Многие помнят, как в начальной школе два раза в год (в декабре и в мае) у них проверяли технику чтения.
Это было достаточно волнительное мероприятие. Следовало не только прочитать определённое количество слов, но прочитать предложенный текст красиво, выразительно.
Проверяющий также мог попросить ученика пересказать текст. Однако при выставлении балльной отметки приоритет отдавался именно скорости чтения.
Ребёнок мог плохо понимать, о чём читает, но показывал высокий количественный результат, и его отметка была выше, чем у школьника прочитавшего меньше, но качественнее.
К счастью, такое отношение к проверке сформированности навыка чтения у учеников начальной школы изменилось.
Сейчас мы говорим о проверке не техники чтения, а навыка чтения.
Из чего же складывается навык чтения?
Для лучшего понимания представим его в виде диаграммы.
Ведущее место в этом комплексе занимает такой компонент, как осознанность, понимание того, что прочитывается.
Собственно, чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенное содержание (информацию), заключенное в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.
Смысловая сторона чтения - это совокупное понимание читающим:
*значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
*содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
*предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т. е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
*основного смысла всего содержания текста, т. е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанном.
Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств: возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний,
интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого.
Техническая сторона чтения, техника чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения:
способ чтения,
правильность,
выразительность,
скорость, или темп, чтения
Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинен смысловой стороне, пониманию, служит ее более полному выражению.
Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и воздействующим на другие ее стороны, является способ чтения. Известны пять основных способов чтения:
1) побуквенное;
2) отрывистое слоговое;
3) плавное слоговое;
4) плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов;
5) чтение целыми словами и группами слов.
Первые два способа относятся к непродуктивным. Они крайне нежелательны. Последние три способа - продуктивные.
Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов,
т. е. к самому продуктивному способу чтения.
Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения:
I класс - 25 - 30 слов в минуту;
II класс - 30 - 40 слов в минуту (в конце первого полугодия), 40 - 50 слов в минуту (в конце второго полугодия);
III класс - 50 - 60 слов в минуту (в конце первого полугодия), 65 - 75 слов в минуту (в конце второго полугодия);
IV класс - 70 - 80 слов в минуту (в конце первого полугодия) и 85 - 95 слов в минуту (в конце второго полугодия).
Правильность чтения выражается в том, что ребёнок избегает или, напротив, допускает:
а) замены;
б) пропуски;
в) перестановки;
г) добавления;
д) искажения;
е) повторы букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте;
ж) правильно или ошибочно делает ударения в словах.
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы;
делать логическое и психологическое ударение,
находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания;
читать достаточно громко и внятно.
Таким образом, навык чтения оценивается комплексно, учитывая все компоненты чтения.