Начальная школа

Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Рассмотрим понятие «задача» в педагогической литературе. В широком смысле задача рассматривается как проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь. В более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать. Т.Ф. Ефремова  под задачей предлагает считать цель, к которой стремятся, которую хотят достичь, обстоятельства, затруднения, которые надо преодолеть.

Г.А. Балл рассматривает задачу как некоторую ситуацию, в которой оказывается и должен действовать субъект. Он выделяет три подхода к характеристике понятия:

● задача представляет собой определенную ситуацию, требующую от субъекта некоторого действия;

● в задаче представляется ситуация, в которой требуется от субъекта отыскать действие, направленное на установление связи неизвестного с известным, в условиях, когда субъект не владеет способом этого действия;

● представленное в задаче действие направленно на нахождение неизвестного посредством его существующей связи с неизвестным.

Л.М. Фридман четко различает понятие задачи и проблемной ситуации по следующим признакам:

1. проблемная ситуация всегда богаче содержанием, чем задача, ибо задача – это модель ситуации, отражающая лишь некоторые ее стороны;

2. для каждой проблемной ситуации существует одна или несколько задач, которые могут отличаться друг от друга как совокупностью представленных в них свойств ситуации, так и языком, на котором задача выражена;

3 проблемная ситуация существует реально, вне зависимости от какого-то языка, а задача всегда связана с языком, на котором она изложена.

Таким образом, в настоящей работе под понятием «задача» будем рассматривать ситуацию, включающую цель и условия для ее достижения, т.е. ситуационную задачу.

Для формирования и проверки сформированности умений и способностей применять химические знания и способы деятельности в ситуациях, встречающихся в повседневной жизни, необходимо разрабатывать специальные, отличающиеся по содержанию и применяемым подходам к решению задачи.

Такие задачи называют по-разному: компетентностные, контекстные, ситуационные, сюжетные, практико-направленные, компетентностно-ориентированные, учебно-практические позволяющие проверять уровень сформированности различных компетенций. В нашем случае мы будем использовать определение как ситуационные задачи.

Таким образом, под ситуационными задачами будем понимать химические задачи, в содержание которых описаны ситуации из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков использования химических  знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов краеведения, элементов производственных процессов.

Решение задач такого типа в большей степени строиться на построении модели реальной ситуации, описанной в конкретной задаче, что позволяет выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.


Использование ситуационных задач на разных этапах урока


1. Создание проблемной ситуации на уроке.

Современный урок начинается с мотивационной или содержательной актуализации знаний учащихся. Задача данного этапа - пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, помочь учащимся самим определить направление в изучении темы. Например, в начале урока, посвященного изучению жесткости воды и способов ее устранения, можно предложить учащимся такую задачу: «Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов и замочила в ней белье, вторая довела воду до кипения, прокипятила 5 минут, а затем охладила до 60 градусов и только после этого начала стирку. У кого белье лучше отстирается? Каким простым опытом это можно доказать и как объяснить?»


2.  Связь изучаемого материала с жизнью.

На современном уроке важно показать учащимся, каким образом полученные ими знания использовать в повседневной жизни. Как показывает практика, учащиеся успешно выполняли задания на воспроизведение знаний в простых ситуациях и затруднялись применить их в ситуациях, близких к реальной жизни. Учащиеся имеют низкий уровень общеучебных умений, основным из которых является умение работать с информацией.

В связи с этим на уроках следует использовать ситуационные задачи и ставить перед учащимися проблемы, с которыми они могут столкнуться в повседневной жизни. Так, при изучении темы «Галогены» можно предложить задачу на сравнение состава зубной пасты.


3. Использование ситуационных задач на этапе осмысления нового материала.  В этом случае целесообразно применять групповые формы работы. Высказывание разных точек зрения и путей решения какой-либо  проблемы.


4.  Использование ситуационных задач на этапе рефлексии.

Этот этап урока необходим, чтобы помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в дальнейшем его изучении.


5. Исследовательского проекта на основе поставленной в ситуационной задаче проблемы.

В соответствии с ФГОС учащиеся выполняют проектную работу. Проектная деятельность способствует развитию навыков проектно-исследовательской деятельности, помогает развитию познавательной активности учащихся, их самореализации, накоплению ими собственного опыта.

Таким образом, ситуационные задачи можно эффективно использовать на любом этапе современного урока. При решении таких задач ведущая роль принадлежит учащимся, учитель лишь направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения, создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы, подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих. Нет образца решения таких задач, каждая задача уникальна.



Ситуационные задачи и формирование компетентностей


В настоящее время в образовании происходит переход от «знаниевой» парадигмы к «компетентностной». На первый план выходит овладение универсальными учебными действиями: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества:

умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно

выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем,

так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения,

оказывать поддержку друг другу. Универсальные учебные действия - это условия и средства для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, формирования компетентностей.

Применение ситуационных задач в образовательном процессе способствует

формированию универсальных учебных действий, следовательно, позволяет

научить действию, прожить действие, что значительно повышает эффективность освоения нового знания.


Пример конструирования ситуационной задачи


                                                     «Соль - лекарь»


Предметы: химия, биология, география, физика.

Класс: 8

Тема «Соли»

Название задачи Соль - лекарь!

Личностно-значимый познавательный вопрос

У.: Многим известен способ лечения простудных заболеваний (насморка) с помощью поваренной соли. Нагретую соль помещаю в мешочек из плотной ткани, а мешочек прикладывают к больному месту на несколько часов. Какие свойства поваренной соли используют при лечении насморка?

Работа в группах

Раздаем по три пробирки с веществами: песком, землей и солью. Спиртовку, держатель, спички, штатив, термометр, секундомер.

Задания учащимся: нагревать пробирки в течение 30 сек.

У.: Как вы думаете, какое вещество быстрее нагревается? Как вы думаете, какое вещество быстрее охлаждается? Как вы думаете, можно ли это свойство использовать при лечении насморка?

Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде

Явление передавать тепло называется теплопроводностью.

Теплопроводность жидкостей невелика, т.к. небольшая плотность в жидкостях, в твердых телах теплопроводность увеличивается, благодаря увеличению плотности.

Теплоемкость твердых тел различная.

Задания по данной информации

Ознакомление

У.: Прочитайте самостоятельно текст задачи.

Задание: Экспериментально доказать, что теплопроводность веществ: песка, земли и соли разная. Данные занести в таблицу. Вещество теплопроводность

хорошая (плохая) – песок, соль, земля.

Понимание

Задание: Объясните причины механизма разной теплопроводности твердых тел на молекулярном уровне, используя выданные схемы теплопроводности.

Применение

Задание: Чтобы соль дольше сохраняла тепло, её помещают в плотную ткань. Используя результаты эксперимента, вставьте пропущенное слово.

- хорошей

- плохой

Соль обладает………. теплопроводностью.

Анализ

Задание: Заполнить таблицу зависимости свойства веществ от строения и определить самое теплопроводное вещество. Виды  кристаллических решеток -

Соль, песок, земля

Синтез

Задание: Изложите в форме небольшого сообщения своё мнение по теплоемкости соли и песка, и применение этих веществ в лечебных целях. Запишите в тетрадь.

Оценка

Задание: Оцените значимость теплоемкости соли и песка для лечения простудных заболеваний и приведите пример использования соли.

Рефлексия: «Вставьте пропущенные слова в тексте» -

Соль, поваренную люди,

Применяют в каждом блюде, маринуют, ….., варят,

Соль повсюду люди славят, минералом чудным этим

Лечат ……. всем детям, для развития ума…

Эта ……. также нужна!!!


Примеры ситуационных задач


1. Лосьоны для очистки кожи лица – один из самых распространенных косметических препаратов. Производители, рекламируя свой товар, уверяют, что он содержит уникальные вещества, обладающие особыми очищающими свойствами. На самом деле, основной компонент любого лосьона – спирт, и приготовить лосьоны можно самим. Состав простого лосьона для жирной кожи (в массовых долях): спирта – 20%, лимонной кислоты – 2%, ацетата алюминия – 0,3%, несколько капель духов и кипяченой воды до 100%. Спирт можно заменить водкой. Рассчитайте, сколько вам потребуется водки и других компонентов для приготовления 0,2 л такого лосьона (плотность раствора примите равной единице).


2. Об открытии йода рассказывают такую историю. В тот день французский ученый Бернар Куртуа как обычно завтракал за рабочим столом своего небольшого химического кабинета. У него на плече восседал любимый кот. На столе рядом с пищей стояли две бутыли, в одной из которых был настой морских водорослей в спирте, а в другой – смесь концентрированной серной кислоты с железными опилками. Коту надоело сидеть на плече, он спрыгнул, но неловко: бутыли упали на пол и разбились. Хранившиеся в них жидкости смешались, в результате химической реакции в воздух поднялись фиолетовые клубы газа. Когда они осели, ученый заметил на лабораторном оборудовании фиолетовый кристаллический налет. Так был открыт йод. Но при этом Куртуа нарушил сразу несколько правил техники безопасности. Какие именно? Какое вещество, содержащееся в водорослях, могло образовать при взаимодействии с серной кислотой свободный йод? Напишите уравнение этой реакции. Можно ли эту реакцию отнести к окислительно- восстановительным? Как называют процесс, при котором из паров йода образовались кристаллы? Как лучше всего можно было очистить оборудование в лаборатории от образовавшегося налета?


3.  Если постирать темные вещи с мылом в жесткой воде, то после стирки и полоскания на них останется «седой» налет. Как его устранить и что можно сделать для предотвращения его образования?


4. Вам нужно удалить пятна подсолнечного масла и йода. Можно ли сделать это физическим способом, не прибегая к помощи химии?


5. Если вы посадили на одежду жирное пятно за праздничным столом и нет возможности сразу же заняться его выведением, рекомендуется немедленно засыпать пятно солью. Иногда после такой обработки пятно полностью исчезает. К каким способам выведения можно отнести этот прием – к физическим или к химическим?


6. Лак для ногтей легче всего удалить с помощью ацетона или таких органических растворителей, как толуол, этилацетат, бутилацетат. Однако парфюмерно-косметическая промышленность выпускает разнообразные жидкости для снятия лака, содержащие, кроме растворителей жиры и воски, и косметологи рекомендуют пользоваться именно этими средствами, а не чистыми растворителями. Как вы можете это объяснить, зная состав и свойства кератина?



Ситуационные задачи  значимы для учащихся в настоящей и будущей жизни, позволяют организовать самостоятельную работу по изучению учебного материала, поиск дополнительных и необходимых знаний. Ситуационные задачи позволяют учащимся прорабатывали текст учебника и дополнительные источники информации,  находить ответы на поставленные вопросы, проводить эксперименты, проявляли творческие способности при анализе и синтезе знаний, их оценке, то есть учащиеся учатся узнавать что-то новое и применять это новое на практике, в повседневной жизни.

Ситуационные задачи позволяют изменить характер преподавания: педагог становится партнером учащихся в решении проблем задачи, формировать химические коммуникативные, интеллектуальные компетенции, использовать разные формы работы учащихся: индивидуальную, парную и групповую, делают урок более содержательным и интересным для учащихся  и преподавателя, способствуют саморазвитию личности в процессе обучения.

 

Чернышева Татьяна Ивановна

Поиск

Блок "Поделиться"

Физика

Химия

Методсовет

watch tv series online watch series online watch tv shows free online watch tv shows free online