Игра подходит для детей любого возраста. Лучше, если она станет регулярной.
Эта игра проходит в несколько этапов.
I этап. Учащиеся делятся на группы по три-четыре человека. Каждая группа подбирает дидактический материал по заранее предложенной учителем теме.
Эта игра используется при закреплении изученного материала или повторении. Консультантам, т.е. ученикам, которые хорошо усвоили изучаемую тему, на дом заранее даются задания, которые будут выполняться остальными учениками на следующем уроке. Это могут быть упражнения из учебника или те задания, которые учитель обычно предлагает на уроках.
Эту игру можно использовать при изучении таких тем, как «Словообразование имен существительных», «Словообразование имен прилагательных» и т.п. Учащиеся разбиваются на группы по 4 человека.
1. Являются ли родственниками следующие слова: зеркало, заря, узреть, зоркий, зрачок, (говорить) зря (напрасно), прозрачный, позор, презирать?
1. Образуйте от данных глаголов бессуффиксным способом имена существительные, например: выбирать – выбор.
Бить, рыть, умирать, шить, вызывать, собирать.
Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
Задание 1. Класс отправляется в путешествие. Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания.
Задание 1. Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.
Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.
Кампания ... – компания,
Каждый девятый класс представляет свою команду во главе с капитаном, который, посоветовавшись с членами команды, принимает окончательное решение и докладывает его жюри.
1. Что обозначают следующие диалектные слова, употребляющиеся в разных областях России?
1) Студенец, кипун, криница (родник, ручей, ключ);
2) дрягва, мшара, лягва, зыбун, моховище, качь (болото);
Уберите из каждого слова по букве таким образом, чтобы получилось новое слово. Если вам удастся справиться с заданием, убранные буквы сложатся в праздничное поздравление.
Фамилии русских писателей, известные всем из школьной программы, «рассыпались» на буквы, из которых удалось сложить более мелкие слова. Помогите восстановить фамилии:
При обучении детей русскому языку немаловажное значение имеют различные игры. Закреплению знаний по орфографии, выработке прочных орфографических навыков способствует игра «Найди пару». Она позволяет сделать трудную работу по усвоению родного языка более эффективной.
Словесные задачи основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.
1. Игра «Кто быстрее?».
Расположите слова в алфавитном порядке.
Гостиница, гигиена, беззаконие, акробатика, айсберг, батискаф, гидрокостюм, безмолвие, ботинки, вибрация, вкладка, гидра, акростих, альтруист, виадук, гамбургер, видение, аксиома, академик, акселерация.
Правы ли классики?
Прочитайте отрывки из стихотворений русских поэтов XIX века. Как вы думаете, не является ли ошибочным ударение в выделенных словах? Неужели Пушкин, Крылов и Некрасов ошибались? Можно ли исправить текст?
Ударение в русском языке очень своеобразно. В чем его специфика?
Первой особенностью русского ударения является то, что оно свободное, то есть не прикреплено к определенному слогу в слове. Оно может падать и на первый слог (воля, город), и на второй (свобода, природа), и на третий (молоко, молодой) и т.д. Такое ударение называется также разноместным.
Единственный в городе орган
Однажды первоклассник Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей Ярославля своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л.Шишханова».
Представьте, что вы – участники зимних Олимпийских игр. Вы вышли на старт соревнований по гигантскому слалому. Впереди вас ожидает много препятствий, коварных поворотов. Кто быстрее и правильнее преодолеет спуск, тот и победитель!
Мальвина занималась с Буратино русским языком, в частности правописанием звонких и глухих согласных. Она читала ему стихотворные строчки, а последнее слово не называла. Буратино должен был по рифме догадаться, какое слово пропущено, и записать его в правильном виде.
Емеля-дурачок решил жениться на принцессе. Но царь велел ему сначала пройти испытания. Он хотел проверить его смекалку и грамотность. Ведь не может же царская дочь выйти замуж за невежду! Вот какое задание дал царь Емеле: тот должен был отгадать предложенные ему загадки, а отгадки записать с соблюдением всех правил орфографии.
Проведем опыт
Известны следующие приемы различения глухих и звонких согласных:
1) положите ладонь на горло, и вы почувствуете, что при произнесении звонких звуков оно дрожит;
Мы начали разговор о словесных головоломках и разобрали один из распространенных типов головоломок – анаграммы. Сегодня мы обратимся к следующему типу – метаграммам.