Огромный фактический материал позволяет говорить о том, что все африканские традиционные верования развивались из анимизма (веры в души богов) и фетишизма (почитания неодушевленных предметов).
Мнения ученых относительно вопроса, какая из этих форм возникла ранее, разделились. Но то, что и та, и другая присутствовали во всех религиях мира на ранних этапах их развития, не оставляет сомнений.
С анимистическими представлениями связано отношение к диким и домашним животным. И в наши дни представители африканских народов почитают ядовитых змей, считают их обладателями сверхъестественной силы и объявляют неприкосновенными. Согласно местным верованиям, змеи приносят смерть лишь тому, кто совершает плохие поступки.
Анимистические верования отразились и в похоронных обрядах африканцев. В религиях таких народов, как йоруба, Лодзи, шиллук и эве души предков обитают на небе, а представители игбо, ибинио и ньяруанда считают, что они живут под землей. Они также верят, что умершие возвращаются на землю в новом обличье, перевоплощаясь в растения, животных или в членов других родов.
Души умерших у всех африканских народов особо почитаются, потому что от степени уважения памяти предков зависит удача и благополучие живых. На основе этих представлений построены обряды погребения. Бушмены верили в то, что после похорон от покойника отделяется его двойник — гауа, который и внешностью и привычками схож с умершим. Но существование гауа непродолжительно.
По истечении определенного срока он устает от земной жизни и ложится отдыхать в могилу. В этом представлении прослеживается связь с христианской религией, согласно которой душа умершего отделяется от его тела и некоторое время находится рядом с родственниками.
У готтентотов долгое время существовал обычай хоронить своих родственников в согнутом положении, так, чтобы голова покойника при этом находилась между ног и была укутана кожаным плащом. После этого могилу закидывали камнями и никогда к ней больше не возвращались. Плащ на человека набрасывался перед самой смертью. Таким способом представители племени готтентотов старались поймать последний вздох человека, покидающего этот мир. Считалось, что этот вздох приносит много вреда его родственникам.
Некоторые формы похоронных обрядов сохранились до наших дней. До недавнего времени представители народа ту- ген тела умерших уносили в саванну. Там они укладывали покойника на бок так, чтобы лицо его было обращено к священным горам. Через семь дней они возвращались к нему. Если к этому времени труп оставался нетронутым, это означало, что душа покойника не вознеслась на небо, а осталась на земле и будет причинять зло живущим. Если же труп съедали дикие звери, это говорило о том, что при жизни человек совершал только хорошие поступки, и ему устраивали пышные поминки.
Несмотря на то что сегодня в Африке умерших хоронят по христианскому или мусульманскому обряду, некоторые народы придерживаются национальных традиций. Так, в 1985 — 1987 гг. в Кении проходил довольно шумный судебный процесс, связанный со смертью известного адвоката, луо по национальности. Участниками конфликта являлись вдова, которая желала похоронить умершего в Найроби, и родственники, требовавшие, чтобы покойник был погребен на родине предков с соблюдением всех религиозных ритуалов. Все время, пока шло судебное разбирательство, тело покойника находилось в морге. Закон оказался на стороне родственников, и адвоката похоронили в соответствии с обычаями его племени. Эта история свидетельствует о том, что традиции прошлого в Африке достаточно сильны и в настоящее время.