Созвездие отличников

Начальная школа

Школярик

Русский язык

Тетрадкин Град

Литература

История

Биология

География

Математика

Сова Филиновна

 

Египетские пирамиды — это свидетельство пребывания на земле космических пришельцев или творение рук человечес­ких? История загадочной и фантастической цивилизации Древ­него Египта занимает умы ученых на протяжении многих деся­тилетий. Некоторые вопросы им удалось прояснить и разрешить, но количество мифов и легенд, окружающих египетские пирами­ды, не сокращается, а напротив, обрастает все новыми вымысла­ми и предположениями. Однако прислушаться к мнению уче­ных, археологов и исследователей, которые занимаются истори­ей строительства пирамид и других египетских сооружений на протяжении многих десятков лет, было бы разумней.

Итак, фантастическая цивилизация возникла не вдруг, а раз­вивалась постепенно и самобытно. Свои поселения жители Древнего Египта располагали вдоль плодородных земель Нила. Через несколько столетий они объединились под властью об­щего правителя — фараона, который контролировал торговлю и хозяйство. Он был наделен безграничной властью и обладал несметными богатствами, а все свои прижизненные заслуги желал запечатлеть и оставить потомкам. Так возникла мысль о грандиозных монументальных постройках.

Все ученые, занимавшиеся исследованием древних пирамид, едины во мнении, что египетские правители были египетского происхождения и правили страной, в которой не было крупных городов. Однако сведений о технологии строительства пира­мид в египетских письменных источниках очень мало. О тех­нике строительства и использовавшихся при этом инструмен­тах судить можно лишь по полуразрушенным и недостроен­ным пирамидам. Но даже эти источники позволили ученым сделать вывод, что египтяне все построили сами, помогал им собственный разум и простые инструменты.

Предварительный этап постройки начинался с выбора стро­ительной площадки. Все пирамиды были найдены на запад­ном берегу Нила, что позволяет судить о том, что жители загадочной цивилизации возводили их вблизи заходящего Солнца, выше уровня затоп­ляемых полей, так, чтобы они были видны не только самим египтянам, но и богам, в т.ч. и богу Солнца. Кроме того, в местах разлива Нила было удобно сплавлять камни в районы строительства.

После того как место для возведения постройки было определено, они искали уча­сток с крепким скальным грунтом, и умело, с предельной точ­ностью выравнивали его. Основание Великой пирамиды Хе­опса на протяжении 200 м имеет уклон менее чем на 1 см, что составляет погрешность в 0,004%. При разметке основания пирамиды стороны квадрата египтяне обращали к северу, югу, востоку и западу. У одной из пирамид по такой же схеме были сориентированы и углы. Интересно, что компаса у них не было, а достичь максимальной точности им помогал следу­ющий способ: над водной канавой они натягивали тонкую бечеву и следили за ее отражением до тех пор, пока оно не совпа­дало с отражением Полярной звезды. Судить о применении этого способа позволяют канавы, найденные у восточной сто­роны пирамиды Хеопса.

Длина пирамид определялась с такой же точностью и тща­тельностью. При определении основных параметров жители Древнего Египта пользовались бечевой из пальмового или шер­стяного волокна. Впрочем, этот материал отнюдь не соверше­нен и способен растягиваться. Это и послужило причиной про­счета в 18—23 см между самой короткой и самой длинной сто­ронами Великой пирамиды. При измерениях египтяне пользо­вались не метрами и сантиметрами, а единицами, равными локтям, деленным на ладони и большие пальцы. После всех расчетов вырубались подземные помещения пирамид и начиналось стро­ительство гробниц.

Каменные блоки для пирамид доставлялись из ближайших каменоломен. По завершении строительства пирамиды облицо­вывались тонким белым известняком, который древние египтя­не добывали в карьерах, неподалеку от районов строительства. Извлечение камня также требовало особого мастерства и муд­рости. Предварительно в верхней части жилы прорубалась ниша, один каменотес с долотом и молотом прорубался по ней вниз, остальные в это время обтесывали боковые стороны, на повер­хность блок поднимали с помощью лома.

Согласно найденным рисункам, огромные блоки перемеща­лись при помощи полозьев, веревок и физической силы живот­ных. Сведений о железных дорогах и других устройствах в пись­менных источниках и рисунках обнаружено не было. Строите­ли пирамид в Лахуне в каменоломне Туры нацарапали на скале рисунок, на котором упряжка волов тянет каменный блок на полозьях. На другом рисунке обелиски, предназначавшиеся для украшения храма, весом около 330 т каждый, были помещены на плоское судно, которое перемещали с помощью 29 лодок. Данные о размерах этого судна не сохранились, но известно, что для двух обелисков фараона Тутмоса было построено суд­но длиной 63 м и шириной 21м.

Для перемещения камня по суше египтяне специально про­кладывали гладкие и крепкие дороги с небольшим уклоном. Остатки некоторых таких дорог сохранились неподалеку от сооружений. Возле пирамид они переходили в платформы, вы­ложенные щебнем или песком. У основания постройки разме­щались самые широкие платформы, здесь древние строители передавали материал в нескольких направлениях. По мере воз­вышения пирамиды, наращивалась и платформа.

Масса главной платформы составляла пятую часть от общей массы пирамиды. Наряду с платформами, перпендику­лярными стенам пирамиды, сооружались и платформы, окру­жающие пирамиду по всему периметру. Представление о кон­струкции и размещении платформ сложилось на основе со­хранившихся рисунков и письменных фрагментов, но это не го­ворит о том, что древние египтяне не обращались и к другим способам строительства.

Сооружение пирамиды начиналось с середины основания. Вначале египтяне укладывали отдельные каменные блоки, поз­же они приспособились укладывать целые слои. Отшлифован­ные с нижней стороны блоки укладывались в форме квадрата. Перемещали блоки египтяне с помощью канатов или кольев. Специально для них на блоках оставляли выступы, которые после установки блока устранялись. Такие выступы ученые обнаружили на недостроенных пирамидах.

Блоки, предназначенные для облицовки внутренних стен пирамид, предварительно обрабатывали медными пилами, затем состыковывали и, чтобы не было зазоров, проверяли подгонку. После завершения строительства платформы разбирались.

Известно, что при возведении пирамид рабочих объединяли в строительные бригады. Распоряжения передавались по це­почке. Некоторые из рабочих были заняты в строительстве около 2—3 месяцев. Особо напряженным было время, когда разливался Нил и вода близко подступала к пирамиде. В этот период к месту работы доставлялась большая часть всех ка­менных плит. Каменщики и каменотесы оставались здесь в тече­ние всего строительства. Сезонные рабочие разбивали себе временные жилища.

Остатки жилых объектов, сохранившихся возле пирами­ды в Гизе, позволяют судить о том, что строители и камено­тесы жили в домах, сложенных из грубого известняка, разме­щались по несколько человек. Свои интересы они запечат­лели на керамических изделиях и на бумаге в свободное от работы время.

Среди этих фрагментов имеется изображение похода к ве­теринару с больным животным, похорон родственников, приго­товления пищи, изготовления одежды и музыкальных инстру­ментов, коллективных выборов и др. Эти свидетельства позво­ляют сделать вывод, что среди рабочих были и свободные люди, и рабы.

Точных данных о том, сколько людей участвовало в со­оружении пирамид и сколько времени требовалось на строи­тельство одной из них, не сохранилось. Об этом можно су­дить лишь по рассказам путешественников, побывавших здесь через 1000 лет после возведения пирамид. Единственное сви­детельство египтяне оставили на двух известняковых плитах в пирамиде Снофру в Дашуре. По этим надписям можно су­дить о том, что эту пирамиду, объем которой составляет три четверти объема пирамиды Хеопса, сооружали около 3 лет. Однако в некоторых письменных источниках говорится о том, что фараоны посвящали строительству своих пирамид десят­ки лет.

Любители загадочного и невероятного утверждают, что масса Великой пирамиды составляет приблизительно 5 923 400 т и равна массе Земли, поделенной на тысячу миллиардов. Ес­тественно, что сосчитать и измерить все камни, уложенные в пирамиду, не сможет никто, так что массу ее определить можно только условно. Ученые считают, что постройка состо­ит из 2,3 — 2,6 млн блоков, но какой объем приходится на ес­тественное скальное ядро в основании пирамиды, до сих пор не установлено. Масса одного блока составляет около 2,5 т, некоторые из них были и тяжелей. А если учесть, что гранит, использовавшийся при строительстве погребальных камер, плот­нее, чем известняк, расхождение в подсчетах может оказаться еще больше. Значит, данные о сравнении массы земли и пира­миды весьма сомнительны.

