Важное место в религиозной жизни материка издавна занимали тайные общества или союзы. Их членами обычно становились мужчины, принадлежащие к одному племени или народу. Почти все тайные союзы были связаны с различными религиозными культами, например Матери-земли, предков и т.д. Организация союзов и цель деятельности их членов тщательно скрывались от непосвященных.
Первоначально тайные общества создавались с целью обучения молодежи военному делу и религии. В качестве руководителей чаще всего выступали вожди, старейшины и жрецы- пророки. Считалось, что руководители обществ, а также старшие члены обладают сверхъестественной силой и в совершенстве владеют магией. Позднее тайные общества стали активными участниками ритуальных церемоний, в т.ч. и обрядов инициации, т.е. обрядов, связанных с переводом юношей и девушек в возрастную группу мужчин и женщин. Специально для участия в этих обрядах члены тайных обществ изготовляли ритуальные маски, украшения и оружие.
Постепенно многие тайные общества превратились в мощные религиозно-политические объединения. Их влияние ощущалось во многих сферах жизни, что вызывало явное недовольство власти. В начале колониальной эпохи все тайные общества подвергались гонениям. В связи с этим некоторые из них распались, а другие видоизменились и сохранились до наших дней. Сегодня они в основном распространены в сельской местности и занимаются укреплением традиционных религиозных устоев и морали.
Особый интерес вызывают религиозно-мистические тайные организации, существовавшие вплоть до середины XX в. Жителям континента они больше известны как общества людей- леопардов, людей-змей, людей-шимпанзе и т.п. В различных районах Африки до сих пор можно услышать ужасные истории, имевшие место в действительности. Правда, сегодня отличить истину от вымысла очень трудно.
Особенно много сказано и написано об обществе людей- леопардов.
На других континентах о деятельности этого общества люди узнали из рассказов миссионеров, живших в Камеруне и близлежащих к нему районах. Все эти рассказы были собраны и систематизированы врачом Альбертом Швейцером, много лет прожившим в Тропической Африке. Его труд «Письма из Ламбрене» известен во всем мире.
Итак, долгое время население Камеруна и других районов континента жило в страхе перед людьми-леопардами. С наступлением темноты все люди спешили укрыться в своих хижинах, т.к. боялись встретиться с представителями данного тайного общества. Судя по рассказам, это были люди, одержимые идеей того, что они являются леопардами и целью их существования является истребление человеческого рода.
Позже было установлено, что большая часть членов общества людей-леопардов вошли в него не по своей инициативе, а попали под влияние людей с более сильной волей, обладавших способностью вводить в гипноз. Некоторые из этих людей были напоены особым настоем, лишающим способности здраво мыслить. Так они стали марионетками в руках безумцев, жаждущих власти над людьми.
Сведения о тайных религиозно-мистических обществах крайне противоречивы. Многие использовали их для того, чтобы во всеуслышание объявить африканцев диким народом, виновным в страшных преступлениях.
Большое влияние мистические воззрения оказали и на бще- ственно-политическую жизнь Африки. Ярким примером этого может служить антиколониальное восстание 1905 — 1907 гг., вспыхнувшее на территории современной Танзании. На страницах истории континента оно осталось под названием Маджи-Маджи, что в переводе с наречия суахили означает «большая вода» или «волшебное зелье».
Руководителем этого восстания был прорицатель по имени Кинджикитиле, призывавший африканский народ изгнать с родных земель всех иностранцев. Символом этого восстания стало «волшебное зелье», уберегающее от пуль. Африканцы верили, что на борьбу их ведут духи, а охраняют от смерти умершие предки. Своего руководителя они считали сверхчеловеком, жизненной силой, переданной ему сильными духами. Впрочем, и сегодня многие африканцы верят, что жизненную силу можно унаследовать от предков, а при хорошем поведении она может быть дарована духами.
Удивительный напиток Кинджикитиле готовился из смеси воды реки Руфиджи и измельченных зерен проса и кукурузы. Африканцы слепо верили в чудодейственную силу этого напитка и без малейшего страха выходили под автоматы и пулеметы колонизаторов. Естественно, что «волшебное зелье» не уберегло их, да и не могло уберечь. Было пролито море крови, и участники восстания жестоко разочаровались в «волшебном напитке».
Позднее, во время Первой и Второй Мировых войн, большое значение в борьбе африканцы отводили своим предкам. Европейцев и их современное оружие они воспринимали как страшную силу, одержать верх над которой можно с помощью средств, освященных богами и предками. К ним относились чудодейственные напитки, фетиши и другие символы, способные, по их мнению, защитить от злой магии, которой наделены их противники.
Традиционные представления использовались в войнах и восстаниях позднего времени. Примером может служить восстание против колонизаторов, вспыхнувшее в Кении в 1952 г. и продолжавшееся до 1956 г. Участниками восстания были несколько народов, живших на территории этой страны. На борьбу с колонизаторами вышло 90% взрослого населения Кении. Для достижения своих целей они использовали символику церемоний и обрядов кикуйю.
Они приносили клятвы на верность общему делу, окропляли землю и жилища кровью жертвенных животных и т.д. Клятвенные церемонии проходили очень пышно и торжественно, их участников правительство Кении подвергало смертной казни. Однако это никого не останавливало, так сильны были клятвы африканцев.
Восстание проходило под покровительством предков и верховного бога кикуйю. К ним воины обращались с молитвами и упоминали их имена во всех клятвенных обещаниях. Практика клятвоприношений применялась в некоторых странах Африки во время восстаний и мятежей, проходивших в 60—70-е гг. XX в. Организаторами церемоний и обрядов клятвоприношений выступали те же кикуйю.
Масштабы мероприятий такого типа в скором времени приняли массовый характер, и правительства стран издали законы, в которых была предусмотрена особая мера наказания для знахарей, колдунов, заклинателей и т.д. Но подобные средства борьбы не принесли ожидаемых результатов, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней в некоторых районах континента различного рода заклятия и клятвоприношения.