Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

 

Давай начнем с балалайки, или балабайки, как ее еще называли раньше. Многие счи­тают, что балалайка - это традиционный рус­ский музыкальный инструмент. Наверное, так оно и есть. Только это довольно молодой инструмент.

Впервые о балалайке что-то начали го­ворить во времена Петра I, в XVII веке. Всего триста лет тому назад. Сравни с другими тра­диционными музыкальными инструмента­ми - кифарой, цитрой цинь и другими, - им не одна тысяча лет. Скорее всего, балалайка или что-то очень похожее на балалайку при­шло на Русь от татар или киргизов.

Первые балалайки были совсем не обяза­тельно треугольной формы, они были и круг­лыми, как мандолина бабушки, и овальны­ми, и в форме трапеции. И настраивались они все по-разному, кто как хотел.

В конце XIX века жил замечательный му­зыкант и мастер Василий Васильевич Андре­ев. Вот он уже серьезно подошел к вопросу изготовления балалаек. Они стали треуголь­ными, разного размера, их стали одинаково настраивать и делать из хороших пород де­рева.

Звук, идущий от струн балалайки, по­падает внутрь корпуса, много-много раз от­ражается от внутренних стенок, и потом выходит обратно через круглое отверстие в балалайке. Сделать хорошо звучащую бала­лайку так же сложно, как и хорошо звучащую гитару.

Из-за разной формы балалайки и гитары звук от струн усиливается по-разному, и зву­чат они поэтому тоже по-разному.

Современная гитара появилась прибли­зительно в Средние века в Испании.

У нее было очень много родственников и предков. Самые известные ближайшие родственники - латинская и мавританская гитары. Более ранние родственники - араб­ский уд, тар, греческая кифара и другие.

Тар - один из предков современной ги­тары.

Почему гитара такой формы? Непростой вопрос. Как ты понимаешь, музыкальный инструмент можно сделать любой формы, лишь бы звучал. Но нужно, чтобы он был крепким, легким, его настройка не менялась от влажности и температуры, его было бы удобно держать, и он был бы красивым. Идеального варианта не существует. Созда­ние музыкального инструмента - настоящее искусство. В современной гитаре есть как бы две сообщающиеся между собой части, по­меньше и побольше. В той, которая помень­ше, лучше усиливаются высокие звуки, в той, что побольше - низкие. В результате полу­чается глубокий, красивый звук. Его долго искали испанские мастера города Гранады. И нашли.

Эксперименты

Попробуй вместе со взрослыми сделать балалайку.

Для начала сделаем деку. Найди кусок толстой, очень прочной, без трещин фанеры и выпили два треугольных куска такого размера, какого ты хочешь сделать балалайку, напри­мер, два равносторонних треугольника с размером стороны в 30—40 см. В одном из треугольников выпили лобзиком пос­редине круглое отверстие диаметром 7—10 см.

Потом найди три гладкие, прочные дощечки 7—10 см в толщину. Из них нужно сложить, а потом свинтить треуголь­ник, который будет служить каркасом для деки и придаст ей толщину.

Теперь сделай порожек для струн. Возьми клиновид­ный брусочек из очень твердого дерева размером 7—10 см. На узкой верхней стороне порожка сделай ножом углубления для струн, чтобы они не соскальзывали с порожка.

Получившийся порожек приклей широкой его стороной к фанерке с отверстием.

Аналогично нужно будет сделать и верхний порожек для струн на грифе.

С помощью винтов с гайками собери всю конструкцию деки. Пока не вкручивай винты в верхней части деки, где бу­дет крепиться гриф.

Теперь поищи доску для грифа балалайки. Древесина должна быть очень твердая — дуб, бук или береза, в крайнем случае.

Верхний порожек (ты же сделал его такой же ширины, как ширина грифа, правда?) приклей к грифу.

Привинти винтами (!!!) гриф к балалайке, предвари­тельно просверлив дырки в грифе и фанере. Используй вин­ты со «спрятанной» головкой, чтобы головки не задевали струны.

Чтобы балалайка не дребезжала при игре, желательно ее теперь развинтить и, прежде чем свинтить снова, прома­зать все прилегающие друг к другу части дерева, металличес­кие уголки и пр. клеем типа «суперклея».

Теперь займемся креплением струн.

В верхней части грифа ввинти три шурупа. Он будут слу­жить тебе колками для регулировки натяжения струн. Чтобы струны не раскручивались при натяжении их завинчиваю­щимися шурупами, можно просверлить в шурупах тоненькие отверстия, куда вставить струны, но это сделать довольно сложно и можно обойтись и без этого.

 

 

В нижний торец балалайки тоже ввинти три шурупа, за них ты зацепишь струны.

Расстояние между шурупами в верхней части грифа и в нижнем торце должно быть одинаковым.

8. Зацепи первую струну за шуруп в нижнем торце бала­лайки и за соответствующий шуруп на грифе. Осторожно по­ворачивая шуруп на грифе, натяни струну. Если все хорошо получилось — натяни вторую и третью струны.

Балалайка готова!

Как ни странно, этот инструмент может вполне прилично звучать. Я сам делал подобный инструмент в твоем возрасте, папа мне, конечно, немножко помогал. Только я делал банд­жо. И оно играло!!!

Удачи тебе, у тебя все получится!

Физика

Химия

Поиск

Блок "Поделиться"

Петербурговедение

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru