"Джазовые акварели" - сборник фортепианных пьес для учащихся музыкальных школ или профильных классов обычных школ, музыкальных студий и школ искусств.
Баллада "Swanee River" ("Лебединая река", 1851) - одна из самых популярных пьес Стивена Фостера.
Пьеса написана в традиции духовых песнопений ("спиричуэлс") американских негров. Такие песнопения появились примерно в 50-60-х годах XIX века на основе хоровых религиозных гимнов...
Еще один образец в духе спиричуэлс. В этой пьесе впервые используется аккордное изложение (такты 1-8).
Технические задачи, которые ставит перед учеником эта пьеса, отражены в самом ее названии. Чередование III натуральной и III пониженной (блюзовой) ступеней придает звучанию своеобразный "мерцающий" характер.
В этом блюзе используется характерная для джазовой ритмики формула...
Пьеса написана в типично блюзовой манере, что проявляется в использовании blue notes (пониженных III и VII ступеней мажорной гаммы) и в характерном аккомпанементе (с преобладанием выдержанных звуков).
Лежащие в основе этой пьесы чередование акцентов на сильных и слабых долях не вызывает особых затруднений у юных музыкантов.
Пьеса написана в трехчастной форме. В ее крайних разделах ощущаются черты спиричуэлс.
Пьеса ставит перед учеником примерно такие -же исполнительские задачи, с какими он уже сталкивался при разучивании 4-го номера ("Качели").
Эту пьесу стоит играть очень четко, точно выполняя все штрихи (staccato, акценты). Синкопирование происходит из-за смещения метрических акцентов и опережения тактовых долей.
Можно представить себе старика, играющего для публики на расстроенной шарманке. Пьеса стилистически неоднородна: в ней сочетаются характерные черты блюза и музыки кантри.
Колыбельная - один из наиболее распространенных жанров народной (а с XVIII века и профессиональной) вокальной, позже инструментальной музыки.
Форма пьесы - трех частная. Крайние разделы, отличающиеся твердым, жестким звучанием, напоминают рок-музыку; в среднем разделе на смену жанровой определенности приходит синтез интонаций рока и фолк-музыки.
Волынка - старинный народный духовой инструмент, широко распространенный в Шотландии.
По стилистическим признакам этот этюд близок джаз-року. Основная задача - способствовать выработке специфического туше, которое можно назвать "неполным legato".
В этом лирическом вальсе сочетаются элементы джаза и музыки европейской академической традиции. В исполнении должна ощущаться мягкая свинговая пульсация.
Эта музыка (в спокойном, смягченно-свинговом движении) пронизана блюзовыми интонациями.
В пьесе использовано имитационно-полифоническое изложение музыкального материала. Второй голос все время как бы пытается настигнуть первый голос; это отражено в названии пьесы.
С вальсом мы уже сталкивались. Мягкая свинговая пульсация создается здесь пунктирному ритму с легкими условными акцентами...
Жанр современной джазовой баллады подразумевает медитативность, глубину восприятия окружающего мира, сосредоточенность, что находит выражение в насыщенной гармонии, в мимолетных отклонениях.
Фортепианный стиль буги-вуги использует гармоническую основу блюза.
Этот вальс в интонационном отношении близок музыке кантри и джазу. Джазовая атмосфера создается благодаря blue notes и непринужденной мягкой свинговой пульсации.
"Рэгтайм" (в переводе с английского - "рваный ритм") возник в США в конце XIX века. Известен главным образом как стиль игры на фортепиано.