Главное меню
Конспекты уроков
Начальная школа
- Учителю начальных классов
- Русский язык
- Литературное чтение
- Математика
- Окружающий мир
- Уроки музыки в начальной школе
- Задания на формирование УУД. 2 класс
- Алфавитные физкультминутки
- Экономические сказки для младших школьников
- Итоговая аттестация по русскому языку за курс начальной школы
- Предметные олимпиады в начальных классах
Русский язык
- Русский язык в школе
- Запоминалки по русскому языку
- Задания по теме "Лексика"
- Задания по теме "Фразеология"
- Карточки по русскому языку
- Культура речи
- Русский язык в афоризмах
- Занимательный русский язык. 5 класс
-
Тематические диктанты по русскому языку
- Диктанты по теме "Лексика и фразеология"
- Диктанты по теме "Морфемика. Орфография"
- Диктанты по теме "Имя существительное"
- Диктанты по теме "Имя числительное"
- Диктанты по теме "Имя прилагательное"
- Диктанты по теме "Глагол"
- Диктанты по теме "Причастие"
- Диктанты по теме "Деепричастие"
- Диктанты по теме "Наречие"
- Диктанты по теме "Служебные части речи"
- Диктанты повышенной трудности
- Итоговые диктанты по темам "Морфология. Орфография"
- Проблемные задания по русскому языку
- Онлайн-тест "Гласные после шипящих и Ц"
- КИМ по русскому языку
- Интересный русский язык
- Уроки развития речи
- Игры на уроках русского языка
- Зачет по русскому языку
- Итоговые задания по русскому языку в 11 классе
- Подготовка к олимпиаде по русскому языку
- ВПР по русскому языку. 5 - 9 классы
- ОГЭ по русскому языку
- ЕГЭ по русскому языку
Литература
- Планы-конспекты уроков литературы. Базовый уровень
- Методические рекомендации по преподаванию литературы в школе
- Читательский дневник школьника в схемах и таблицах
- Литературный справочник школьника
- Мировая литература
- Анализ стихотворений школьной программы
- Анализ художественного произведения: стиль и внутренняя форма
- Игровые технологии на уроках литературы
- Кроссворды по литературе
- Проверяем учебные достижения по литературе
- Типовые тесты ОГЭ по литературе. 9 класс
- ЕГЭ по литературе. Тренажер для подготовки
- Литература в школе
Английский язык
Немецкий язык
Французский язык
История
- Поурочные разработки по истории
- Краткая история мира
- Опорные таблицы по истории
- История России
- Как это было
- Диагностические работы по истории России
- Контрольные работы по истории России
- Олимпиады по истории
- Дидактические игры на уроках истории
- Исторические факты в вопросах и ответах
- Тестовые задания по истории с древнейших времен до конца ХVIII века
- Педагогический контроль за уроках истории
- Интеллектуальные игры по истории
- История в школе
- Тестовый контроль по истории
- Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по истории
Обществознание
Биология
- Биология в школе
- Ботаника
- Биология в вопросах и ответах
- Зоология
- Насекомые
- Анатомия
- Общая биология
- Лабораторные и практические работы по биологии
- Проектная деятельность учеников по биологии
- Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ
- Игровые формы работы на уроках биологии
- Олимпиады по биологии
- ВПР по биологии. Типовые задания. 11 класс
- ОГЭ по биологии. Типовые варианты
- ЕГЭ по биологии на отлично
География
- Великие исследователи и первооткрыватели
- К урокам географии
- Географическая картина мира
- География России
- Справочник по географии
- За страницами учебника географии
- Рабочий материал к урокам географии
- География в вопросах школьников
- Страны и города
- Чудеса природы
- Энциклопедия школьника "Африка"
- Проверка учебных достижений по географии
- ОГЭ по географии. Типовые тестовые задания
Математика
- Математика в школе
- Математические запоминалочки
- Внеклассные мероприятия
- Задачи по математике
- Незнайка в стране графов
- Диктанты по геометрии
- Занимательная математика
- Тесты по математике
- Геометрия
- Тесты по геометрии
- Игровые технологии на уроках математики
- Олимпиады по математике
- ВПР по математике
- ОГЭ по математике. Тематический тренинг
- ЕГЭ по математике
Информатика
- Информатика в начальной школе
- Рабочая программа по информатике для 7-9 классов
- Задания по информатике
- Задачи повышенной сложности по информатике
- КИМ по информатике
- Вопросы для проведения "Брейн-рингов" и "Что? Где? Когда?"
- Кроссворды по информатике
- Игры на уроках информатики
- Контроль на уроках информатики
В программе начальной школы по грамматике и правописанию есть слова, данные в специальных списках для каждого класса. В основном это слова, написание которых традиционное и не охватывается орфографическими правилами, не проверяется (стакан, пальто, директор и др.) или же является трудным для младших школьников (растение, тепловоз и др.). Без усвоения их правописания невозможно научить детей грамотному письму.
По мнению психологов, для полноценного усвоения учащиеся должны встретиться с изучаемым в различных ситуациях несколько раз. А словарные слова - самые трудные для написания, поэтому требуют особо кропотливой работы. Школьная практика показывает, что традиционные методы не обеспечивают выработку грамотного написания этих труднейших слов.
При работе с непроверяемыми написаниями учителя часто предлагают детям: “Внимательно посмотрите на это слово и запомните, как оно пишется” (т.е. опираются только на зрительную память, которая не у всех одинакова), или: “Напиши слово пять раз и запомни как оно пишется” (опираются на рукодвигательную память).
Но правописание трудных слов лучше усваивается при одновременном участии нескольких видов памяти: зрительной, речедвигательной, слуховой, эмоциональной и др. виды памяти – чем больше, тем лучше (см. С.М.Бондаренко. Беседы о грамотности).
В своей многолетней практике пришлось использовать разные приемы и средства работы со словарными словами. Хотелось бы рассказать об одной интересной находке, которая позволяет разнообразить эту работу, запоминать слова непроизвольно уже в процессе их отгадывания, привлекая к участию зрительную, слуховую и прежде всего эмоциональную и логическую виды памяти.
Было составлено пособие “Ребусы к словам с непроверяемыми и трудными написаниями”, которое может быть использовано и на уроке, и во внеклассной работе по русскому языку и в русской, и в национальной школе. Ко всем словарным словам составлены ребусы. На обратной стороне каждого ребуса написана отгадка с выделением непроверяемой орфограммы. Большинство ребусов составлено таким образом, что непроверяемые написания выделены цветом, жирным шрифтом или находятся в сильной позиции благодаря специальному приему, использованному в каждом ребусе. Этот принцип не позволяет допустить ошибку в написании слова-отгадки. Обратимся к некоторым из них:
Оригинальность, необычность первичного восприятия помогают лучше запечатлеть образ слова в памяти. При отгадывании ребуса моментально концентрируется внимание всех учащихся, не остается ни одного равнодушного ученика. Именно особый интерес, оригинальность подачи слова повышает эффективность этой работы.
Что это?
Почему так?
Что за “О”?
Что за “И”?
“О” с “И”?
– Ах?! Это осина! – и тому подобные рассуждения идут непроизвольно и запоминание непроизвольное, а не по команде “Запомните правописание этого слова!”.
Далее работа идет обычно: выясняется значение слова с использованием предметной картинки, орфографически проговаривается слово по словарной карточке. Можно представить написанный образ слова с закрытыми глазами – все это усиливает отгаданный и написанный образ слова.
Затем – запись слова в тетради, подбор родственных слов, составление словосочетаний, предложений и т.д. Таким образом новое слово дети отгадывают, видят, слышат, произносят, употребляют в предложении, в тексте, неоднократно пишут.
Работа по ребусам на уроках русского языка развивает логическое мышление, стимулирует творческую активность учащихся. Постепенно дети усваивают приемы, необходимые для их решения и сами начинают активно составлять ребусы к изучаемым темам – причем, к урокам и внеклассным занятиям и по другим предметам.
Включение ребуса в урок – праздник для детей. Поэтому даже самый сложный этап урока проходит как отдых. В глазах детей зажигается огонек радости. А радость познания, эмоциональный настрой – главные помощники учителя на уроке и во внеклассной работе.
Физика
- Физика в школе
- Физика в таблицах и схемах
- Занимательная физика на пальцах
- Онлайн-энциклопедия "Занимательная наука физика"
- Великие умы в физике и математике
- Физика. Отдельные темы рассмотрим подробно
- Экспериментальная физика для школьников
- Учебные проекты по физике
- Физика в комиксах
- Проекты барона Мюнхаузена
- Задачи по физике
- Самостоятельные работы по физике
- КИМ по физике
- Контрольные работы по физике
- Олимпиада по физике
- Типовые варианты ВПР по физике
Презентации к урокам
Химия
- Новые подходы в преподавании химии в школе
- Поурочные планы по химии. 9 класс
- Происхождение химических названий
- Наглядный справочник школьника по химии
- Мнемонические правила по химии
- Онлайн-энциклопедия "Занимательная наука химия"
- Рассказы о металлах
- Неорганическая химия
- Химическая почемучка
- Задачи по химии
- Кейс-метод при обучении химии
- КИМ по химии
- Оценка качества знаний по химии
- Диагностические тесты по химии
- Проверяем знания учеников по химии
- Игровые технологии в обучении химии
- Олимпиада по химии
- Подготовка к ОГЭ по химии
Астрономия
Поиск
Блок "Поделиться"
Естествознание
Экономика
Музыка
МХК
- Мир: культура и повседневность в вопросах школьников
- Проектная деятельность по МХК. "Древние цивилизации"
- МХК в таблицах и схемах
- Большая викторина "Традиции разных стран и народов"
- Всероссийская олимпиада школьников по МХК. 11 класс. Школьный этап
- Проблемные задания по теме «Культура Серебряного века»
- Кейс-технология (case-study) на уроках искусства
Технология
Москвоведение
Петербурговедение
Методсовет
- Портрет российского учителя
- Образовательная коммуникация: традиции и инновации
-
Инструктивно-методические материалы в помощь учителю
- Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
- Типы урока
- Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования
- Работа с электронной формой учебника
- Алгоритм подготовки, проведения и анализа открытых уроков в современной школе
- Структурный анализ урока
- Педагогические приемы
- Педагогические технологии
- Системный анализ урока
- Схема аспектного анализа современного урока
- Самоанализ урока - средство совершенствования учителя
- Самоанализ деятельности учителя за год
-
Классное руководство
- Дневник классного руководителя
- Заповеди классного руководителя
- Советы классному руководителю по основным направлениям его деятельности
- Воспитательная деятельность классного руководителя
- Планирование воспитательной работы классным руководителем
- Советы молодому классному руководителю
- Советы классного руководителя школьникам
- Анкеты для классного руководителя
- Советы педагогу по адаптации нового ученика в классном коллективе
- Актуальные проблемы педагогического общения
- Классный час
- Программа внеурочной деятельности
- Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения элективного курса
- Педсовет в школе
- Профориентационные игры, викторины, конкурсы
- Кейс-технологии при проведении педсовета
- Как научить ребенка пересказывать
- Семья и школа
- Правовое воспитание школьников
Растем интеллектуалами
Школьный психолог
- Психолого-педагогическая характеристика учащихся класса
- Изучение психологического климата в классе
- Коррекция психической сферы школьника в ходе учебно-воспитательного процесса
- Плохая успеваемость школьников
- Советы по исправлению проблемного поведения детей
- Школьная тревожность: причины и профилактика
- Психолого-терапевтические сказки для школьников
- Дети и деньги