутовство. Человек высмеивает себя, как бы «опережая других». Его неуверенность прячется за этим шу­товским нарядом.

И наоборот, сарказм, грубость, высокомерие могут послу­жить «щитом». Стоит кому-либо посмотреть «как-то не так» и подросток взрывается, набрасывается с кулаками, а нередко и сам провоцирует ссоры.

Сравнив себя со сверстниками, подросток с низкой само­оценкой нередко приходит к выводу, что он никому не инте­ресен. Результатом может стать замыкание на себе, уход в себя

Но такой вывод может привести и к совершенно противопо­ложному результату: боясь осуждения со стороны других людей, подросток начинает приспосабливаться к окружаю­щим «наступив на горло собственной песне»: не высказыва­ет свое мнение, не дорожит собственными утверждениями.

Большинство подростков вынуждено находится в подобном состоянии: социальная среда формирует вкусы современной молодежи, ее пристрастия. — Самым опасным результатом низкой самооценки может явиться пристрастие к наркотикам. Попробовав наркотики, подросток утверждается в собственной значимости, у него по­являются «ложные» друзья. В мире наркотиков нет проблем, а следовательно, не нужно искать пути их решения.

III.    Результаты тестирования по шкале тревоги Спилбергера

Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокой­ством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает на­рушение внимания, иногда нарушение тонкой координации.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагиро­вать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая лич­ностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротичес­кого конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Родителям следует знать, что значительные отклонения от уровня уме­ренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмыс­ление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

IV.    Продолжение лекции учителя

Каким образом можно повысить самооценку ребенка? Уважаемые родители, обратите внимание, что ключевым сло­вом в рекомендациях будет «помогите».

1.      Поговорите с ребенком, попросите его написать все его дос­тоинства и недостатки во всем: во внешнем облике, в характере. Попросите записать также и свои способности, таланты. Вы увидите, с какой легкостью ваш ребенок пишет отрицательные качества и как трудно написать все то хорошее, что в нем есть. Помогите ему, напомните.

Несомненно, достоинств окажется гораздо больше, чем недо­статков. Итак, с первой задачей мы уже справились: подросток понял, что не так уж плох, как ему кажется.

2.      Вторая задача — помочь ему справиться с недостатками. Попросите его подумать, какими способами он может преодолеть их и что он готов для этого сделать. Помогите ему.

3.      Постарайтесь изучить все лучшее, что в нем есть. Подумайте, как он может развивать это в себе. Помогите найти ему то дело, которое поможет проявить свои способности.

4. Подросток не должен пытаться быть похожим на других лю­дей. Не оказывайте медвежью услугу, сравнивая его со сверстни­ками. Только сравнивая свой результат со своим же можно наде­яться на успех. Повторяйте ребенку, что он не лучше и не хуже других, он такой один, ни на кого не похожий, уникальный. На­учите его уважать себя, и он будет уважать других (в первую оче­редь вас).

Если по результатам теста ваш ребенок очутился на одной из 3 верхних ступеней, не торопитесь с выводами. Его оценка может оказаться вполне обоснованной и адекватной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у подростка может возникнуть неверное представление о себе, идеализирован­ный образ своей личности и своих возможностей.

Подростки с завышенной самооценкой часто игнорируют не­удачи ради сохранения привычно высокой оценки самого себя, своих поступков. Восприятие реальной действительности искажа­ется, отношение к ней становится эмоциональным, чаще всего неадекватным. В результате справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка работы — как заниженная.

Неудача воспринимается как результат неблагоприятно сло­жившихся обстоятельств или «происки врагов». Подросток с не­адекватно завышенной самооценкой не хочет признать, что это следствие его собственных ошибок, лени, недостатка знаний.

Понаблюдайте за своим ребенком. Если его поведение меня­ется в соответствии со сложившейся ситуацией, если самооценка повышается при успехе и понижается при неудаче, то высокая са­мооценка может даже способствовать успешному развитию лич­ности".

IV. Подведение итогов

Так как самооценка складывается под влиянием оценки окру­жающих и в подростковом возрасте становится достаточно устой­чивой, т.е. меняется с большим трудом, то изменить ее можно, лишь изменив отношение окружающих. Поэтому формирование адекват­ной самооценки зависит от справедливых оценок окружающих его людей.

Уважаемые родители, и в этом нелегком деле вам отводится ведущая роль. Помогите вашему ребенку повысить неадекватно заниженную самооценку: помогите поверить в себя, в свои силы. Постоянно напоминайте ему, что у каждого человека неограни­ченные возможности, нужно только поверить в них. Подчеркивай­те индивидуальность, ценность вашего ребенка, и результат не за­медлит сказаться.

Поиск

Химия

Блок "Поделиться"

Методсовет

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru