Цель: отметить талант переводчика; чуткое отношение к человеку; одухотворение природы; безмерную доброту и заботу о других, интерес к истории Родины, патриотизм.
Цели: отметить интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям, к назначению поэта; отметить внимание к судьбе маленького человека» и искреннее сочувствие ему; развивать внимание, устную речь, воображение.
Цели урока:
— повторить и закрепить исторические и культурологические сведения, полученные учащимися во время чтения легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола;
— закрепить знания семиклассников по истории Европы;
Цели уроков:
— познакомить учащихся с понятиями ста́рина, былина, мифологический эпос и богатырский эпос русского народа;
— раскрыть перед семиклассниками специфику и художественные особенности русского богатырского эпоса;
Цели урока:
— пробудить у учеников чувство гордости за свою Родину, ее прошлое, ее героев;
— развивать эмоциональную сферу учащихся: умение чувствовать, сопереживать, представлять образно читаемое и слушаемое;
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
Цель урока: дать учащимся на доступном уровне первоначальное представление о художественной литературе как особой форме познания действительности.
Знания на уроке: мифы как жанр устного народного творчества.
Словарная работа: кифара, певцы-рапсоды.
Знания на уроке: понятие о фольклорных традициях в литературе; понятие о древнерусской литературе, особенностях повествования в жанре «слова».
Знания на уроке: антитеза, психологизм рассказа, нравственный выбор героя и его мотив.
Словарная работа: положительный герой, идеальный герой, внутреннее состояние героя и поведение героя.
Знания на уроке: публицистика, публицистическое произведение.
Словарная работа: духовные ценности.
Знания на уроке: понятие «герой» в древнегреческой мифологии. Положительный герой.
Словарная работа: «герой» как многозначное понятие.
Знания на уроке: анализ лирического стихотворения.
Повторение: особенности лирики как рода литературы; литературные приемы, используемые в лирике: эпитет, метафора, сравнение.
I. Артикуляционная разминка, проверка домашнего задания
Урок начнем с разучивания одной из предложенных детьми скороговорок. Можно попросить подготовленного ученика еще на перемене написать скороговорку на доске, а потом представить ее классу.
I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки ученики читают наизусть стихотворения о весне и лете, показывают те репродукции или фотографии, которые они подобрали дома.
I. Артикуляционная разминка
II. Восстановление деформированного текста
Повторим теоретические понятия:
— Что такое ритм, рифма?
Знания на уроке: опознание элементов сюжета и их постоянной для былины художественной функции: экспозиции (зачина), установки на приближение драматической ситуации, мотива недооценки героя, описания подвига, торжества богатыря.
Теория литературы: драма, драматургия, трагедия.
Оборудование: иллюстрации к трагедии В. Н. Сурикова, В. А. Фаворского, С. Галактионова, В.Г. Перова, возможна музыкальная иллюстрация: опера «Борис Годунов» Мусоргского.
Цели: дать представление о реминисценции, показать пример библейского контекста с помощью детали: лубочной картинки как части интерьера, ввести понятие маленького человека в литературе.
I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений о природе. Коллективно оцениваем выступления учеников.
I. Артикуляционная разминка
Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.
Знания на уроке: функция правил повествования в жанре «слова» и раскрытие образа главного героя.
I. Пересказ истории жизни и смерти Иисуса Христа.
Иисус родился в Иудее в городе Вифлееме от девы Марии. Муж ее, плотник Иосиф, видел во сне явление Архангела, провозгласившего: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого, родит же сына и наречешь ему имя Иисус, ибо он спасет людей своих от грехов их (Матф. 1; 20—21)».
I. В. Г. Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности
Слово учителя
В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают «как все», «как принято».
Цели урока: расширить представление об эпическом герое, отработка навыков работы с текстом.
Теория литературы: эпический герой.
I. Проверка домашнего задания
На этом уроке нам предстоит выразительно читать басню. Поэтому сначала проводим артикуляционную разминку. Затем слушаем рассказы учеников о жизни и творчестве И. А. Крылова (по статье учебника).
I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем чтение наизусть басни «Волк на псарне».
II. «Свинья под Дубом». Осмеяние невежества и неблагодарности.
Жанр басни. Рассказ и мораль в басне
Самостоятельная творческая работа
Итак, повторим еще раз, что такое басня и из каких элементов она состоит.
I. В. А. Жуковский: детство и начало творчества
Чтение и составление плана статьи
По статье учебника может быть составлен простой план в соответствии с абзацами. Учим детей выделять главное, не фиксировать в плане частности.
I. Артикуляционная разминка
II. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение фрагментов сказки, коллективно оцениваем выступающих.
Мы предлагаем прочитать и обсудить балладу Стивенсона «Вересковый мед», объединив ее чтение с чтением баллады Жуковского по жанровому принципу. Разговор о других произведениях Стивенсона в конце первой четверти может подтолкнуть учеников к самостоятельному чтению этих произведений во время осенних каникул.
Цель тренинга: ознакомить обучающихся с правами детей, Конвенцией о правах ребенка.
1. Формировать у обучающихся понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Конвенции о правах ребенка.
Знания на уроке: умение учащихся охарактеризовать богатырей как эпических героев с практическим использованием в своем рассказе былинных особенностей повествования о русских богатырях.
Знания на уроке: опознание элементов сюжета и их постоянной для былины художественной функции: экспозиции (зачина), установки на приближение драматической ситуации, мотива недооценки героя, описания подвига, торжества богатыря.
Цели: Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся. Популяризация государственных символов РФ и РА. Изучение учащимися истории государственной символики России и РА. Расширение исторических знаний и представлений обучающихся об истории появления государственной символики. Расширение литературных знаний учащихся по произведениям литературы, в которых нашли отражение государственные символы.
Домашнее задание к уроку:
1) прочитать поэму "Человек", рассказы "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Песню о Соколе"; 2) выписать из рассказов афоризмы; 3) найти в рассказе "Старуха Изергиль" эпизоды, в которых "появляется" "тень"; 4) повторить, что такое "романтизм в литературе".
Цель: активизировать познавательный и творческий потенциал детей.
Межпредметные связи: русский язык, литература, история.
Цель: Формировать умение "читать" произведение искусства - портрет, составлять описание репродукции (на основе дифференцированных знаний), развивать письменную и устную речь, мышление, фантазию, работать над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки работы с разными словарями, дополнительной литературой.
Цель: Формирование умения анализировать текст и аргументированно доказывать свою точку зрения, опираясь на первоисточник.
Цели и задачи урока:
Обучать составлению двухчастного дневника, как одной из технологий развития критического мышления;
Знакомить с героем романа Пушкина через комментированное чтение 1 главы, с особенностями воспитания, образования, светской жизни молодых дворян начала 19 века;
Цели:
создать у учащихся целостный образ Родины через восприятие и осмысление произведений искусства;
развить творческое воображение, понимание и уважение к красоте России через ее природу, привить интерес и любовь к своей стране;
Цели рока.
Подвести студентов к ответу на вопрос “В чём особенность жанра пьесы?”.
Увидеть художественное своеобразие пьесы “На дне”.
Цели:
формирование навыков самоконтроля;
совершенствование умений организовывать совместную деятельность при анализе художественного произведения;
Цели и задачи урока.
Знакомство с творчеством поэтессы И.П. Токмаковой.
Развитие творческих способностей детей.