Буравчик не все понял из ответа писателя про тяжелый рок. Например, ему было непонятно, что такое бас-гитара. Он залез в Интернет и посмотрел, как выглядит бас-гитара на картинке. Выглядела она убедительно. И у нее было четыре струны.
«Кажется, на папиной гитаре шесть струн», — подумал Буравчик. И правда, на запрос в Интернете про гитару вылетали картинки с обычными, шестиструнными гитарами. А еще бывают семиструнные гитары. А интересно, сколько струн на скрипке Босленки? А у рояля сколько струн? А у сарода, на котором играл дядя Рабиндранат?
Ну ладно, сколько-то там струн. Но вот ведь вопрос... А почему там разное количество струн? И не надоел ли я еще писателю своими вопросами?.. А то мне интересно:
Почему на инструментах разное количество струн?
Писатель ответил довольно быстро, на следующий день.
Нет, пока не надоел. Ты даешь мне возможность вспомнить или задуматься о всяких интересных вещах.
Самый простой ответ на твой вопрос - потому, что на разных инструментах играют разную музыку. Но давай рассмотрим это чуть подробнее.
Ты помнишь, я уже рассказывал о древнегреческих музыкальных инструментах? В этих очень древних струнных инструментах - лирах, кифарах, гуслях - струны были свободными. То есть их никак не пережимали во время игры.
Сколько струн у такого инструмента - столько и музыкальных звуков можно с их помощью извлечь. Но уж очень много все равно не получится. Вот в этих инструментах и их потомках и делали разное количество струн - столько, сколько нот хочется сыграть. Наверное, самый богатый инструмент из этого ряда - современная арфа. У нее очень много струн, около 46. И на ней играть непросто. Зато звук красивый, и можно сыграть любую мелодию, какую захочешь. Например, у фортепиано и рояля столько нот, сколько и струн.
Если же параллельно струнам поместить какую-нибудь дощечку, то струны можно к ней прижимать, укорачивать звучащую струну. А более короткая струна будет звучать выше, чем свободная. Таким образом, можно извлекать звуки почти любой высоты. Такое простое приспособление - дощечка, параллельная струнам, гриф - очень сильно обогатило музыкальную культуру. Если раньше нам приходилось для каждого нового звука делать свою струну, то теперь можно просто пережимать ее в нужном месте, и все. В принципе для одноголосной мелодии достаточно и одной струны.
И такое бывало в истории. Самый известный однострунный музыкальный инструмент - монохорд, с ним производил музыкально-математические опыты Пифагор. На Руси играли на смыке, похожем на лук, и так далее.
Но все же одна струна - это скорее экзотика.
На одном из самых древних струнных музыкальных инструментов, китайской цитре цинь, появившейся за многие тысячелетия до нашей эры благодаря некоему китайцу (возможно, его звали император Хуан Ди), было пять-семь струн. Техника игры на ней очень сложна. Это было и остается настоящим искусством. Одним из больших мастеров игры на цинь был Конфуций, тот еще мудрец.
На древних струнных музыкальных инструментах играли в основном мелодии. И исполняли их не по всем существующим сейчас в гамме 12 нотам, а по 7, как было принято в Греции, или по 5, как в Китае, или по 22, как водилось в Индии. Аккорды, к которым мы сейчас привыкли, вообще не брались.
Когда же музыкантам захотелось брать сложные аккорды, родились инструменты, похожие на современную гитару. С грифом и порожками. На их делалось столько струн, чтобы аккорды, которыми сопровождалось пение, звучали красиво. Обычно хватало шести или семи струн. На бас-гитаре аккорды не берутся, там играют отдельные ноты. И хватает четырех струн, очень толстых.
Когда же появился современный музыкальный строй с 12 нотами, расстояние между которыми одинаковое, музыканты стали играть музыку в разных тональностях, переносить ее выше или ниже. Такая музыка уже требовала других инструментов, где легко было бы брать любую ноту. Классическим вариантом такого инструмента является рояль. В нем ноты (клавиши) расположены подряд. В октаве 12 нот, а октав несколько. Вот и получается у рояля очень много - 88 - струн.
Возвращаясь к началу разговора: для разной музыки нужны и разные музыкальные инструменты. И разное количество струн. Вот так.
Самый простой способ поэкспериментировать со струнными инструментами — это сходить в магазин, где они продаются.
Возьми с собой папу, чтобы тебя не выгнали из магазина. Папа объяснит продавцам, что ты не просто так балуешься, а занят исследовательской работой.
Наверняка в магазине продаются пианино и гитары. На пианино, на рояле 88 клавиш. Каждая из клавиш соответствует своему звуку. А звуки издают струны рояля, каждая — свой. Так как струны рояля нельзя пережимать, а можно по ним лишь бить молоточками, у рояля столько струн, сколько звуков мы на нем хотим извлекать. Правда, это не совсем так. Чтобы высокие звуки звучали громче, натягивают параллельно две или три струны, которые соответствуют одному звуку. Загляни под крышку рояля и найди такие струны.
На гитаре есть порожки. Зажимая струну выше какого-то порожка, мы укорачиваем струну и делаем таким образом ее звук выше. Но толстые, самые низкие струны тяжело пережимать. Поэтому у гитары не одна толстая струна, а несколько отличающихся по толщине и соответствующих звукам разной высоты.