Созвездие отличников

Школярик

Русский язык

Тетрадкин Град

Литература

История

Биология

География

Математика

Сова Филиновна

 

Представители коренных африканских народов издавна боль­шое значение придавали действиям, приемам и средствам, с по­мощью которых можно достичь желаемых целей и в реальном, и в потустороннем мире. Среди таких приемов наиболее рас­пространены колдовство и пророчество, гадание и целительство. Все они объединены под общим названием «магия», кото­рое переводится как внутренняя сила, способная воздейство­вать на мир.

Магия и ее место в религии являются предметом споров в науке и религиозной литературе. Время от времени эти спо­ры вспыхивают с новой силой. Как известно, маги воздейству­ют на людей с помощью гипноза, телепатии, внушения и неизу­ченных до конца экстрасенсорных способностей. В африканс­ких верованиях магия занимает особое место. Согласно после­дним исследованиям и опросам, большая часть населения верит, что некоторые люди, их речь, мысли и движения имеют сверхъе­стественную силу.

До проникновения на континент европейцев в роли магов здесь выступали служители традиционных культов. Они об­разовывали особую группу населения, занимали высокое по­ложение и пользовались рядом привилегий. Самое высокое положение в этой группе занимали вожди и правители. За ни­ми следовали жрецы-пророки (прорицатели), якобы наделен­ные даром ясновидения. У многих народов, особенно в Вос­точной Африке, они были общепризнанными политическими правителями.

На месте жрецов-прорицателей мог оказаться далеко не каж­дый. Для этого нужно было обладать не только особыми спо­собностями, но и пройти серьезное обучение. Особым уваже­нием среди населения пользовались жрецы храмов почитаемых в Африке божеств и духов. Немалую роль в этом играл высо­кий уровень благосостояния. Ведь различные ритуальные це­ремонии и обряды приносили им огромный доход.

Следующую ступень группы занимали колдуны, ведуны, це­лители и гадатели. Изначально у представителей многих афри­канских народов сложилось представление, что колдуны явля­ются воплощением злых сил. Считалось, что колдун действует бессознательно, в силу своей психики, и в таком состоянии может принести много неприятностей своим родственникам и окружающим.

Еще более мрачной фигурой в представлении африканцев был ведун. Чтобы добиться желаемого результата, он пускает в ход различные средства, чаще всего вредоносные зелья и ягоды. Ведунов подвергали страшным наказаниям: сжигали заживо, сажали на кол, забивали камнями, четвертовали и т.д.

Чаще всего в колдовстве обвинялись мужчины. Представите­ли народа луо считали, что способность к ведовству передает­ся по наследству.

Вера в ведовство и колдовство в Африке широко распрос­транена и сегодня. Так, любые явления, например смерть чело­века, несчастный случай, стихийное бедствие, здесь объясняют­ся по-своему. Народ азанде, живущий на территории современ­ного Заира, считает, что каждое бедствие и каждый несчастный случай заранее предопределены. Несчастье может обрушиться на человека только по двум причинам: если он нарушит табу или волю предков либо из-за вмешательства ведуна.

Вера в прорицателей, ведовство и колдовство в Африке была велика. До сих пор в некоторых глубинных районах континента человек вынужден покидать родную деревню по причине того, что окружающие заподозрили его в колдовстве или ведовстве. Пострадавшие обращались за помощью к «сво­им ведунам», обладавшим, по их мнению, еще более могуще­ственной сверхъестественной силой.

Еще в первой половине XX в. в некоторых странах Запад­ной Африки ведуны устраивали тайные ночные церемонии, со­провождавшиеся человеческими жертвоприношениями. Веду­ны выбирали человека и с помощью ядовитых трав вводили его в состояние клинической смерти, после чего хоронили. Так жертва превращалась в зомби (т.е. «живого мертвеца»). Через некоторое время умершего вынимали из могилы и приносили в жертву богам. Практика превращения людей в зомби была широко распространена во многих районах Африки.

Все непонятные и загадочные явления, события и стихий­ные бедствия африканцы и сегодня объясняют вмешатель­ством колдунов и ведунов. Во многих деревнях здесь до сих пор борются с колдовством и ведомством, носят амулеты, обереги, соблюдают запреты, предписанные целителями и га­дателями, часто проводят ритуальные «допросы» трупа. Пос­ледние представляют особый интерес.

В случае если родственники умершего заподозрили, что при­чиной его смерти явилось вмешательство злой силы, они при­зывают всех жителей деревни выйти на площадь. Затем выно­сят на носилках покойника, и главный деревенский гадатель обращается к трупу с просьбой указать на убийцу. Поочередно он указывает на каждого человека и громко вопрошает: «Этот?». В какой-то момент носилки с трупом наклоняются вперед: виновник найден.

Тех, кто отрицает свою вину, ожидает страшная участь. В луч­шем случае это позорное изгнание из общины, в худшем — мучительная смерть. Обычно до этого не доходит, и уличен­ный в преступлении вымаливает у покойника прощение или же выплачивает денежную компенсацию его родственникам. Пос­ле этого все мирятся и приносят умершему коллективную жертву, чаще всего быка или другого крупного животного.

Знаев

Физика

Химия

Поиск

Блок "Поделиться"

Петербурговедение

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru