Человек на заре истории сотворил несколько необычных построек, которые позже были названы «чудесами света». Одними из таких удивительных и великолепных сооружений являются египетские пирамиды. Со времени их строительства прошло уже много времени, но люди не перестают приписывать этим фантастическим постройкам магические свойства и связывать их с космическими пришельцами.
Верить в то, что строить пирамиды и бальзамировать мумии обитателям Древнего Египта помогали инопланетяне, никому не запрещается, однако можно взглянуть на это и с другой стороны, что и попытались сделать авторы этой книги. Интересные и занимательные сведения о том, как строились египетские гробницы, как сохранялись тела усопших, а также материалы о некоторых других загадочных явлениях, связанных с историей развития человечества на континенте, читатель сможет найти в этой главе.
Египетские пирамиды — это свидетельство пребывания на земле космических пришельцев или творение рук человеческих? История загадочной и фантастической цивилизации Древнего Египта занимает умы ученых на протяжении многих десятилетий. Некоторые вопросы им удалось прояснить и разрешить, но количество мифов и легенд, окружающих египетские пирамиды, не сокращается, а напротив, обрастает все новыми вымыслами и предположениями. Однако прислушаться к мнению ученых, археологов и исследователей, которые занимаются историей строительства пирамид и других египетских сооружений на протяжении многих десятков лет, было бы разумней.
Итак, фантастическая цивилизация возникла не вдруг, а развивалась постепенно и самобытно. Свои поселения жители Древнего Египта располагали вдоль плодородных земель Нила. Через несколько столетий они объединились под властью общего правителя — фараона, который контролировал торговлю и хозяйство. Он был наделен безграничной властью и обладал несметными богатствами, а все свои прижизненные заслуги желал запечатлеть и оставить потомкам. Так возникла мысль о грандиозных монументальных постройках.
В отличие от других частей света, где в основном распространены мировые религии (христианство, буддизм и иудаизм), больше половины населения Африки предпочитает традиционные верования. Наиболее ярко они представлены в тропических и южных районах, в основном южнее Сахары.
Это не означает, что мировых религий в Африке нет совсем, просто они утвердились здесь сравнительно недавно, в то время как традиционные верования имеют многовековую историю. Традиционные африканские религии представлены религиозными культами и ритуалами африканских народов, традиции и обычаи которых складывались в течение долгого времени и, благодаря своей самобытности, сохранились по сегодняшний день.
Трудно поверить, что в эпоху новейших компьютерных технологий на нашей планете живут необразованные люди, которые верят в то, что в земной и загробной жизни все взаимосвязано, что после смерти человека его душа снова возвращается в этот мир, но уже в другом качестве. У небольшого народа догонов, живущего в долине реки Нигер, расположенной на территории современного государства Мали, существует сложная иерархия божеств и духов, они до сих пор поклоняются богу Амма и другим местным богам.
Религиозные обряды догонов имеют очень интересное и глубокое содержание. Они затрагивают и деревенскую архитектуру, и методы ведения хозяйства.
Зернохранилища они строят в форме ящиков с острым шпилем наверху. Главные элементы этого строения, согласно представлениям данного народа, соответствуют органам Нум- мо, т.е. жизненной силы, которая в прошлом содержалась в Воде и Слове, а позднее из нее появилось все живое и неживое на Земле. Вселенная и космос ассоциируется у догонов с корзиной, имеющей остроконечную форму и квадратное основание. На каждой стороне этой корзины находится по 10 ступенек, ведущих к вершине. На этих ступеньках располагаются символы всех живых существ и растений.
Огромный фактический материал позволяет говорить о том, что все африканские традиционные верования развивались из анимизма (веры в души богов) и фетишизма (почитания неодушевленных предметов).
Мнения ученых относительно вопроса, какая из этих форм возникла ранее, разделились. Но то, что и та, и другая присутствовали во всех религиях мира на ранних этапах их развития, не оставляет сомнений.
С анимистическими представлениями связано отношение к диким и домашним животным. И в наши дни представители африканских народов почитают ядовитых змей, считают их обладателями сверхъестественной силы и объявляют неприкосновенными. Согласно местным верованиям, змеи приносят смерть лишь тому, кто совершает плохие поступки.
Анимистические верования отразились и в похоронных обрядах африканцев. В религиях таких народов, как йоруба, Лодзи, шиллук и эве души предков обитают на небе, а представители игбо, ибинио и ньяруанда считают, что они живут под землей. Они также верят, что умершие возвращаются на землю в новом обличье, перевоплощаясь в растения, животных или в членов других родов.
Фетишизм существует в Африке в форме культа обожествляемых материальных предметов. Эти представления распространяются на все предметы, начиная от домашней утвари до брусков, раковин, камней, деревьев, животных и предметов прикладного искусства. В процессе исторического развития фетишистские представления тесно переплелись с анимистическими, и часто их невозможно отделить друг от друга.
Из всех фетишей в традиционных африканских верованиях наиболее распространены фетиши, предназначенные для семей и их родов, фетиши для племен и племенных народов, а также общенародные и личные фетиши. Семейные и родовые фетиши появились в процессе образования родовых общин. К ним относятся каменные топоры, используемые предками африканцев в эпоху неолита, которые почитали их как окаменелые молнии божества воды, грома и молнии. У многих африканских народов к фетишам причисляются священные камни, барабаны, гонги, предметы обихода предков, кожа и шкура различных животных, бивни слонов, деревянные изображения животных и людей и т.д.
Представители коренных африканских народов издавна большое значение придавали действиям, приемам и средствам, с помощью которых можно достичь желаемых целей и в реальном, и в потустороннем мире. Среди таких приемов наиболее распространены колдовство и пророчество, гадание и целительство. Все они объединены под общим названием «магия», которое переводится как внутренняя сила, способная воздействовать на мир.
Магия и ее место в религии являются предметом споров в науке и религиозной литературе. Время от времени эти споры вспыхивают с новой силой. Как известно, маги воздействуют на людей с помощью гипноза, телепатии, внушения и неизученных до конца экстрасенсорных способностей. В африканских верованиях магия занимает особое место. Согласно последним исследованиям и опросам, большая часть населения верит, что некоторые люди, их речь, мысли и движения имеют сверхъестественную силу.
До проникновения на континент европейцев в роли магов здесь выступали служители традиционных культов. Они образовывали особую группу населения, занимали высокое положение и пользовались рядом привилегий. Самое высокое положение в этой группе занимали вожди и правители. За ними следовали жрецы-пророки (прорицатели), якобы наделенные даром ясновидения. У многих народов, особенно в Восточной Африке, они были общепризнанными политическими правителями.
Важное место в религиозной жизни материка издавна занимали тайные общества или союзы. Их членами обычно становились мужчины, принадлежащие к одному племени или народу. Почти все тайные союзы были связаны с различными религиозными культами, например Матери-земли, предков и т.д. Организация союзов и цель деятельности их членов тщательно скрывались от непосвященных.
Первоначально тайные общества создавались с целью обучения молодежи военному делу и религии. В качестве руководителей чаще всего выступали вожди, старейшины и жрецы- пророки. Считалось, что руководители обществ, а также старшие члены обладают сверхъестественной силой и в совершенстве владеют магией. Позднее тайные общества стали активными участниками ритуальных церемоний, в т.ч. и обрядов инициации, т.е. обрядов, связанных с переводом юношей и девушек в возрастную группу мужчин и женщин. Специально для участия в этих обрядах члены тайных обществ изготовляли ритуальные маски, украшения и оружие.
Постепенно многие тайные общества превратились в мощные религиозно-политические объединения. Их влияние ощущалось во многих сферах жизни, что вызывало явное недовольство власти. В начале колониальной эпохи все тайные общества подвергались гонениям. В связи с этим некоторые из них распались, а другие видоизменились и сохранились до наших дней. Сегодня они в основном распространены в сельской местности и занимаются укреплением традиционных религиозных устоев и морали.
Культ предков занимает, пожалуй, самое важное место в традиционных африканских верованиях. Он развивался в течение многих веков и своими корнями тесно переплетается с анимистическими и фетишистскими представлениями. В основе культа предков лежит вера в то, что существование человека после смерти не прекращается, он продолжает жить, но только в ином состоянии, т.е. перевоплощается в духа. Внешние черты и привычки человека остаются прежними, но для других он становится невидимым. Некоторые африканцы верят в то, что душа человека «переселяется» в животных, растения, реки, горы и т.д.
У некоторых народов и племен широко распространено убеждение, согласно которому духи не покидают родные места, а предпочитают держаться рядом с родственниками и оказывают им всевозможную помощь в делах.
В процессе развития традиционной религии у африканцев сложилась своеобразная иерархия духов предков, высшую ступень в которой занимают родоначальники. За ними следуют духи предков народа, племени, общины, рода, семьи, а также родственники, умершие естественной и насильственной смертью. У некоторых народов особым почитанием пользуются родственники и первооснователи по мужской линии, другие дань уважения отдают женщинам. Есть также народы, поклоняющиеся и тем, и другим.
В 1938 г. хранительнице музея в южноафриканском портовом городе Ист-Лондоне мисс М. Кортени-Латимер сообщили, что рыбаки изловили необычную рыбу. Это невероятных размеров чудо с плавниками, похожее на ящерицу, повергло окружающих в страх.
Мисс Латимер обратилась за разъяснениями к известному профессору — ихтиологу Дж.-Л.-Б. Смиту, который в феврале следующего года приехал в музей и был ошеломлен, признав в невероятной находке самого настоящего целиканта.
Сомнений быть не могло, и все говорило о том, что внезапно ожила рыба, умершая 200 млн лет назад. Взору профессора открылось существо, родословная которого восходила к временам, когда на земле еще не существовало ни динозавров, ни даже млекопитающих.
В Тунисе погонщики верблюдов и кочевники до сих пор рассказывают всем туристам истории об огромных ядовитых змеях, которые могут скрываться за каждой дюной в пустыне. Эти загадочные создания местные жители называют «тагерга». Они могут быть длиной более 4 м, а толщину сравнивают с человеческим бедром. Вероятность встречи с ним особенно велика в пограничных с Большой пустыней областях и в горах, расположенных недалеко от Гафсы — небольшого поселения на юге Туниса. Местные жители боятся этих змей из-за размеров и ядовитости.
Интересен тот факт, что некоторые исследователи просматривают связь между этими существами с тварями, которых видели римские солдаты в III в. до н.э. во время Пунической войны в этих же самых местах.
Историк Тит Ливий, а также Сенека в своих трудах поведали о том, что в 255 г. до н.э. римские легионы, раскинувшие лагерь на берегах реки Баграда (современное название — Меджерда), повстречали огромного змея, который помешал им набрать воды. Несколько попыток убить его не увенчались успехом и, для того чтобы избавиться от него, им потребовалось воспользоваться баллистами и катапультами, заряженными тяжелыми камнями.
Оценив окаменевшие останки наших предков, археологи и антропологи развенчали часть гипотез о вмешательстве космических пришельцев в процесс развития человечества. О том, как им удалось это сделать, будет рассказано в этой части главы.
Еще в начале XIX в. ученые считали, что люди и их культура существуют 6 тыс. лет. Однако позже было установлено, что возраст человеческого рода составляет несколько миллионов лет и предыстория рода Homo начинается не где-нибудь, а именно в Восточной Африке, в миоцене. 18 млн. лет тому назад среди приматов третичного периода появились первые человекообразные обезьяны. Их домом и кормильцем был густой тропический лес.
Вскоре, когда влажный лес уступил свое место лесостепи и саванне, им пришлось научиться приспосабливаться к меняющимся природным условиям. Когда количество растительных плодов деревьев значительно уменьшилось, они стали питаться молодыми побегами и семенами трав. Постепенно они научились пользоваться различными предметами и приспособили их для своих нужд.
Австралопитеки, жившие в Восточной Африке в 3 700 000 — 1 800 000 г. до н.э., уже ходили на двух ногах, использовали и производили орудия труда. Дальнейшее их развитие послужило причиной появления новых форм — Homo habilis, а позже Homo erectus, который уже был прямоходящим, двигался большими твердыми шагами, ловко действовал руками и мог приспособиться к изменениям природной среды, умел пользоваться огнем и строить себе жилище.