Впервые корабль-призрак, или как его впоследствии назвали «Летучий голландец», появился в 1500 году. Это был португальский корабль Бартоломео Диаша, пропавший без вести у мыса Доброй Надежды во время очередной морской экспедиции в Страну пряностей, как тогда называли Индию.
Затем появились сообщения моряков о других кораблях-призраках, которые они встречали во время плавания. Рассказы эти постепенно обрастали деталями, в них называли разных капитанов, разные причины проклятья, которые обрушились на корабли: то это была клятва обогнуть мыс Горн против ветра, то убийство ради денег, то волшебство.
Одна из легенд рассказывает, что из порта Кальяо в Южной Америке отплыл в Барселону молодой дон Сандовалле. Юноша возвращался домой с красавицей невестой и грудой золота. Команда корабля не устояла перед искушением, убила молодую пару и завладела сокровищем. За столь тяжкое преступление Господь превратил членов экипажа в призраков, а судно - в вечного скитальца. Время от времени оно появляется в устье реки Ла-Платы.
Германские моряки утверждают, что печальная участь ожидает всякого, кто встретит в Северном море корабль грешников «Либера нос». Черные паруса на его мачтах всегда надуты, а за штурвалом стоит скелет. Каждый грешник пребывает в этой должности по сто лет, за тысячелетие поднимаясь до чина капитана.
Существует легенда о капитане Ван дер Декене, который поклялся обогнуть мыс Горн при встречном ветре. Много дней подряд ревели стихии. Команда роптала, а капитан спокойно курил трубку и пил пиво. Тех, кто пытался воспрепятствовать его затее, Ван дер Декен выбрасывал за борт. Но вот на палубу корабля опустился Святой дух. Капитан-безбожник выстрелил в него из пистолета, и за этот поступок был осужден на вечное плавание в бушующем океане. Моряки считают, что встреча с его кораблем всегда предвещает шторм и кораблекрушение.
Шло время, наступила эра паровых судов. Но красивая легенда о «Летучем голландце» не умерла. Моряки часто встречали корабли-призраки, то бесшумно выплывающие из тумана, то возникающие из впадины между двумя огромными волнами...
Английский король Георг V, будучи кадетом, во время прохождения морской практики собственноручно сделал в вахтенном журнале военного корабля «Бакхант» следующую запись:
«11 июля 1881 года близ Сиднея в 4 часа утра мимо нас несся «Летучий голландец». Мы увидели странный красный свет, призрачно освещавший корабль. При этом свете совершенно ясно вырисовывались мачты и паруса брига, находящегося от нас в одном кабельтове. Когда он приблизился, мы окликнули его. Его видел также вахтенный офицер со шканцев и один из кадетов. Но, когда тот побежал на бак нашего корабля, бриг вдруг исчез. Море было спокойно, ночь светла. Тринадцать человек видели бриг. Матрос, первым заметивший «Летучего голландца», сегодня упал с реи и разбился насмерть, потом случилось несчастье и с адмиралом».
Нет никакого сомнения, что моряки «Бакханта» встретились с вполне реальным кораблем, который по каким-то причинам обезлюдел и стал неуправляем.
История мореплавания XIX и даже XX века насчитывает сотни случаев, когда командиры кораблей заносили в вахтенные журналы и рейсовые донесения сообщения о встречах с «Летучим голландцем».
В некоторых случаях морякам, встретившим корабли-призраки, удавалось попасть на его борт. Увиденное не только поражало воображение, но и порождало новые, еще более невероятные легенды. И, надо сказать, не без основания.
Так, июльским утром 1850 года жители поселка Истонс-Бич на морском берегу штата Род-Айленд (США) с удивлением увидели, что к берегу под всеми парусами идет судно. Когда люди поднялись на борт этого судна под названием «Сиберд», они обнаружили, что на камбузной плите кипит кофе и в салоне на столе расставлены тарелки. Но единственным живым существом на борту оказалась собака, забившаяся в угол одной из кают.
Груз, навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы - все оказалось на месте. Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: «Вышли на траверз рифа Брентон» (этот риф находится всего лишь в нескольких милях от Истонс-Бич). При расследовании выяснили, что «Сиберд» совершал плавание с грузом древесины и кофе с острова Гондурас, но что произошло на судне, установить так и не удалось.