Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Действующие лица:

Группа выступающих (здесь – Хор) в составе 6 – 9 ребят в униформе с косынками на шее. Всё время на заднем плане, не вступает в диалоги. Группа очень подвижна, сопереживает происходящему, повторяя и усиливая реплики действующих персонажей.

Несчастливцев – массивный, в черной накидке, с черным зонтом-тростью, в цилиндре, с цепочкой на большом животе-подушке.

Даша, его ассистентка – маленькая, с косичками, загнутыми вверх, разные носки, крупные бантики, очки, в кармане дудочка, волочит по полу авоську с коробками и банками с соками, пригибается и семенит, не выпуская из рук накидку Несчастливцева, так, что видна его цепочка.

Счастливцева – во всем балетном: воздушное платье, белый зонтик, воздушный шарфик; очень красивая, на руке часы, в волосах роза и т.п.

Аккомпаниатор

Неполный свет. Ребята из хора с фонариками что-то ищут на сцене, в зале. Шум, стук за кулисами, двигают стулья, бегают, перекликаются: «Гарри, нашел? Гермиона, ну что у тебя?» и т.п.; должно быть понятно, что это мир персонажей «Гарри Поттера».

Первый из хора: Что ищем? Что ищем-то?

Второй: Отстань! Видишь, некогда!

Третий: Скажи, что ищем?

Первый: Как? И ты не знаешь?! Если сегодня, в такой день, ты найдешь и прикоснешься к дереву знаний нашей школы, тебе сто-олько привалит! И отметки!! И без всякого волшебства! Понял! Ищи давай!!

Четвертый: Ребята, Гарри нашел, нашел! Ура!

Все вместе вытаскивают, ставят на стул ветвистой дерево с пестрыми листочками, вырезанными из коробок от cоков; на ветвях укреплены прямоугольные этикетки и незаметная елочная гирлянда. На нижней ветке – большая темная картонная этикетка в виде сердца с хорошо заметной надписью мелом «Я люблю уроки музыки!»; Все восхищенно ходят вокруг, трогают ветки, читают надписи. Полный свет.

Хор (по очереди): Какое оно таинственное и замечательное! А какой ствол! Прямой и красивый! Корни крепкие-крепкие! А ветки! Да это же ветви знаний! Смотрите: «химия», «финансы», «волейбол», «китайский язык»! А это что? «Я люблю уроки музыки!» Прекрасно!

В этой суете раздается громкий стук зонта о пол за кулисами слева. Идет Несчастливцев. Хор быстро прячется за дерево, хористы переговариваются.

Хор: Тише вы! Тише. Кто это? Это же наш магистр Несчастливцев с ассистенткой Дашей. Он преподает «фундаментальные знания»!

Несчастливцев: Ха! Знаю я это дерево. Да-а-вно знаю! (Стучит зонтом.)

Хор (утвердительно): Ну да! Он все да-а-вно фундаментально знает!

Несчастливцев: Его жидкие корни глубоко, ну просто глубоко погрязли в этой о-очень темной истории педагогики!

Хор (удивленно): Как это «в темной истории педагогики»? И почему?

Несчастливцев: А ствол!? (В зал.) Вы думаете, он всегда прямой?

Хор (уверенно): Конечно всегда!

Несчастливцев: Да он гнется туда-сюда, туда-сюда – куда сегодня дует ветер, понятно?!

Хор (вопросительно, друг другу): Куда дует ветер? Надо же... Как это?

Несчастливцев: А эти ветви знаний!

Хор (эхом): Знаний...

Несчастливцев: Ну кому сейчас нужна эта фи-фи-физика?!

Даша (хихикает на выдохе): И эта хи-хи-хи-хи-химия?

Несчастливцев: Дай-ка ножницы. (Срезает две этикетки.) А вот эта – полезная ветвь, оставляем (Читает.) «От среднего ученика очень средней школы №... до старшего менеджера ООО «Кошкин суп» – за один год!»

Хор (восхищенно): За один год! Надо же! Вот это школа!

Несчастливцев: А эти листочки – деточки...

Даша: Деточки! Деточки!

Несчастливцев: Разовьются! Нальются нашими соками! (Даша поднимает и трясет авоську с соками.) И ка-а-к начнут шуметь, ка-а-к начнут шуметь: и на дереве, и на уроках, и на перемене! Сил моих нет!

Даша: И моих нет! (Безнадежно грохает авоськой об пол.)

Хор (сочувствует): Сил нет. Сил у них нет, ну совсем нет.

Несчастливцев: А как созреют-поспеют эти «яблочки-ягодки»! Все ведь, все... (Пауза.)... с червоточинкой!

Даша: С гнильцой, точно! (Грохает авоськой.)

Хор (сочувствует): С гнильцой, да-а-а... С червоточинкой... Надо же! Беда-то какая! (На глазах у хористов слезы, вытирают их косынками.)

Несчастливцев: Не-ет! Нет жизни простому честному педагогу! Нет.

Садится на стул в профиль к залу, Даша снимает с дерева картонку-сердечко, садится на складной низкий стульчик, прижимаясь к коленям Несчастливцева; хор сзади окружает Несчастливцева, сочувствует, сдувает пылинки; Даша на дудочке берет жалобную ноту; ноту дублирует вступительным аккордом Аккомпаниатор; Даша и хористы с косынками на головах с грустью поют на мотив песни «Белым снегом, белым снегом ночь морозная ту стежку замела...»

Ох! (Пауза.) Мелом белым, мелом белым

Жизнь нервозная ту стежку замела,

По которой, по которой

Я свои надежды в школу принесла...

По которой, по которой

Я свои надежды в школу принесла-а-а-а...

 

Даша в процессе пения затушевывает мелом надпись на темном картоне-сердечке.

Еще не кончилась песня, а из правой кулисы выбегает и тут же останавливается в картинной позе Счастливцева, роняет свой легкий шарфик.

Первый и второй из хора (восхищенно): А это кто?!

Третий, четвертый, пятый из хора: Не узнали? Это же наша учительница «свободного полета» Счастливцева!

Хор (радостно): Какая же она Счастливцева! Какая же она счастливая! (Хор быстро перемещается за Счастливцеву.)

Счастливцева: Ой! Какое красивое (подходит к дереву)! Какое крепкое, какое умное! (Складывает зонтик, картинно трогает листья.)

Хор (восхищенно): Да! Да! Красивое и крепкое, а главное – умное!

Несчастливцев (раздельно): Ха! Ха! Ха! (Стучит зонтом о пол, шумно вместе со стулом отодвигается от дерева.)

Даша: Хи-хи-хи-хи-хи!

Счастливцева: Вот что значит – хорошо удобренная почва! А почва - это же, это же замечательные традиции нашей школы.

Хор (с восторгом): Конечно! Традиции школы! Ведь столько лет! А как же!

Счастливцев (обходит дерево): А какие прочные эти ветви знаний! (С патетикой.) Они почти доросли до сегодняшних требований!

Хор: Да! Да! До требований нашей жизни! Надо же! Уже доросли!

Несчастливцев: Ха! Ха! Ха! (Отодвигается еще дальше.)

Даша: Хи-хи-хи-хи-хи!

Счастливцева: И плоды... (Из хора ей протягивают три, четыре яблока; она откусывает одно и с полным ртом продолжает.) И плоды... такие сочные! Такие замечательные!

Хор (едят яблоки): Bay!

Счастливцева: И кто сказал – червивые?!

Хор: Червивые?

Счастливцева (обращается к Несчастливцеву, с вызовом): Послушайте! Вы! На моих часах (смотрит) без двух минут двенадцать, а ровно в двенадцать для всех, всех в нашей школе наступит, знаете что?

Хор (настороженно): Что?

Счастливцева: Наступит полное(!) – (тихо) счастье.

Хор (громко, в апогее): Полное счастье!!! (Прыгают, шлепают друг друга ладошками, поздравляют, подтанцовывают, веселятся, подкидывают косынки.) Ну, наконец-то! Давно пора! Ждали, ждали!

Несчастливцев (все это время неподвижно сидит нога на ногу, в профиль к залу, руки на зонте; Даша, наоборот, комично двигается, реагируя на каждую фразу, но рукой не отпускает накидку Несчастливцева. Тот, возмущенный, резко встает, быстро подходит к Счастливцевой и рядовым тоном, выходя из роли): Послушай, Петрова... (фамилия исполнительницы роли Счастливцевой), брось трепаться! Ведь это же сказка! Ска-а-зка – понимаешь?! А ты тут разводишь... не знаю что...!

Счастливцева (очень быстро): Да! Ты прав! Сказка! Но, вы... (поворачивается, правой рукой указывая на зрителей, звучит вступительный фортепьянный аккорд, все подходят к рампе. Счастливцева дирижирует песней на мотив «Марша авиаторов»; зажигается гирлянда на дереве, косынки хористов взвиваются вверх), вы...

Все выступающие (в среднем темпе):

Вы рождены, чтоб сказку сделать былью,

Преодолеть формальность и затор.

Вам разум дал стальные нервы-крылья

И сердце, сердце – пламенный мотор!

Все выше, и выше, и выше

Стремите полет светлых чувств!

И мы на уроках услышим

Спокойствие, знанье и вкус!

И мы на уроках услышим

Спокойствие, знанье и вкус!

Аплодисменты.

Выступающие по команде дружно дважды «чихают», предварительно разделившись на три группы и произнося одновременно: первая группа – «спички», вторая – «пачки», третья – «ящики». При этом слышится веселое «апчхи!».

Все выступающие: Будьте здоровы!!

 

Сандлер В.

 

 

Поиск

Поделиться:

Физика

Химия

Методсовет