Этот вопрос Буравчик вечером адресовал писателю, кому же еще? Из известных ему людей он был самым начитанным.
Конечно, могут, Буравчик!
Все великие взрослые музыканты были когда-то детьми. Может быть, они были в свое время и великими маленькими музыкантами, но это вряд ли. За всю историю известно не так много великих музыкантов, которые проявили выдающиеся способности в раннем детстве. Обычно они долго трудились и развивали свои природные данные.
Самый известный музыкант, способности которого проявились очень рано, это, конечно, Моцарт. Он сочинял музыку и виртуозно ее исполнял уже в четыре года. Со временем его талант только креп, пока он не умер. Вундеркиндом был также и Ференц Лист. И сейчас есть очень способные музыкальные дети. Американская девочка Джеки Иванко, певица-сопрано, уже в двенадцать лет поет очень сложные арии, выступает на огромных сценах. Есть музыканты-вундеркинды сейчас и в России, в Китае и во многих странах. Но чаще всего, неизвестно почему, из таких детей редко вырастают великие музыканты. Хорошие - да. Где-то они останавливаются в своем развитии. Скорее всего, они просто очень быстро развиваются, а скорость здесь - не главное.
Как маленькому человеку стать великим музыкантом?
Прежде всего стоит подумать хорошенько - а хочешь ли ты стать великим музыкантом? Ведь жизнь у них очень сложная. Они постоянно переезжают с места на место, колесят по всему миру, у них нет дома, они редко общаются с друзьями и родными, им просто некогда. Это очень тяжелая работа, тяжелая жизнь.
Ну, допустим, ты все же решил стать великим музыкантом. Тогда тебе следует сходить в хорошую музыкальную школу или консерваторию и проверить свой слух, свои музыкальные способности. Если способности оценят высоко - хорошо, это следующий шаг, можно двигаться дальше. Но если их оценят не очень высоко - это еще ничего не значит. Приведу лишь один пример. Выдающегося дирижера Валерия Гергиева в детстве несколько раз выгоняли из разных музыкальных школ за полное отсутствие способностей. Что не помешало ему стать действительно великим музыкантом, просто он был настолько не похож на стандартных детей, что его способности обычные учителя музыки не могли правильно оценить.
Итак, у тебя нашли хорошие музыкальные способности. Теперь нужно отыскать хорошего учителя музыки. Но не просто хорошего, а подходящего тебе. И чтобы ты учителю подходил. Ведь вам предстоит проводить много времени вместе в ближайшие десять лет или больше. Может быть, с таким учителем ты будешь проводить больше времени, чем с папой и мамой. В Индии говорят, что выбор учителя, гуру, определяет всю дальнейшую жизнь человека.
Ты выбрал учителя. Точнее - Учителя с большой буквы. А Учитель выбрал тебя. Теперь тебе предстоит долгие годы каждый день упорно заниматься музыкой под его руководством. Это совсем не простое дело. Ты захочешь и полентяйничать, и поиграть в футбол или в игру на компьютере, тебе не будет хватать времени на многие вещи. Но ты должен будешь упорно заниматься музыкой. Иначе нельзя.
То же самое относится и к спорту, и к математике, и к чему угодно. Способности - Учитель - Упорство. Вот так и получаются великие музыканты, великие ученые, великие спортсмены.
И не верь, если тебе скажут, что тебе «медведь на ухо наступил». Ни один человек не обладает гениальным набором одинаковых музыкальных способностей. У кого-то лучше развито чувство ритма и гармонии, ему можно играть джаз. У кого-то - чувство мелодии, он может играть соло на скрипке или петь.
У кого-то отличный полифонический слух, он может работать дирижером. Но ни у одного человека не развиты все способности одинаково хорошо. И великие люди, великие музыканты не стесняются в этом признаваться. На то они и великие.
Экс пери менты
Конечно, за час, или день, или неделю ты никак не сможешь стать великим музыкантом или математиком. Но вот эксперимент по упорству в учении ты можешь провести.
Самое простое, что ты можешь сделать, — это скопировать какой-нибудь непростой рисунок или картину. Для этого умения рисовать совсем не нужно, нужно лишь упорство.
Возьми какую-нибудь репродукцию картины, ненужную, чтобы родители не ругали. Расчерти ее карандашом на квадратики так, чтобы с каждой стороны картины было не меньше десяти квадратиков.
Теперь возьми чистый лист бумаги такого же размера или больше. Расчерти его на такое же количество квадратиков. Теперь постарайся точно скопировать картину, подбирая краски. Краски можно взять любые: акварель, гуашь, масло, акрил. Но если будешь рисовать маслом, лучше возьми картонку.
Конечно, с первого раза у тебя ничего не получится. И со второго, скорее всего, тоже. Но если ты будешь упорным,у тебя, в конце концов, получится вполне приличная копия картины. И ты получишь тогда большое удовольствие. И твои родители тоже.
Вот так примерно и получают удовольствие великие музыканты. Долго-долго трудятся, а потом у них что-то получается.