Но даже если отбросить все магические предсказания буду­щего и таинственные геометрические и астрономические вза­имосвязи, египетские пирамиды все равно останутся одним из семи чудес света и величайшим инженерным достижением.

Не менее удивительны гранитные обелиски, которые егип­тяне возводили по приказам фараонов в честь бога Солнца Ра. Такими сооружениями фараоны стремились увековечить собственные персоны и указать на степень своего могущества. Эти великолепные и гордые сооружения до сих пор возвыша­ются в Египте, Лондоне, Ватикане и других городах, куда были перевезены позднее. При взгляде на них сам собой напрашива­ется вопрос: как такие колоссальные обелиски могли быть вытесаны, перенесены и установлены?

Сомневаться в том, что это дело рук человеческих, не при­ходится хотя бы потому, что египетские мастера-каменотесы оставили один незавершенный обелиск. В процессе работы над ним было обнаружено, что в камне есть трещина, значит, транс­портировки он выдержать не мог. Длина этого обелиска — 41,75 м, масса — более 1100 т. Незавершенное произведение египетских каменотесов предоставило ученым некоторые све­дения о технологии труда.

Вначале древние каменотесы искали огромный кусок твер­дого камня. Для этого они прорубали вспомогательные шахты в районе его установки. Устранив с поверхности горные поро­ды, мастера при помощи огня раскаляли гранит и поливали его водой до тех пор, пока он не трескался. Большие монолиты каменотесы извлекали из земли, оббивая их по периметру твер­дыми валунами. Этими орудиями, похожими на кувалды, нано­сили удары обычно два человека, третий в это время удалял песок и осколки. Такие при­емы позволяли им вытесать один большой обелиск пример­но за год. Данные об этом были обнаружены в приказе царицы Хатшепсут.

Сведений о том, как эти монолиты поднимались на по­верхность, к сожалению, очень мало. Некоторые исследовате­ли полагают, что при этом древ­ние египтяне пользовались та­ким же способом, к какому обращаются и современные скульпторы. Вначале измель­чался и устранялся внешний слой. Когда камень оставался соединенным с породой одним лишь узким ребром, под его углы подкладывали четыре столбика из отдельных твер­дых плит, весящих столько, что­бы их мог перенести один че­ловек. При подъеме продол­говатого блока столбики располагались ближе к центру, чтобы блок не треснул. После этого перерубалось ребро коренной породы.

Все последующие операции в состоянии был выполнить один человек. Под центр блока подводились подставки, блок легко выводился из состояния равновесия и ставился в верти­кальное положение. Все эти операции можно осуществлять с помощью нескольких несложных приемов при использовании простых инструментов. Вытесанные обелиски египтяне поме­щали на платформы с полозьями и по дороге, которая в Асуане существует до сих пор, транспортировали на специальные суда.

Применяемые при сооружении обелисков методы и приемы древние египтяне отразили в письменных сообщениях, рисун­ках и рельефах.

По ним можно проследить, как люди искали и ошибались, как накапливали опыт и постепенно переходили от строитель­ства простейших пирамид с небольшими каменными блоками к постройкам из камня и глиняных кирпичей, а затем к огром­ным пирамидам с отшлифованными стенами.

Египетские гробницы предназначались для захоронения ос­танков правителей после их смерти, которая воспринималась древними египтянами как продолжение существования, а пото­му умерший, в особенности сильный мира сего, должен был быть обеспечен едой, одеждой и всем тем, чему отдавал пред­почтение при жизни. В том, что все предметы быта и обихода пригодятся усопшему, не сомневались ни правители, ни бедня­ки. Бальзамировали умерших не только для того, чтобы сохра­нить их облик, но и для того, чтобы подготовить его к переходу в загробный мир и жизни там.

Правителям предназначались роскошные и просторные гроб­ницы. Для жен фараонов возводили меньшие гробницы. Гроб­ницы для захоронения знати, придворных и сановников выте­сывались в скале. Бедняков и простых смертных в Древнем Египте хоронили в земле, но и в их могилах был обнаружен провиант и одежда.

Пирамида представляла собой путь, по которому дух умер­шего правителя мог приблизиться к небу, а ступеньки облег­чали эту задачу. Некоторые пирамиды имеют много высту­пов и действительно похожи на лестницу. Но более поздние пирамиды гладкие. Ученые предполагают, что они символизи­руют солнечные лучи, пада­ющие на землю. На закате, когда Солнце скрывается за облаками, они падают на зем­лю под углом около 51 гра­дуса, такой же угол с землей образуют и стены этих пи­рамид.

Это позволяет думать, что пирамиды были задума­ны как вечное изображение

солнечных лучей, по которым правитель после смерти взойдет на трон бога Солнца. Устанавливать связь с божеством помо­гали полированные стены гробниц. Фараоны уже при жизни знали, что после смерти они будут обладать лестницей, ведущей на небо. Взойдя по ней, правитель становился спутником бога Солнца и наделялся правом пользоваться божественными пре­имуществами.

Сегодня вместе с археологами в раскопках участвуют и ме­дики. Благодаря современной аппаратуре ученым удалось рас­крыть некоторые секреты бальзамирования. Останки мумий исследовали на компьютерном томографе, позволяющем раз­глядеть не только кости, но и твердые субстанции. Этот при­бор помогает различить плотность тканей на любой глубине исследуемого объекта. В результате этих исследований ученые сделали вывод о том, что процесс мумифицирования был дол­гим и кропотливым. Длился он около 70 дней.

Вначале жрецы вскрывали грудную клетку и брюшную по­лость усопшего. Все внутренние органы, за исключением серд­ца, извлекались и тщательно промывались. Устраняли внутрен­ние органы через один небольшой разрез у левого подреберья. Действовали жрецы на ощупь, поэтому в полости живота часто оставались почки, скрытые за наружной оболочкой брю­шины. Сердце из тела не из­влекали, т.к. считали, что в нем хранятся все человеческие мысли и чувства.

Следующий этап мумифи­кации — высушивание тела. Его погружали в раствор уг­лекислого натрия, который

является идеальным обезвоживающим средством. Мешочками с углекислым натрием жрецы заполняли брюшную полость и обкладывали высушиваемое тело. После высушивания ос­танки снаружи и внутри покрывались слоем смолы. Затем в полость тела и под кожу набивались различные материалы, благодаря чему кожа у мумий не стягивалась и долго сохраня­ла свою первоначальную форму. Пеленание тела усопшего уз­кими полосками материи было важнейшей частью погребаль­ного ритуала.

Затем через небольшое отверстие, просверленное в верхней части носовой полости, из черепа извлекали часть мозга. Рань­ше ученые считали, что мозг разрезали с помощью длинных ножей, а затем постепенно вытаскивали длинными острыми крючками. Сегодня большинство исследователей склоняется к мысли, что сначала мозг с помощью наркотиков доводили до жидкого состояния, а затем выливали его через отверстие. Позже пустоту заполняли расплавленной смолой или каким-нибудь другим веществом.

Под бинтами некоторых мумий были обнаружены амулеты, охранявшие тела от злых духов. Биологи из университета в Оклахоме, занимавшиеся изучением небольшого образца кожи мумии египетской принцессы Мене, установили, что некоторые морфологические детали отлича­ются удивительной сохранностью, например строение коллагеновых волокон. Но это еще не говорит о том, что клетки некоторых му­мий жизнеспособны, как утверж­дают некоторые.

Сохранять тела усопших по­буждали религиозные представ­ления. Жители Древнего Египта верили, что тело человека состо­ит из нескольких духовных эле­ментов, в частности «ах», «ба» и «ка». Когда человек умирает, наступа­ет переходный период между жизнью и смертью, который длит­ся 70 дней. Сохранить лицо и тело покойного требовалось для того, чтобы душа время от времени могла возвращаться в тело, а в ином случае она была обречена на вечные скитания в потусто­роннем мире.

Информатика

Знаев

Физика

Химия

Поиск

Блок "Поделиться"

Петербурговедение

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru