Приступая к изучению курса истории русской литературы ХIХ в., необходимо сориентировать учащегося в том обширном материале, который ему следует усвоить. Эпоха, история, основные идеи времени, литературная борьба, течения, направления, писательские имена, художественные и критические произведения, литературные герои — все должно сложиться в четкую, развивающуюся систему, в которой одно явление закономерно следует за другим.
Учащийся ясно должен представить себе место того или иного писателя в литературном процессе, традиции и новаторство в его творчестве, влияние времени на мировоззрение художника и влияние художника на умонастроения поколения. Для того чтобы все эти многообразные явления связать воедино и каждому определить свое место, и существуют вводные уроки.
Эти уроки охватывают достаточно широкий круг проблем и могут варьироваться в зависимости от целей и задач урока и того материала, который будет излагаться на последующих занятиях.
Вводный урок не что иное, как развернутый план работы на определенном этапе обучения. Это «каркас» того здания, которое в процессе освоения материала построят учитель и учащиеся. Именно на вводных уроках объясняется, что сцепляет, цементирует элементы этого «каркаса», почему на определенном этапе ему придана именно такая, а не иная форма. В конце вводного урока обязательно делается вывод: для чего вообще необходимо было возводить это здание.
На уроках литературы используются многообразные формы письменной и устной работы. Их можно разделить на проверочные работы итогового характера, проверочные работы промежуточного характера, работы творческого характера и т. д. Это не только всем известные сочинения, но и анализы текстов, доклады, рефераты, семинары и зачеты.
В последнее время очень популярным видом проверочной работы стало тестирование, которое в удобной для проверки форме дает возможность выявить и знание фактов из биографии и творчества писателей, и знание текстов, и умение анализировать. Кроме того, тест дает возможность проявить сообразительность и литературное чутье.
Тестирование можно проводить и в качестве итоговой работы по всему материалу изучаемой темы, по двум и более темам, а также в качестве небольшой проверочной работы по какой-то проблеме. Тестирование — это выбор правильного ответа из ряда предложенных. В этом виде работы есть свои положительные и отрицательные стороны. Положительным является то, что за сравнительно небольшое время можно провести работу, охватывающую широкий круг проблем, и быстро оценить результаты этой работы. Отрицательной же стороной можно признать то, что эта работа не всегда объективно отражает уровень знаний. Человек, обладающий логическим мышлением, иногда просто может вычислить ответ. Помимо этого, тестирование никоим образом не затрагивает развития речи учащегося. Кропотливая работа по составлению теста и организации его проведения ложится на плечи учителя. Но такой тип работы, безусловно, перспективный и вызывает огромный интерес у учащихся.
А.С.Пушкин стал родоначальником той великой русской классической литературы, которая сильна своей духовностью, гуманностью, своей верой, надеждой и любовью. Верой в добро и справедливость, надеждой на Россию и ее народ, любовью к безграничному миру и к жизни во всех ее проявлениях.
Влияние Пушкина ощущается во многих областях русской национальной культуры. Его творчество — уникальное явление в литературе. Вбирая в себя все предшествующие литературные эпохи, оно завершает процесс развития литературы своего времени и в то же время, создавая новый язык, рождая новые темы и жанры, стоит у истоков современной русской литературы, открывая дорогу в будущее. И. А. Гончаров говорил, что Пушкин «для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. Пушкин занял собой всю свою эпоху, сам создал другую, породил школы художников». Начиная с 20-х годов ХIХ века и кончая настоящим временем, в литературоведении изучается личность и творчество Пушкина. В России, пожалуй, не найдется художника, чья известность была бы столь высока, и не найдется человека, чья жизнь была бы изучена так досконально. Но, несмотря на все это, Пушкин всегда остается загадкой, разгадать которую невозможно, как невозможно разгадать тайну человеческой индивидуальности вообще, а тем более тайну гения.
Творчество М. Ю. Лермонтова по праву считается одним из вершинных явлений в русской литературе. Прекрасный поэт-романтик и один из родоначальников русской классической прозы, он был достойным продолжателем идейно-художественных традиций А. С. Пушкина. Мотивы лирики двух великих художников слова близки, но настроение поэзии, ее общий колорит абсолютно разные. Кроме того, в творчестве Лермонтова присутствуют такие темы и мотивы, которые были несвойственны творчеству его старшего современника (тема одиночества и бездомности, тема «потерянного поколения»; тема земли и неба; тема маски — скрытого или утраченного лица).
Уже первые произведения Лермонтова были отмечены печатью какой-то необычности, особенности. Ничего подобного в русской литературе ни до Лермонтова, ни после него уже не было. Общий колорит поэзии Пушкина — оптимистичный, проникнутый светом, надеждой, любовью, стремлением к дому, который воспринимается и как личный дом, и как вся Россия. Лермонтовской же поэзии свойственны мрачный колорит, пессимистическая настроенность, безверие и бездомье. Его лирический герой уверен, что счастье и гармония невозможны на Земле, и тогда его взгляд невольно обращается к Космосу. В поэзии Лермонтова постоянно борются две противоположные стихии, принимая разные обличья (земли и неба, ангела и демона), которые, как правило, символизируют силы добра и зла, гармонии и разрушения в душе каждого человека.
Именем Гоголя называют целый период русской литературы, тем самым признавая огромное значение его творчества. Своим учителем Гоголь считал Пушкина, но вместе с тем он понимал, что перед его временем стоят новые задачи.
Говоря о жизни и творчестве писателя, необходимо подчеркнуть, что Гоголь — это не только писатель-сатирик, углубляющий традиции критического реализма; мудрый сказочник, нежный лирик, романтик и фантаст, но и религиозный мыслитель. Духовная проза Гоголя, кроме «Выбранных мест из переписки с друзьями», при жизни писателя так и не была опубликована. В конце жизни, испытывая глубокую неудовлетворенность собой, своим творчеством, писатель переживает мучительный духовный кризис. И творчество писателя, и его личность вызывали и вызывают самые разноречивые суждения; многое еще до сих пор остается невыясненным и продолжает вызывать споры, и лишь одно всегда оставалось несомненным — боль писателя за гибнущие силы русского народа и надежда, что когда-то все переменится к лучшему, но для этого необходимо духовное перерождение личности, нравственное совершенствование самого себя. Эта мысль, являющаяся основополагающей в творчестве писателя, требовала чрезвычайной, почти на грани человеческих сил, требовательности художника и к себе, и к своим произведениям.
Чтобы проникнуть в мир пьес А. Н. Островского, следует познакомить учащихся с пьесами различных жанров и тематики. Для этого необходимо подробно проанализировать трагедию «Гроза», которую можно назвать вершиной зрелого творчества драматурга, коснуться позднего творчества писателя, познакомившись с психологической драмой «Бесприданница», которая наряду с «Грозой» занимает одно из центральных мест в творчестве А. Н. Островского. Начать же разговор о творчестве драматурга лучше всего с пьесы, которая принесла ему первый литературный успех. Речь идет о комедии «Свои люди — сочтемся». Таким образом, мы прослеживаем творческий путь драматурга в разные периоды его творчества. Пьесой «Свои люди — сочтемся» А. Н. Островский выводит на русскую сцену новый социальный тип, еще неизвестный в русской драматургии. Это купец-самодур. Комедия носит резко обличительный, в духе гоголевской традиции, характер и относится к раннему периоду творчества А. Н. Островского, когда тот только искал свой путь в литературе.
Трагедия «Гроза» написана в предреформенный период, когда драматург был тесно связан с редакцией журнала «Современник», представлявший лагерь революционеров-демократов. В этой пьесе А. Н. Островский также во многом является первооткрывателем.
В литературном процессе 2-й половины ХIХ века И. А. Гончаров и его творчество занимают особое место. Вошедший в литературу в бурную эпоху 60-х годов, он был абсолютно нетипичен. Писатель с подозрением и недоверием относится к переменам, начавшимся в это время. Его глубоко волновали нравственные потери в стране, связанные с ломкой вековых устоев патриархальной России.
Старая Россия привлекала И. А. Гончарова духовностью человеческих отношений, уважением к памяти предков, к национальным традициям. Видя недостатки патриархальной России, главными из которых были бездействие и страх перед переменами, художник приходит к выводу, что главное в жизни — это ее устойчивость перед всеми общественными потрясениями. И основная задача писателя заключается в фиксаций устойчивых форм жизни, в создании устойчивых типов.
За свою долгую жизнь И. А. Гончаров написал всего три романа, работа над каждым заняла не менее десяти лет («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»), исследуя один и тот же конфликт — конфликт между старой и новой Россией, между патриархальным и буржуазным укладом жизни.
