Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Аналитическая деятельность в сфере воспитания - сложная многоаспектная ра­бота. В неё входит разработка и реализация соответствующих диагностических проце­дур, организация и реализация рефлексивной аналитической работы, интерпретация полученных результатов.

Мы в данной статье сосредоточимся только на одном её аспекте - диагности­ке результатов воспитания.

Результаты воспитания как целенаправленного влияния на развитие личности, могут анализироваться на различных уровнях: на уровне образовательного учреждения, на уровне школьного класса (учебной группы), в отношении отдельного школьника.

Соответствующие методы диагностики результатов воспитания, её предмет, си­туации, в которых она будет проводиться, на различных уровнях анализа будут разные.

Как же организовать такой анализ? Каковы критерии, показатели, методы такой работы организатора воспитания?

В данной статье мы ответим на эти вопросы, ограничившись уровнем школы (образовательного учреждения).


Критерии и показатели результатов школьного воспитания

Опираясь на идеи В.А. Караковского о критериях результатов воспитания в шко­ле (В.А. Караковский), можно назвать три группы таких критериев: критерии факта, критерии отношения, критерии смысла (мотивационные критерии).

Опишем их последовательно.

Критерии факта - факты участия школьников в организованных педагогами воспитывающих ситуациях (коллективных делах, мероприятиях, дискуссиях, беседах, клубах, объединениях и пр.).

Показателями могут быть и факт присутствия школьников в данной организо­ванной ситуации, и факт понимания школьниками темы мероприятия (дела, акции), и факт деятельного участия в соответствующих ситуациях, и мера их активности в этих действиях, и осознание учащимися принадлежности к тем или иным кружкам, клубам, общественным объединениям.

Критерии отношения - отношение школьника к данным воспитывающим ситу­ациям, к своему участию в них, к товарищам, коллективу, с которыми он участвует в этой ситуации.

Показателями могут быть оценки школьниками ситуации (дела, мероприятия, пр.) как важной - не важной, которая нравится - не нравится, значимой для него - не значимой и пр.

Критерии смысла - это выявление того, какой личный смысл, значение имеет данная ситуация, данное дело для школьника.

Показателями могут быть причины участия школьников в данных делах, ситуа­циях, как они представлены в их сознании; причины привлекательности того или иного события, дела для учащихся; обоснование школьниками личной значимости дела, ме­роприятия, события.


Построение и использование критерия факта

В качестве показателей на уровне факта в этой модели используется мера вклю­чённости учащихся в конкретные школьные дела, мероприятия, акции. Градация меры участия осуществляется как фиксация позиций: «не участвовавший в деле, мероприя­тии» (символ «Н»), «пассивный участник (слушатель, зритель)» (символ «У»), «актив­ный участник» («говорил», «бежал», «выступал», «красил» и пр. - символ «А»), «орга­низатор» (символ «Ор»).

Психологический подтекст такой градации - известная психологическая законо­мерность о том, что деятельность влияет на личность в меру включённости челове­ка в её свершение.

Соответствующими индексами (численными показателями) по критерию факта в данном случае являются процент участников от всех школьников, занимающих назван­ные позиции в конкретном деле, и средний процент по всем делам, мероприятиям, если подводятся итоги какого-то промежутка времени (полугодия, года).

Возможны разные методы фиксации соответствующих позиций: из наблюдения педагогами факта участия; из отнесения школьниками себя к одной из позиций; на ос­нове записей школьников, ответственных за соответствующие диагностические дей­ствия. Методические приёмы могут быть тоже разные, в том числе приём «фиксации уровня в действии». (Пример: после спортивного соревнования школьники на выходе из спортзала выбирают шарики с символическими цветами: белый - болельщик, синий - участник соревнования, красный - организатор соревнований).

Какая из оценок больше говорит о результатах воспитания на уровне факта - бо­лее-менее объективная оценка участия школьников педагогами или самооценка школь­ников - вопрос непростой. Самооценка школьников в определённых случаях может быть более точным показателем о внутренней включённости детей в событие, чем внешняя объективная оценка.


Построение и использование критерия отношения.

Второй критерий - критерий отношения. В данной модели он дробится на два частных критерия: отношение школьников к школьным делам, мероприятиям, акциям и восприятие школьниками школы, класса в целом (точнее, атмосферы, отношений в школе, классе).

Возможная методическая процедура по первому частному критерию - это поста­новка вопросов, требующих от школьников оценки своего отношения к соответствую­щим делам, событиям.

Показателем по первому параметру будет балльная или символическая шкальная оценка акции, мероприятия, дела.

Показателем второго критерия может быть также балльная или символическая система оценивания предъявленных школьниками качеств школы, связанных с целями воспитания.

Соответствующие индексы - средний балл и разброс оценок (если применять ме­тоды математической статистики, возможен расчёт - дисперсии или среднеквадратич­ного отклонения данных).

Оценка разброса - очень важный, «говорящий» показатель. Один и тот же сред­ний балл при разных разбросах говорит о разном. Если разброс большой - это говорит о поляризации оценок участников опроса в отношении проведённого дела.

Из возможных шкал - пятибалльная, семибалльная, десятибалльная, полярная (например, от плюс трёх до минус трёх) - наиболее предпочтительны семибалльная и полярная шкалы. Пятибалльная шкала у учеников и педагогов слишком сильно ассоци­ируется с учебной шкалой, которая реально является несимметричной четырёхпозици- онной - «единицу» ставят за «очень большие заслуги». Десятибалльная слишком дроб­ная для оценочных действий школьников.

Баллы при опросе желательно «расшифровывать» в словесной форме, так как часть ребят, особенно в младших классах, плохо соотносят разницу в числах, не стоя­щих рядом. Например, так:

«7» (вариант +3) - очень понравилось;

«6» (+2) - понравилось;

«5» (+1) - скорее понравилось, чем не понравилось;

«4» (0) - «весьма средне»;

«3» (-1) - скорее не понравилось, чем понравилось;

«2» (-2) - не понравилось;

«1» (-3) - очень не понравилось.

Для младших школьников лучшая шкала символическая - в виде графических символов, тех же известных «рожиц», но со словесной расшифровкой смысла (иначе мы столкнёмся с проблемой распознавания выражения лица). При подсчёте символы переводятся в соответствующие баллы.

Такие же методические приёмы можно использовать для расшифровки второго параметра - восприятие школы, класса.

Сам ход диагностики в этом случае таков: школьникам предлагается оценить по семибалльной (варианты полярной, графическо-символической или даже семипозици- онной цветовой - «радуге») шкале атмосферу, отношения, образ школы, класс.

При этом соответствующие конкретные параметры задаются в полярной форме в соответствии с целями воспитания в школе. Например «доброжелательная - недобро­желательная школа», «творческая - нетворческая», «трудолюбивая - нетрудолюбивая», «заботящаяся о природе - не заботящаяся о природе», «справедливая - несправедли­вая» и т.д.

Поиск точных слов и точных формулировок, связанных с воспитательными ори­ентирами школы, в этом задании является важной методической задачей.

Например, при «запуске» оценивания «доброжелательности - недоброжелатель­ности» инструкция «Оцените нашу школу» и инструкция «Каждая школа - это как бы человек со своим характером. Наша - тоже. Оцените характер этого человека - нашей школы, частью которого является каждый из нас» включают разную глубину восприя­тия школы. При второй инструкции идентификация оценивающего школьника с пред­метом оценивания - школой больше и его оценка более «говорящая» о его восприятии школы.

5. Построение и использование критерия смысла (мотивационного крите­рия).

Добавление к вопросам, заданиям по критерию отношений вопросов, заданий, требующих от школьников обоснования, аргументации оценок своего отношения, выводит анализ результатов воспитания на смысл соответствующих дел, мероприятий для школьников, на мотивацию их участия в воспитательных ситуациях.

Эти вопросы, задания об основаниях оценивания могут быть и в открытом виде, когда возможны любые ответы, и в закрытой форме, когда даётся перечень версий от­ветов и задание требует выбрать свою версию (версии). Сам перечень также имеет смысл увязывать с предполагаемыми воспитательными результатами и версиями вос­питательных эффектов.

Например, цель воспитания в школе - создание опыта доброжелательного забот­ливого общения.

Задание: «Оцените по семибалльной шкале доброжелательность - недоброжела­тельность общения в нашей школе (пока задание на уровне критерия отношений).

Выбери причину своей оценки (критерий смысла!) из предложенных ниже. Можно указать не более трёх ответов».

Приведём версию списка таких ответов-оснований:

потому что у нас заботятся друг о друге;

потому что люди у нас вежливые;

потому что школа у нас справедливая;

потому что у нас много заботятся друг о друге;

потому что у нас много грубостей;

потому что бывают несправедливости;

если хочешь, напиши здесь другой ответ;

        

Подчёркнуты ответы, корреспондирующие с целью. Другие ответы скорее гово­рят о воспитательных эффектах, чем о результатах воспитания.

Последовательная реализация описанной модели должна включать и аналогич­ные задания для педагогов. Близость оценок, восприятий школьных дел, событий, ме­роприятий педагогов и школьников говорит о приближении педагогов и школьников к состоянию общности, что является существенным потенциалом для развития школы как воспитательной организации.

6. Организация диагностики.

Перейдём теперь от методики диагностирования к её организации: кого спраши­вать, кто станет опрашивать, какие материально-технические средства необходимы, каковы возможные временные затраты?

Кого спрашивать?

Ответ на вопрос «кого?» - вроде бы ясен. Если речь идёт о результатах воспита­ния в школе, опрашивать надо всю школу. Однако опрос всей школы, особенно если она большая, - вещь весьма трудоёмкая и без специалиста (социолога, психолога) трудноосуществима. Существуют и другие решения вопроса «кого?», два из которых имеют неплохую психолого-педагогическую аргументацию.

Одно из этих решений - опрашивать старшие классы. Аргументация - старше­классники способны наиболее аналитически отнестись к школьным реалиям, они менее зависимы от влияния педагогов, а если в школе есть общий дух, общая атмосфера, старшеклассники в наибольшей мере её отражают.

Второй вариант более необычен: опрос учеников, отобранных по определённой

схеме.

Это может происходить в классическом социологическом ключе - как построе­ние квотной выборки. (Имеется в виду отбор для опроса группы учеников с численно­стью, пропорциональной количеству учеников в школе с данными характеристиками. Например, отобранные случайным образом 20% старшеклассников, 20% подростков, 20% младших школьников или (более тонкий пример) 20% от всего «актива», 20% «пассива», 20% от «средних»).

Но возможен и вариант, когда для опроса берётся одинаковое количество только «крайних» школьников: актива - пассива, «отличников» - «двоечников», «интеллекту­алов» - «художников» и т.п.

Кто проводит опрос?

Ответ очевиден: замдиректора по воспитательной работе с участием вожатой и классных руководителей (иногда, где есть - психолог). Основной проблемный пункт в этом списке - классные руководители. И не потому, что они могут быть неответствен­ными, а потому что в этом случае наибольшая вероятность влияния на ответы школь­ников - репликами, замечаниями, искренней помощью. Профилактика - жёсткая ин­струкция для классных руководителей, желательно письменные бланки ответов и про­педевтическое обсуждение с педагогами возможности влияния.

Другой приём организации опроса - привлечение к нему в качестве организато­ров школьников. Лучше, если это будет «социологическая» («психологическая», анали­тическая) группа на более-менее постоянной основе с соответствующим, хотя бы ми­нимальным, обучением, и необходимо придание ей значимости в собственных глазах членов группы и в глазах окружающих школьников. Сильная сторона этого хода - воз­можность «раскручивания» в отношении этих ребят параллельно с практической зада­чей интересных педагогических действий.

Материально-техническое и организационное обеспечение диагностики.

Проблема о материально-техническо-временной стороны организации диагности­ки - это ответы на вопросы: подсчитано ли сколько нужно бумаги для планируемой работы; решено ли где и как размножаются бланки опросов; сколько времени это зай­мёт, сколько времени потратится на обработку одного бланка и на обработку всей ин­формации; в какой форме будут сведены, обобщены данные, кто это сделает и за какое время; где и в какой форме результаты будут представлены педагогам, директору, школьникам? И, наконец, главный вопрос: отчётливо ли вы понимаете, зачем вся эта работа вам нужна? Если не знаете - додумывайте, доформулируйте её смысл или... отказывайтесь от диагностики.

7. Условия эффективности диагностики.

Необходимые условия подготовки, организации, проведения диагностических

мероприятий, без работы с которыми «диагностический выстрел» может оказаться холостым, не даст нужных для организации воспитания данных, таковы:

Условие повторяемости - смысл любого измерения в контексте управления процессом - сравнение двух и более срезов. В противном случае диагностика не носит управленческий характер.

Условие соответствия содержания и формы диагностических заданий возраст­ным и социальным особенностям школьников. (Особенно серьёзные проблемы суще­ствуют с диагностическим материалом для младших школьников. Впрочем, и в диагно­стической работе с подростками есть свои проблемы. В одном нашем пробном исследовании выяснилось, что в задании «Оцените творческую атмосферу в вашем классе» слово «творческую не поняли две трети восьмиклассников).

Условие мотивированности заданий. Задания должны быть в той или иной ме­ре интересны для школьников и иметь для них какой-то смысл, значение, цель.

Условие достоверности и валидности. Руководитель и реализаторы диагности­ки должны иметь обоснование, что она измеряет именно то качество, те особенности, что и заявлено в её целях (это называется валидностью диагностической процедуры).

Антипример: школа, занимаясь патриотическим воспитанием, (такая провозгла­шалась цель) в качестве диагностического показателя использовала отношение школь­ников к работе на пришкольном участке (воспринимавшейся детьми как чисто учебная повинность). Никакого патриотического смысла в эту деятельность никто из педагогов не вносил (да и вряд ли это было нужно), но считалось, что работа на пользу школы автоматически (!?) ведёт к малому школьному патриотизму, а от него к патриотизму большому.

Условие объективности. Пути его реализации - уменьшение максимально, насколько возможно, влияния на ответы, мнения, суждения школьников, исключение вольных и невольных подсказок педагогов; проведение диагностической работы в обычные, рабочие дни; отказ от её проведения в случае экстремальных ситуаций, слу­чаев, происшествий (вдруг возникших конфликтов, положительных или отрицательных эмоциональных взрывов и т.п.).

Условие защищённости, безвредности ситуации и результатов диагностики для конкретных школьников. Для этого специальными приёмами (анонимностью ответов, использованием заданий, требующих минимальных «письменных усилий», мотивиро­ванием общей пользой) постараться уменьшить недоверие школьников к диагностиро­ванию.

Создание этих условий - минимальная культура диагностической работы.

При проведении диагностики результатов воспитания в школах чаще всего нарушается условие объективности. (Антипример: возмущение учителя: «Что они пишут! Они же пишут неправильно. Я же знаю, (!?) как было в действительности).

8. Резюме.

Обобщим наши описания и рассуждения о диагностике результатов воспитания в форме вопросов, обращённых к её организаторам.

Перед тем как измерить результаты воспитания, конкретизировали ли вы цель воспитания, как образ его результата, в ограниченное число критериев достижения этой цели?

Использовали ли вы критерии факта, критерии отношения, критерии смысла или другие характеристики, отражающие цели воспитания?

Конкретизировали ли вы отобранные критерии до показателей, которые и станут предметом измерения конкретными методами?

Решили ли вы, какова будет численная мера (численные индексы) выраженности отобранных вами показателей (средний балл, процент, ранг-место среди анализируе­мых воспитательных феноменов)?

Решили ли вы, какие методы, методики измерения вы станете использовать и по­чему именно эти (их преимущества в вашей ситуации)?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примеры применения модели

Приведённая модель диагностики результатов воспитания может быть модифицирована под широкий спектр целей и задач школьного воспитания .

Пример 1.

Цель воспитания в школе: формирование позитивного отношения школьников к истории и культуре России (один из вариантов формулировки цели в русле патриотиче­ского воспитания).

Критерий факта: факт участия школьников в общешкольных делах, акциях, мероприятиях, посвящённых истории и культуре России. Соответствующие показатели отражают меру активности школьников в этих делах и их понимание содержания дан­ного дела, акции, мероприятия.

Критерий отношения: отношение школьников к участию в общешкольных де­лах, акциях, мероприятиях, посвящённых истории и культуре России.

Соответствующие показатели:

эмоциональное отношение: нравится - не нравится участвовать в этих делах;

интеллектуальное отношение: считает ли школьник важным - не важным участие в таком-то деле;

деятельностное отношение: готов - не готов школьник снова участвовать в подобных делах.

Примеры заданий:

Оцени, насколько тебе понравилось/не понравилось участвовать в ...

Как ты считаешь, насколько важно для тебя участие в . ?

Насколько ты готов снова участвовать в подобном деле, мероприятии?

При использовании критерия отношений можно использовать не три показателя, а два или даже один.

Критерий смысла (мотивационный критерий): выявление того, каковы мотивы участия ребят в делах, акциях, мероприятиях, посвящённых истории и культуре России.

Пример задания. Выбери из предложенных ниже высказываний причину своих оценок в предыдущем задании. Можно выбрать не более трёх ответов.

Потому что было весело.

Потому что мне интересно узнавать новое об истории нашей страны.

Потому что были интересные конкурсы, соревнования.

Потому что нашу историю нужно знать всем.

Потому что наш класс участвовал.

Потому что хочу участвовать в том, что полезно людям, стране.

Если хочешь, напиши здесь другой ответ.

       

(Подчёркнуты ответы-смыслы, соответствующие заявленной цели воспитания).

Пример 2.

Цель воспитания в школе: создание у школьников опыта доброжелательного межвозрастного общения (один из вариантов формулировки цели в русле нравственно­го воспитания).

Критерий факта: факт участия школьников в общешкольных делах, акциях, мероприятиях, в которых предусмотрено взаимодействие, общение с ребятами другого возраста.

Соответствующие показатели отражают меру активности школьников в этом взаимодействии, общении и их понимание содержания данного дела, акции, мероприя­тия.

Критерий отношения: отношение школьников к участию в общешкольных де­лах, акциях, мероприятиях, в которых предусмотрено взаимодействие, общение с ребя­тами другого возраста.

Соответствующие показатели:

эмоциональное отношение: нравится - не нравится участвовать в этих делах;

интеллектуальное отношение: считает ли школьник важным - не важным участие в таком-то деле;

деятельностное отношение: готов - не готов школьник снова участвовать в подобных делах.

Примеры заданий:

Оцени, насколько тебе понравилось/не понравилось участвовать в ...

Как ты считаешь, насколько важно для тебя участие в .

Насколько ты готов снова участвовать в подобном деле, мероприятии?

При использовании критерия отношений можно использовать не три показате­ля, а два или даже один.

Критерий смысла (мотивационный критерий): выявление того, каковы моти­вы участия ребят в делах, акциях, мероприятиях, требующих взаимодействия, общения с ребятами другого возраста.

Пример задания. Выбери из предложенного ниже списка причины своих оценок в предыдущем задании. Можно выбрать не более трёх ответов.

Потому что было весело.

Потому что мне было интересно общаться с ребятами другого возраста.

Потому что были интересные конкурсы, соревнования.

Потому что надо уметь сотрудничать, общаться с ребятами и другого воз­раста.

Потому что все участвовали.

Потому что хочу участвовать вместе с ребятами разного возраста.

Если хочешь, напиши здесь другой ответ.

       

(Подчёркнуты ответы-смыслы, соответствующие заявленной цели воспитания).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анализ результатов воспитания по критерию «удовлетворённость»

Ещё одним критерием эффективности образовательной и, в частности, воспита­тельной работы школы, поддающимся эмпирическому изучению, является удовлетво­ренность участников образовательного процесса различными его сторонами.

В ходе изучения степени удовлетворенности участников образовательного про­цесса различными его сторонами изучают мнения, оценки всех основных его участни­ков: учащихся, родителей, педагогов.

Подробно этот подход обсуждается в работах Н.В. Калининой, М.И. Лукьяновой, Е.Н. Степанова.

Остановимся на характеристике и описании некоторых методик на определение удовлетворённости образовательным, в частности, воспитательным, процессом в обра­зовательном учреждении.

Общая характеристика методик.

Методика изучения удовлетворённости выпускника образованием в лицее. (Анкета выпускника).

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся выпускных классов результа­тами образовательного процесса в лицее (составлена О.А. Лепиевой и Е.А. Тимошко).

Методика изучения удовлетворённости учащихся учебно-воспитательным процессом.

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся (разработана А.А. Ан­дреевым).

Комплексная методика изучения удовлетворённости родителей образователь­ным учреждением.

Цель: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями роли образовательного учреждения (разработана А.А. Андреевым).

Методика изучения удовлетворённости педагогов образовательным учрежде­нием.

Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем (разработана Е.Н. Степановым).

Методика оценки уровня развития коллектива.

Цель: определить уровень развития коллектива образовательного учреждения (разработана В.С. Лазаревым).

Вопросник для оценки мотивационной среды развития школы.

Цель: определить уровень мотивационной среды развития школы (разработан В.С. Лазаревым).

Методика выявления удовлетворенности работой образовательного учрежде­ния (разработана А.А. Андреевым).

Анкета для родителей.

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образователь­ного учреждения.

Анкета для учащихся.

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся работой школы и своим положением в ней.

Анкета для педагогов.

Цель: определить степень удовлетворенности педагогов школой и своим по­ложением в ней.

Изучение удовлетворённости школой субъектов образовательного процесса. (По М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой).

Вопросы для собеседования с учащимися 9-11 лет.

Цель: определить степень удовлетворённости третьеклассников-пяти­классников школой.

Анкета для учащихся 6-8-х классов.

Цель: определить степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Анкета для учащихся 9- 11-х классов.

Цель: определить степень удовлетворённости учащихся школой.

Анкета для педагогов.

Цель: определить степень удовлетворённости педагогов работой школы.

Анкета для родителей.

Цель: определить степень удовлетворённости родителей школой.

 

Описание комплекса методик Е.Н. Степанова и А.А. Андреева.

Е.Н. Степанов и А.А. Андреев разработали методики изучения удовлетворенно­сти участников образовательного процесса различными его аспектами с определением общего индекса удовлетворенности для каждой из групп субъектов (родители, ученики, учителя) без анализа индекса удовлетворенности каждой стороной педагогического процесса.

Данные методики, по мнению авторов, позволяют дать оценку образовательному процессу (образовательный процесс как система - слияние процессов формирования, развития, воспитания, обучения с условиями, формами и методами их протекания), оценить эффективность функционирования детского коллектива, педагогического кол­лектива, эффективность взаимоотношений «учитель-ученик», «учитель - родитель уче­ника», а также эффективность функционирования административной стороны педаго­гического процесса.

1. Методика изучения удовлетворённости учащихся учебно-воспитательным процессом (разработана А.А. Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся.

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

Я иду утром в школу с радостью.

В школе у меня обычно хорошее настроение.

В нашем классе хороший классный руководитель.

К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

У меня есть любимый учитель.

В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способ­ностей.

У меня есть любимые школьные предметы.

Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных результатов. Показателем удовлетворенности учащих­ся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» больше 3, можно констатиро­вать высокую степень удовлетворенности; если же «У» больше 2, но меньше 3 или «У» меньше 2, это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетво­ренности учащихся школьной жизнью.

2. Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (разработана Е.Н. Степановым)

Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школе и своим положением в ней.

Процедура проведения: педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого учителю следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения. 4 - совершенно согласен; 3 - скорее согласен; 2 - трудно сказать; 1 - скорее не согласен; 0 - совершенно не согласен.

Утверждения:

Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой.

Меня устраивает расписание уроков.

Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально.

Меня устраивает работа кафедры (методического объединения) и мое участие в ней.

У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности.

Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать.

Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы.

Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск.

У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения.

Я ощущаю в работе поддержку своих коллег.

Мне кажется, что администрация школы справедливо оценивает результаты моей работы.

Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны руководства школы.

Я комфортно чувствую себя в среде учащихся.

Я удовлетворен(а) отношением учащихся ко мне и моему предмету.

В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся.

Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования.

Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем.

Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в школе.

На мой взгляд, созданная в школе система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства.

Я доволен размером заработной платы и своевременностью ее выплаты.

Обработка полученных результатов. Показателем удовлетворенности педагога

жизнедеятельностью в образовательном учреждении (У) является частное от деления суммы баллов, полученной путем сложения оценок по всем ответам, на общее количество ответов (на 20). Если коэффициент «У» равен или больше трех, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше двух, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности; если же данный коэффициент меньше двух, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесообразно определить, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения, как:

организация труда (утверждения 1-4);

возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога (утверждения 5-8);

отношения с учителями и администрацией учебного заведения (утверждения 9-12);

отношения с учащимися и их родителями (утверждения 13-16);

обеспечение деятельности педагога (утверждения 17-20).

Коэффициент удовлетворенности педагога перечисленными аспектами жизнедеятельности определяется с помощью описанных выше вычислительных операций.

3. Методика изучения удовлетворенности родителей работой образователь­ного учреждения (разработана Е.Н. Степановым)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.

Ход проведения: на родительском собрании родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 - совершенно согласен;

3 - скорее согласен;

2 - трудно сказать;

1 - скорее не согласен;

0 - совершенно не согласен.

Утверждения:

Класс, в котором учится мой ребенок, можно назвать дружным.

3 2 1 0

В среде своих одноклассников мой ребенок чувствует себя комфортно.

3 2 1 0

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к моему ребенку.

3 2 1 0

Я испытываю чувство взаимопонимания, контактируя с учителями и администрацией школы, в которой учится мой ребенок.

3 2 1 0

В классе, где учится мой ребенок, хороший классный руководитель.

3 2 1 0

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе моего ребенка.

3 2 1 0

Мой ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

3 2 1 0

Учителя учитывают индивидуальные особенности моего ребенка.

3 2 1 0

В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны моему ребенку.

3 2 1 0

В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься мой ребенок.

3 2 1 0

Педагоги дают моему ребенку глубокие и прочные знания.

3 2 1 0

В школе заботятся о физическом развитии и здоровье моего ребенка.

3 2 1 0

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения моего ребенка.

3 2 1 0

Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей моего ребенка.

3 2 1 0

Школа по-настоящему готовит моего ребенка к самостоятельной жизни.

4 3 2 1 0

Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителя работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех его ответов на общее количество ответов (на 15). Если коэффициент «У» равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент «У» меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

Вопросы для самоконтроля:

Каковы критерии и показатели результатов школьного воспитания?

Каковы условия эффективности диагностики?

Приведите пример организации диагностики школьного воспитания в вашем образовательном учреждении?

Физика

Химия

Поиск

Блок "Поделиться"

Петербурговедение

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru