Культ предков занимает, пожалуй, самое важное место в традиционных африканских верованиях. Он развивался в течение многих веков и своими корнями тесно переплетается с анимистическими и фетишистскими представлениями. В основе культа предков лежит вера в то, что существование человека после смерти не прекращается, он продолжает жить, но только в ином состоянии, т.е. перевоплощается в духа. Внешние черты и привычки человека остаются прежними, но для других он становится невидимым. Некоторые африканцы верят в то, что душа человека «переселяется» в животных, растения, реки, горы и т.д.
У некоторых народов и племен широко распространено убеждение, согласно которому духи не покидают родные места, а предпочитают держаться рядом с родственниками и оказывают им всевозможную помощь в делах.
В процессе развития традиционной религии у африканцев сложилась своеобразная иерархия духов предков, высшую ступень в которой занимают родоначальники. За ними следуют духи предков народа, племени, общины, рода, семьи, а также родственники, умершие естественной и насильственной смертью. У некоторых народов особым почитанием пользуются родственники и первооснователи по мужской линии, другие дань уважения отдают женщинам. Есть также народы, поклоняющиеся и тем, и другим.
Лучше понять веру африканцев в существование человека после смерти поможет рассмотрение перехода души в мир иной. Зулусы, населяющие Южную Африку, верят в то, что душа человека после его смерти продолжает жить, но сомневаются в точности временных границ. Все зависит от того, какой репутацией пользовался человек при жизни. Главное место в культе умерших зулусы отводят душам родственников по мужской линии.
Представители этого народа считают, что душа умершего первое время может витать везде, но в конечном итоге она возвращается на родину. Насколько скоро она вернется в родные места, зависит от того, как ее ждут родственники. Поэтому через некоторое время после смерти человека в Африке принято приносить ему жертвы и внимательно следить за могилой. Признаком возвращения души на родину служит появление змеи. Если кто-нибудь из родственников или знакомых умершего увидит ее или же она заползет в дом, это означает, что душа вернулась и благожелательно относится к хозяевам этого дома.
От степени почитания и уважения усопших зависит загробная жизнь. Для того чтобы она была спокойной и благополучной, необходимо неукоснительно и добросовестно следовать всем законам местной религии.
Представители народа беньяруанда считают, что души их предков существуют, пока живые совершают все необходимые обряды, приношения и церемонии. У народа бамилике распространено убеждение, что души умерших находят убежище в черепах предков-вождей, а потому тщательно берегут и охраняют черепа, приносят им жертвы и молятся. Потеря черепа служит дурным предзнаменованием. В этом случае от них якобы отделяется страшная сила, которая когда-нибудь обязательно отомстит за то, что к ней не было проявлено должного уважения.
Почитание предков занимает важное место в жизни африканцев и сегодня. Подтверждением этому служит распространенный на Мадагаскаре обряд «переворачивания». Этот обряд в обязательном порядке совершает каждая семья, живущая на этом острове.
Останки предков малагасийцы хранят в каменном склепе- усыпальнице, расположенном рядом с домом. Они покоятся на полках, обернутые в специальные ткани. В определенное время останки предков переносятся в дом, где в торжественной обстановке старые погребальные ткани заменяются новыми. Этот процесс сопровождается своеобразными ритуалами и пышным застольем.