Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Иерусалиму более трех тысяч лет. Много раз он был разрушен и много раз строился за­ново. Здесь Авраам говорил с Богом, здесь Со­ломон строил Храм, здесь проходит Крестный Путь и находится Гроб Господень.

В невообразимо далекое время в Иерусали­ме уже стоял Первый храм, построенный царем Соломоном. Его отец Давид привел в Иеруса­лим евреев в X веке до н. э. Впоследствии им пришлось бесконечно долго воевать и не раз по­кидать город. В нем побывали ассирийцы, ва­вилонский царь Навуходоносор, Александр Ма­кедонский, египтяне, потом, в новозаветные времена, снова римляне, дальше — византий­цы, халиф Омар, крестоносцы, опять египтяне и наконец турки, которые владычествовали здесь 400 лет. Только во второй половине XIX ве­ка, когда власть Османской империи ослабела, началась иммиграция евреев в Иерусалим.

Для иудеев святость Иерусалима связана прежде всего с Первым храмом: он символи­зирует вечное пребывание Бога в Иерусалиме и вечное правление дома Давида. Храм был разрушен Навуходоносором, и на его месте по­строили Второй храм. От него сохранилась часть стены, которую сейчас называют Стеной Плача, — это главная святыня для иудеев.

Иерусалим упоминается и в Коране. Это тре­тий после Мекки и Медины святой город исла­ма. Мусульмане чтут его как место, где произош­ли Воскресение мертвых и Страшный суд, после того как священный ка­мень Кааба из Мекки пе­реместился на Храмо­вую гору.

Для христиан это го­род, где свершились казнь и воскресение Ии­суса Христа.

В городе есть армянская, греческая, копт­ская и эфиопская общины, почти треть населе­ния — арабы. Большинство же иерусалимцев — евреи-репатрианты и потомки репатриантов из 103 стран мира. Самые ортодоксальные иу­деи — харедим — живут в основном в особых районах северной части Иерусалима. Они ве­дут замкнутый образ жизни, сохраняя черты быта восточноевропейского еврейского местеч­ка, а государство Израиль признавать отказыва­ются из-за того, что оно создано человеческими руками без участия Мессии, то есть совсем не так, как сказано в священных книгах.

 

Ко всему прочему Иерусалим — город светский и университетский. В дни Пасхи — это город 100 тысяч паломников, в дни Иеру­салимского фестиваля — он проводится каж­дый год летом — горожане устраивают празд­ничное шествие.

Иерусалим стоит на холмах. Дома в нем построены из белого камня, поэтому на восхо­де он светится на солнце. Увидеть утренний «золотой» Иерусалим можно, поднявшись на площадку Тайелет в районе Восточный Талпиот. Оттуда хорошо видны плоские крыши Восточного Иерусалима (арабского района, находившегося с 1948-го по 1967 год во вла­дениях Иордании), купола и мечети Старого города, постройки прошлого века в «колони­альном стиле».

Старый город, где сосредоточены главные святыни и достопримечательности, считается охраняемой исторической зоной с 1967 года и современными зданиями не застраивается. Это древнейшая часть Иерусалима, окружен­ная крепостными стенами. Старый город за­нимает площадь примерно в 1 км2, но на этом километре столько всего, что хватило бы на целый мир. Именно на этом месте заложил свой город царь Давид.

После арабского завоевания Иерусалима в 638 году в юго-восточной части Старого города, на Храмовой горе, были воздвигнуты две мече­ти — мечеть аль-Акса и мечеть Омара — ее ог­ромный золотой купол виден почти отовсюду.

Сейчас Старый город разделен на четыре квартала: Еврейский, Мусульманский, Хрис­тианский и Армянский. В Христианском квар­тале на месте Голгофы и погребения Иисуса Христа воздвигнут храм Гроба Господня. Это комплекс из более чем 30 помещений и ка­пелл, принадлежащих католической, право­славной, армянской, сирийской, эфиопской и коптской церквам. К храму Гроба Господня с востока (через Мусульманский квартал) ведет Via Dolorosa, улица, по которой пролегал Кре­стный путь. В память о событиях, здесь про­исходивших, на Крестном пути возведены церкви и монастыри.

В Старом городе история измеряется по вер­тикали: пол византийской церкви оказывается потолком римского капища. Совсем наглядно 25 веков иерусалимской истории демонстриру­ются в археологическом парке Офел под юго-вос­точным склоном Храмовой горы в 25-ти слоях раскопок. В Иерусалиме немало археологичес­ких «заповедников». Небольшой «сожженный дом» (остатки разрушенной римлянами в 70 го­ду подвальной мастерской — обугленное дерево, разбитые сосуды) и огромный Музей истории Ие­русалима. Он расположен под открытым небом в цитадели, которую называют Башней Давида, у Яффских ворот Старого города: древние баш­ни (построены царем Иродом), стены, остатки домов, арок и укреплений — что-то сохранилось от римлян, часть построена византийцами.

По стенам Старого города, расчищенным и восстановленным, можно пройти над Армян­ским кварталом, где во дворах кипит жизнь, а на улицы выходят только глухие стены, над шумным базаром с пекарнями, где пекут ле­пешки и готовят восточные сладости, над ти­хими двориками монастырей. Со стен хорошо

Башня Давида

видны холмы и невысокие горы, окружавшие древний Иерусалим. Эти самые холмы и горы тут везде, поэтому город весь ступенчатый, со множеством лестниц и террас.

Снаружи, против восточной стены Старого города, находится Масличная, или Блеонская гора, с которой Иисус Христос вознесся на не­беса. На том месте, где Спаситель обучал учеников молитве «Отче наш», возведена церковь под названием Pater Noster, и молитва выби­та на камне на множестве языков. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад. С юго-западной стороны Старого города высит­ся гора Сион — место Успения Девы Марии. Здесь расположена церковь Успения Девы Ма­рии. На горе Сион состоялась Тайная Вечеря. На южном склоне стоит церковь св. Петра. Она называется Галликанте («галликанте» по-латыни — «петушиный крик»): здесь, как и было предсказано, трижды отрекшись от Хри­ста, Петр услышал крик петуха.

В парковой зоне долины Рехавия — цент­ре еврейской части города — находится Наци­ональный музей Израиля. Парк плавными террасами стекает по склону холма, украшен­ному скульптурами, которые создали Матисс, Роден, Дега, Майоль. Великолепно оформле­ны экспозиционные залы, посвященные ев­рейской истории. Они переносят вас то в ита­льянскую синагогу XVII века, то в еврейскую деревню Йемена. В комплекс входят Библей­ский и Археологический музеи, экспозиции иудаики (большая коллекция светильников, одежды) и большая картинная галерея с про­изведениями Рембрандта, Ренуара, Пикассо, Шагала...

Вифлеем (современное название Бейт-Лахм) — храм Рождества. Он построен на том самом ме­сте, где появился на свет Спаситель, и находит­ся в 8 километрах к югу от Иерусалима.

 

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет