Фетишизм существует в Африке в форме культа обожествляемых материальных предметов. Эти представления распространяются на все предметы, начиная от домашней утвари до брусков, раковин, камней, деревьев, животных и предметов прикладного искусства. В процессе исторического развития фетишистские представления тесно переплелись с анимистическими, и часто их невозможно отделить друг от друга.
Из всех фетишей в традиционных африканских верованиях наиболее распространены фетиши, предназначенные для семей и их родов, фетиши для племен и племенных народов, а также общенародные и личные фетиши. Семейные и родовые фетиши появились в процессе образования родовых общин. К ним относятся каменные топоры, используемые предками африканцев в эпоху неолита, которые почитали их как окаменелые молнии божества воды, грома и молнии. У многих африканских народов к фетишам причисляются священные камни, барабаны, гонги, предметы обихода предков, кожа и шкура различных животных, бивни слонов, деревянные изображения животных и людей и т.д.
Высшими святынями в Африке считаются общенародные фетиши. Интересна история золотого трона, который в прошлом принадлежал правителю Конфедерации Ашанти. Этот трон, точнее резную деревянную скамеечку, украшенную золотыми пластинами и цепями, торжественно выносили во время важных церемоний ашанти. Одна из таких церемоний представляла собой праздник ямса, отмечаемый ежегодно в сентябре. На этом празднике происходит освящение будущего урожая и прославление предков. Трону на этом празднестве отводилась роль символа благосостояния ашанти, и никому не разрешалось на него садиться.
В ходе очередной англо-ашантийской войны в 1896 г. дворец правителя был разрушен, сам правитель взят в плен и отправлен в ссылку, а трон вынесен из дворца и спрятан в неизвестном месте. Обнаружить его удалось англичанам. В 1900 г. британский губернатор колонии Золотой Берег потребовал, чтобы ашанти предоставили ему «золотую скамейку». Представители ашанти были оскорблены таким неуважением к местным законам и устроили мятеж.
И хотя подавить его англичанам не составило особого труда, завладеть троном правителя Ашанти им так и не удалось.
В 1936 г. королева ашанти повелела изготовить по образцу золотого трона серебряный, который она отослала британской королеве-матери по случаю коронации Георга IV. Что этим жестом хотел сказать гордый народ ашанти и какой тайный смысл заключен в этом поступке, известно лишь ему одному.
Но самыми важными фетишами, обеспечивающими контакты между земными и потусторонними мирами, между живущими и умершими людьми, являются статуи, статуэтки, маски и барабаны (тамтамы). Маски и статуэтки играют роль предметов поклонения и почитания, каждый из них наделен душой. В них верят, их боятся, им посвящают легенды и ритуальные гимны. Удивительное по красоте зрелище представляют собой танцы масок.
Сегодня в африканских городах и деревнях туристы разных стран могут приобрести всевозможные маски и деревянные фигурки. Но стать обладателем настоящей ритуальной маски, являющейся подлинным произведением искусства, может далеко не каждый. Такой подарок представители африканских народов могут сделать лишь тем, кому доверяют и кого уважают.
Барабаны у африканцев считаются существами, наделенными душой.
В определенное время года они устраивают церемонию освящения тамтамов, где вливают в них новую силу приношением даров и жертв. У каждого барабана может быть только один исполнитель, который может играть на нем только после ритуала посвящения и предварительного обучения.
Личные фетиши африканцы приобретают у жрецов, колдунов, знахарей и прорицателей. Все они освящают фетиши и гарантируют их действенность. Этот вид фетишей предназначен для оказания помощи обладателям и играет роль оберега от болезней, сглаза и от врагов. Некоторые фетиши, по мнению африканцев, изначально наделены сверхъестественной силой, без вмешательства знахарей и колдунов.