Задание №1.
Учебные задачи на формирование логических умений учащихся.
Определите, какое понятие «лишнее». Объясните свой выбор.
нефть |
гранит |
медная руда |
малахит |
Деятельность учащихся направлена на выделение признаков понятий и их сравнение.
Нефть - топливное, горючее полезное ископаемое осадочного происхождения.
Гранит – магматическая горная порода, ценный строительный материал, нерудное полезное ископаемое.
Медная руда – рудное полезное ископаемое, горная порода магматического происхождения, используется в промышленности для выплавки цветного металла.
Малахит – ценный минерал зеленого цвета, используется для изготовления украшений, предметов интерьера, упоминается в сказаниях: например «Каменный цветок». П.Бажова.
Если сформулировать более точно вопрос, то изменится содержание деятельности учеников. Например, «Какие полезные ископаемые залегают на платформах»?
2.Сравните два вида полезных ископаемых (по выбору) и объясните, какие признаки вы выбрали для сравнения и почему?
Деятельность ученика будет направлена на формулирование «логического закона»: содержание понятия обратно пропорционально его объему, этот закон можно проиллюстрировать и объяснить.
Существует группа полезных ископаемых, как рудные. Они имеют главным образом магматическое происхождение. Определите, какая существует закономерность в размещении рудных полезных ископаемых, таких как медные руды, и формами рельефа?
Размещение минеральных ресурсов на нашей планете подчинено геологическим закономерностям. Минеральные ресурсы осадочного происхождения наиболее характерны для платформ, где они встречаются в толщах осадочного чехла, а также в предгорных и краевых прогибах.
Магматические минеральные ресурсы приурочены к складчатым областям и местам выхода на поверхность (или близкого залегания к поверхности) кристаллического фундамента древних платформ. Это объясняется следующим. Руды образовались в основном из магмы и выделяющихся из нее горячих водных растворов. Обычно подъем магмы происходит в период активных тектонических движений, поэтому рудные полезные ископаемые связаны со складчатыми областями. На платформенных равнинах они приурочены к фундаменту, поэтому могут встречаться в тех частях платформы, где мощность осадочного чехла невелика и фундамент подходит близко к поверхности или на щитах. Медные руды - это минеральные скопления, содержащие медь для промышленного использования. Медь широко применяется в машиностроении и электротехнике в виде сплавов. Наиболее богатые месторождения медно-никелевых руд находятся в районе Норильска; «Талнахское месторождение» на Сибирской платформе.
Большинство полезных ископаемых относится к невозобновимым природным ресурсам, и их запас уменьшается по мере использования. Предложите варианты охраны недр Земли.
Создание новых технологий извлечения металла, обогащения и переработки руд.
Рекультивация - восстановление промышленно нарушенных территорий – предусмотрена законом. Предприятия, добывающие минеральные ресурсы, обязаны еще до начала работ обеспечить возможности для восстановления нарушенного ландшафта.
Поиски новых месторождений
Засыпать отработанные шахты, превращать карьеры в цветущие сады или пруды.
На этом примере ученики наглядно рассматривают различия между существенными и варьирующими признаками понятия.
Формирование логических умений, является одним звеньев цепочки географических знаний. Такие задачи направлены на определение понятий, выделения учениками существенных и варьирующих признаков понятий, установления отношения между понятиями, обобщение и ограничение, составление классификаций понятий, и наконец, подведение под понятие.
Задание №2
Учебные задачи на формирование читательской грамотности учащихся.
1.Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Жемчужина Сибири
Среди минеральных водоемов края неожиданно стало популярным озеро Ханкуль. Иногда его называют Соленым. Мнение о нем у посетителей самые разные - от восторженных до весьма сдержанных. В связи с этим в 1989 году озеро было детально исследовано. К работе привлекались томские ученые.
Озеро Ханкуль расположено в 60 км на запад от Абакана, по тракту на районный центр Аскиз. Находится оно у подножия невысокой горной гряды, в окружении безлесной, всхолмленной степи. С восточной стороны степь распахана, и поля выходят к берегу Ханкуля почти вплотную.
Озеро имеет продолговатую форму, с наибольшей длиной 700 м. Берега водоема открытые, ровные, песчано-илистые, песчаные, частично заболоченные и поросшие тростником. Дно пологое, спокойное, лишь с южной стороны, у подножия горной гряды оно имеет большой уклон. Максимальная глубина водоема более 4 метров. Для купания он довольно удобный, на южном берегу есть пляж.
Вода в Ханкуле слабощелочная, сульфатно-хлоридная, натриевая. Содержание солей по площади и глубине изменяется от 35 до 41 грамма на литр. По бактериальному анализу вода является недостаточно чистой. В связи с этим в Ханкуле практический интерес представляет лишь озерная вода, которая по концентрации солей близка морской.
Она рекомендована лишь для наружного применения в виде ванн при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем, болезней суставов, обмена веществ, гинекологических заболеваний.
Недалеко от озера Ханкуль имеется подземный минеральный источник с питьевой водой. Это фонтанирующая скважина глубиной около 200 метров. Изучение ее показало, что состав воды сульфатный, калиево-натриевый, в ней содержится ряд микрокомпонентов.
Судя по данным анализов и отзывам специалистов, это целебная минеральная вода, ближайшим аналогом которой является ширинская. Вода из скважины может широко применяться как лечебно-столовая на розлив в бутылки.
1 группа.
Информационное сопровождение: В данном задании используется информационная компетентность.
Аспект: извлечение первичной информации, второй уровень.
Задание. Прочитайте текст. Найдите в тексте и запишите не менее трех признаков, определивших популярность озера Ханкуль среди жителей края.
Модельный ответ к 1 заданию
Содержание ответа на задание |
Шкала оценивания |
1. Берега водоема открытые, ровные, песчано-илистые, песчаные, частично заболоченные и поросшие тростником. 2. Дно пологое, спокойное, лишь с южной стороны, у подножия горной гряды оно имеет большой уклон. Для купания он довольно удобный, на южном берегу есть пляж. 3. Вода в Ханкуле слабощелочная, сульфатно-хлоридная, натриевая. Содержание солей по площади и глубине изменяется от 35 до 41 грамма на литр, близка к морской. 4. Вода озера рекомендована лишь для наружного применения в виде ванн при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем, болезней суставов, обмена веществ, гинекологических заболеваний.
|
1. Названы не менее 4-х признаков - 2 балла. 2. Не менее 2-х признаков – 1 балл. |
2 группа.
Информационное сопровождение: В данном задании используется информационная компетентность.
Аспект: извлечение и обработка первичной и вторичной информации, второй уровень.
Задание. Познакомьтесь с информацией о физико-географических особенностях оз. Ханкуль, проведенной учеными. Сделайте вывод.
Модельный ответ к 2 заданию
Содержание ответа на задание |
Шкала оценивания |
1. Озеро Ханкуль расположено в 60 км на запад от Абакана, по тракту на районный центр Аскиз. Находится оно у подножия невысокой горной гряды, в окружении безлесной, всхолмленной степи. 2. Озеро имеет продолговатую форму, с наибольшей длиной 700 м. 3. Максимальная глубина водоема более 4 метров. 4. Дно пологое, спокойное, лишь с южной стороны, у подножия горной гряды оно имеет большой уклон. |
1. Названы не менее 4-х признаков - 2 балла. 2. Не менее 2-х признаков – 1 балл. |
3 группа.
Информационное сопровождение:
В данном задании используется :
Компетентность разрешения проблем.
Аспект: идентификация ( определение) проблемы. 3 уровень.
Коммуникативная компетентность. Аспект: публичное выступление. 3 уровень.
Задание
Обоснуйте целесообразность создания в районе озера Ханкуль санаторно-курортной зоны.
Модельный ответ к заданию 3 группы
Содержание ответа на задание |
Шкала оценивания |
1. Выгодность географического положения: 1. Расположено в 60 км на запад от Абакана, по тракту на районный центр Аскиз. 2. Чистый горный воздух (с одной стороны окружено горной грядой), равнинность территории (в окружении безлесной, всхолмленной степи) способствуют формированию положительных эмоций у отдыхающих. 3. Дно пологое, для купания берег довольно удобный, на южном берегу есть пляж. 4. Вода в Ханкуле слабощелочная, сульфатно-хлоридная, натриевая, по концентрации солей близка морской. Она рекомендована для наружного применения в виде ванн при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем, болезней суставов, обмена веществ. |
1. Названы не менее 4-х признаков - 2 балла. 2. Не менее 2-х признаков – 1 балл. |
Задание №3
Учебные задачи на формирование речевого развития учащихся.
Внимательно рассмотрите рисунки. Растения и животные, каких природных зон представлены на картинках. Распределите по территории данные виды растительного и животного мира. Составьте описание основных форм приспособлений растений и животных к данным природным зонам.
На рисунках представлены растения и животные трех природных зон Средней Сибири. Полуостров Таймыр.
Арктические пустыни: Растения: мхи, лишайники. Животные: белый медведь.
Тундра: Растения: мхи, лишайники, карликовая береза, камнеломка. Животные: олень, полярная сова, куропатка, лемминг.
Лесотундра: Растения: береза, лиственница, мхи, кустарнички. Животные: олень, лось, бурый медведь, полярная сова, лемминг, куропатки.
Ландшафт является не только условиями, ресурсами, но и средой обитания всего живого на Земле. Он диктует свои правила выживания. Все живое должно приспосабливаться к ландшафту или адаптироваться.
Основными формами приспособления растений к суровым условиям Таймыра являются:
горизонтальное поверхностное размещение корневой системы (вечная мерзлота не способствует проникновению корней на глубину;
узкая, жесткая, восковая листовая опушенная поверхность листьев растений сокращает количество устьиц, снижает испарение и тем самым сохраняет тепло;
широкое распространение двулетников; за год вегетации растение успевает только сформировать луковицу, а в начале второго года -хватает сил сформировать цветок (полярный мак);
развитие стелющихся и карликовых форм (карликовая береза);
формирование флагообразной кроны деревьев под влиянием господствующих ветров.
Основными формами приспособления животных к суровым условиям Таймыра являются:
Более теплый с богатой подпушкой мех:
полый волос северного оленя, содержит пузырьки воздуха, что способствует сохранению тепла.
лемминги значительно лучше опушены, чем полевки более южных территорий.
у морских млекопитающих (тюленей и моржей) детеныши рождаются с теплым и мягким мехом, который спадает только после того, как они наберут достаточный слой жира.
Сроки линьки протекают в замедленном темпе;
У оленей отрастают на ногах длинные жесткие волосы в виде щетки, которые помимо увеличения опорной площади защищают конечности от морозов при насте, особенно когда приходиться разрывать твердый снег, чтобы добыть пищу.
У песцов, леммингов, оленей в сравнении с близкими видами сильно укорочены и богато опушены уши и хвосты, чем достигается уменьшение теплоотдачи.
Северные животные обладают толстым подкожным слоем жира, который позволяет им сохранять тепло
Животные имеют более осветленную окраску шерстяного покрова, чем их таежные собратья; это позволяет им, с одной стороны, скрываться от хищников и охотников, с другой – уменьшается потеря тепла.
Рассмотрите рисунок:
Какой образ, настроение возникает у вас при взгляде на этот снимок?
Как вы считаете, какое время года изображено на этом снимке? Какая погода?
Какой климатический пояс представляет данное изображение?
Какие образы возникают у вас, глядя на этот пейзаж?
Ах, Север, милая страна! Держава комарья и света.
Где на заре рыбачья сетка сигов непуганых полна.
Здесь дремлют тысячи озер, щедры брусничные поляны.
Что враз охватывает взор, голубизною осияно.
Озера, ягоды, цветы и мхов голубизна седая.
Где травы тихо увядая, роняют острые листы?
О каком ландшафте идет речь в данном стихотворении. Составьте описание.
Формирование умений у учащихся речевого развития в предложенных заданиях направлена на процессы: анализировать, сравнивать, аргументировать, обсуждать, то есть использовать разные формы речи как средство коммуникации.
Все предложенные задания на формирования умений логического мышления, читательской грамотности, речевого развития направлены развитие элементарных географических знаний и умений, путем последовательного усложнения заданий. Все задания можно использовать в повседневной практической деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