Изучение творчества И. С. Тургенева включает в себя знакомство с основными вехами его биографии и творчества и анализ романа «Отцы и дети». Именно с этим романом в русскую литературу вошел новый социально-психологический тип — революционер-демократ, которого стали называть «нигилист».
На вводных уроках, посвященных И. С. Тургеневу, необходимо сказать и об особенностях его характера, и о его политических убеждениях, и об особенностях психологизма И. С. Тургенева, и о его удивительном даре предвидения, об особой чуткости ко всем новым веяниям жизни.
Современные Тургеневу критики сразу же отметили умение писателя уловить изменения в общественной жизни, на которые он отзывался своими новыми произведениями. Можно сказать, что все романы Тургенева, приуроченные к какому-то узкому отрезку времени, иллюстрируют смену различных умственных течений в русском обществе, начиная с 30—40-х и кончая 70-ми годами ХIХ века.
И. С. Тургенев жил в эпоху смены типа общественного деятеля. На место дворянского героя, «лишнего» человека, у которого зачастую слово расходилось с делом, приходит герой-деятель, революционер-демократ. Писатель становится над спором этих двух общественных сил, отмечая и сильные, и слабые стороны тех и других. Наиболее ярко существо этого спора поколений писатель отразил в своем романе «Отцы и дети».
Поэзия Н. А. Некрасова — это особый, непривычный для современного школьника мир. Его лирику часто воспринимают умом, а не сердцем, потому что на первом плане при изучении творчества Некрасова всегда стояла гражданственность поэзии. Привычный мир душевных переживаний заменялся социологическим исследованием тяжкого народного быта. Поэт «мести и печали» иногда вытесняет блистательного лирика, автора изумительных по глубине и силе переживаний любовных элегий, а революционер-демократ, борющийся за народное счастье, — живого, страдающего человека. И хотя сам Некрасов утверждал, что «поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан», он всегда оставался истинным поэтом, не только глубоко сочувствующим русскому народу, стремящимся понять его душу и разделить его судьбу, но и русским дворянином, интеллигентом, воспитанным на высокой поэзии. Н. А. Некрасов не принимал «чистого искусства» Фета, Майкова, Полонского, но это не значит, что он отрицал и искусство, и красоту природы, и значимость любовных переживаний.
В его стихах мы можем найти все, что на первый взгляд скрывается за взятой на себя ролью гражданина и народного заступника. Здесь и удивительное совершенство формы, и нежная, неяркая красота родной природы, и взлеты любви, которые нередко омрачаются прозой жизни, так как из-за разного воспитания, образования, условий жизни герои не могут понять друг друга, и любовные драмы становятся продолжением драм социальных.
Ф. И. Тютчев вошел в историю русской литературы как поэт-философ благодаря космической масштабности его образов. В лирике поэта сталкиваются и спорят день и ночь, жизнь и смерть, зима и весна, Космос и Хаос. Противоречия в лирике Тютчева отражают противоречия жизни, явления природы часто ассоциируются с определенными состояниями человеческой души.
Для Тютчева поэзия была прежде всего средством самовыражения, общение с читателем имело гораздо меньшее значение. У Тютчева поэзия выражает собой поиск истины в самых разных ее проявлениях. Философские мысли зачастую являются главным содержанием лирики. Мир человеческой мысли, души трагичен, потому что даже высшие проявления сущности человека, такие как любовь и творчество, несут в себе разрушительные начала.
Тютчева можно назвать «ночным поэтом», потому что именно ночью у поэта открывается внутреннее зрение, и он прозревает стихию хаоса, наполненного катастрофами. Голос ночного хаоса не совсем понятен человеку, но тем не менее глубоко родствен его смятенной душе.
И личность, и судьба, и творческая биография А. А. Фета необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. «Чистая поэзия», далекая от реалий жизни, тонкий лиризм и жизненный практицизм; странное рождение и странная смерть самого поэта; трагическая смерть любимой девушки Марии Лазич, которую незадолго до этого Фет убедил в невозможности их брака по материальным соображениям, и какая-то таинственная возлюбленная юности, завесу отношений с которой лишь слегка приоткрывает поэт в стихотворении «Alter ego», — все эти парадоксы переплетаются в одном человеке, вызывая к нему неоднозначное отношение. Уроки по изучению творчества А. А. Фета лучше всего построить как переплетение интереснейших моментов его биографии с анализом лирики, которая внешне с жизнью поэта никак не связана.
Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А. С. Грибоедовым и Н. В. Гоголем. Многогранная деятельность М. Е. Салтыкова-Щедрина — писателя-сатирика, публициста, критика, редактора — охватывает многие сферы общественной жизни России.
Честный, прямой и независимый человек, Салтыков-Щедрин много лет жизни отдал государственной службе: вице-губернатор в Рязани и Твери, председатель казенной палаты в Рязани, Туле и Пензе... Всеми силами борясь со всевозможными злоупотреблениями властью, Салтыков-Щедрин вызывал ненависть и провинциальных чиновников, и официальных кругов России, которые называли его «вице-Робеспьер». Вместе с Н. А. Некрасовым писатель редактировал журнал «Отечественные записки». Время работы в журнале было наивысшим расцветом его творчества. За повесть «Запутанное дело» (1848) Салтыков-Щедрин был арестован и сослан в Вятку. Слава писателя началась с «Губернских очерков» (1856—1857), в которых была показана жизнь последних лет дореформенной России. По словам Н. Г. Чернышевского, «Губернские очерки» стали «историческим фактом русской жизни».
Творчество Н. С. Лескова — одно из ярких и самобытных явлений в русской литературе ХIХ века.
В его судьбе отразился именно тот образ праведника земли Русской, который он описывал и в «Очарованном страннике», и в «Несмертельном Головане», и в других произведениях.
Творческая манера Н. С. Лескова необычайна, неповторима и самобытна, а язык, неожиданный и странный, резко выделяет писателя среди других художников ХIХ века.
Его герои так же необычайны, неожиданны и самобытны, как и творческая манера писателя. К ним нельзя подходить с обычными мерками и критериями. Писателя привлекают бунтари и чудаки, праведники и одержимые страстями злодеи, странники и изгои, то есть все те, кто вырывается из серой, будничной жизни, сохраняя в душе неповторимые черты русского национального характера — будь то смирение и терпение или удаль и злодейство.
Ф. М. Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как писатель-философ, потому что в центре его романов всегда стояла философская проблематика. Раскрытие этой проблематики объясняет глубокий интерес писателя к тайнам внутреннего мира человека, к психологическому анализу его личности. Его герои обычно сосредоточены на разрешении какой-либо философской проблемы, их не интересует бытовая сторона жизни. «Русские мальчики», как называл Достоевский своих любимых героев, переполнены идеями и страстями. Основу конфликтов в его романах составляет внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой. Суть этой борьбы — решение вопроса о добре и зле.
Современному миру, поправшему вечные духовные ценности, забывшему о нравственных идеалах, Достоевский противопоставляет идеал Христа, понимаемый им как духовная красота, которая спасет мир.
Художественное мировоззрение Л. Н. Толстого, сложное и противоречивое, изменялось на протяжении его долгой жизни. Начал же Л. Н. Толстой с того, что уже было открыто М. Ю. Лермонтовым. Мысль о том, что изучение души человеческой — задача первостепенной важности, стала главной темой творчества писателя. Он отстаивал глубокую связь внутреннего мира человека с обществом. Причину всех бед Толстой видел в том, что современный человек утратил твердую нравственную позицию и в жизни своей руководствуется ложными идеалами. Спасение человека должно начинаться изнутри, с его души. Люди научились заглушать врожденный голос совести, но он никогда не замолкает совсем, поэтому есть возможность изменить свою жизнь, привести ее в согласие с совестью. Для этого необходима постоянная внутренняя работа, проверка своих поступков высшей идеей — добра, любви и справедливости. Большое значение в этом смысле Толстой придавал нравственному самосовершенствованию человека.
Время, а вернее безвременье, 80-х годов наложило отпечаток на мировоззрение А. П. Чехова.
80-е годы ХIХ века — эпоха разочарования, эпоха переоценки ценностей, эпоха поисков новых путей развития России. Чехов же не искал никаких новых путей, не изобретал средств спасения. Он просто эту Россию любил, любил искренне, со всеми ее недостатками и слабостями, и рисовал жизнь такой, какая она есть, в ее повседневном течении.
В отличие от своих предшественников героем своих произведений писатель делает не какую-то выдающуюся личность, а самого обыкновенного человека. Его интересует духовный мир человека, погруженного в поток обыденной жизни.