Оборудование:
проигрыватель, проектор, экран, магнитофон, портрет Бунина, иллюстрации
Методическое обеспечение: учебник по чтению 4 класс
Цели урока:
Познавательный аспект
знакомство с биографией И.А. Бунина и его творчеством
совершенствование осознанного выразительного чтения
знакомство с новыми словами
Развивающий аспект
развитие внимания, воображения, наблюдательности
развитие творческих способностей
Воспитывающий аспект
воспитывать любовь к родной природе, к родному краю
воспитывать чувство прекрасного
Тип урока: изучение нового материала
План урока:
Организационный момент – 1 мин.
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности – 4 мин.
Проверка домашнего задания – 3 мин.
Подготовка учащихся к усвоению нового материала – 3 мин.
Изучение нового материала – 15 мин.
Закрепление нового материала – 3 мин.
Самопроверка знаний – 7мин.
Итог урока – 2 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Рефлексия – 1 мин.
Ход урока
На доске: "Унылая пора … Очей очарованье…”
А.С. Пушкин
1. Организационный момент
Подготовка учащихся к работе на уроке. Сообщение темы, целей и задач урока.
2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
Учитель: "Унылая пора… Очей очарованье…”. Какие прекрасные слова А. С. Пушкина! О каком времени года идет речь?
3. Проверка выполнения домашнего задания
Учитель: Конечно, речь идет об осени. А как вы догадались? По каким признакам вы узнаете это время года? Это время года волновало и волнует до сих пор души всех людей. О красоте этого времени года хочется писать стихи, петь песни, сочинять прозу. Дома вы попробовали стать прозаиками и написали сочинение про эту замечательную пору.
(учитель читает отрывки из 2-3 лучших сочинений)
Учитель: Молодцы ребята! Вы очень умело заметили всю красоту, всю сказочность осени и очень удачно смогли описать ее в своих работах. И ни одного сочинения не обошлось без самого прекрасного осеннего явления – листопада.
4. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
Учитель: Явление листопада очень часто воспевается в стихах и в прозе, и сегодня мы на уроке познакомимся с поэтом и писателем, который не смог обойти стороной всю прелесть осени и не написать о ней стихотворение. Это Иван Алексеевич Бунин.
(биография И.А. Бунина, обращение внимания на портрет поэта)
5. Изучение нового материала
Учитель: Стихотворение И.А. Бунина называется "Листопад”. Сейчас вы услышите это стихотворение в исполнении мастера слова Н. Омороковой. Но прежде чем вы начнете слушать это стихотворение, хочу обратить ваше внимание на то, что в нем вам встретятся новые, может быть непонятные слова.
Работа с новыми словами:
Лазурь – яркий светло-синий цвет (демонстрация цвета)
Багряный – темно красный цвет (демонстрация цвета)
Лиловый – фиолетовый цвет, цвет фиалки и сирени (демонстрация цвета)
Завороженный – синонимы: околдованный или очарованный
Все приготовились прослушать стихотворение в грамзаписи, и не забудьте следить по тексту в учебнике.
(прослушивание стихотворения, 20-30 секундная пауза, для того чтобы дети представили то, что только прочитали и прослушали)
Беседа по тексту – все доказывается строчками из текста
Учитель: Опишите, пожалуйста, картины, возникшие перед глазами.
С чем автор сравнивает лес? (с теремом)
Почему? Что между лесом и теремом общего? (как стена, оконца, резьба, вышки)
Что хотел показать этим сравнением И.А. Бунин? (сказочность и красоту леса)
Какие эпитеты подбирает автор, чтобы достичь этой цели? (золотой, багряный, завороженный, лазурный, воздушная паутина, мертвая тишина)
Какие запахи и звуки наполняют лес? (свежесть, мертвая тишина, слышно шуршание листика)
С чем автор сравнивает осень? Почему? (тихая вдова – одинокая, печальная, грустная)
Главное ощущение, которое возникает при прочтении стихотворения? (сказочность, торжество)
Какое настроение рождает вид осеннего леса? (дети выражают свои чувства и мысли)
Попробуйте передать осеннюю гамму красок, которые использует авторов (синий, золотой, красный, багряный ит.д.)
Учитель: Посмотрите на картины (на доске три картины осени) и скажите, какая из них подходит к описанию осени И.А. Бунина и почему?
(1 картина – золотая осень, 2 картина – поздняя осень, нет листьев, 3 картина – лежит уже снег)
Разминка для подготовки к выразительному чтению
- Проговорить "Осень” от тихого к громкому и наоборот
- разминка для глаз и речевого аппарата – шуршание листика
- 1,2,3,4,5 – вдох , 1,2,3,4,5 – выдох
- скороговорка:
Оделись клены в рыжее,
И ни один не дразнится.
Раз все равно все рыжие,
Кому какая разница.
6. Закрепление нового материала
Игра "Найди пару”
Рассыпались сравнения, подберите для них пару из стихотворения Бунина
Лес |
|
оконца |
Учитель: Молодцы, ребята! Вы уже сказали, что, сравнивая лес с теремом, А.И. Бунин хотел показать сказочность леса. А как читают сказки? (напевно)
Сейчас вы самостоятельно прочитаете стихотворение и подготовитесь читать его выразительно, а, следовательно, обратите внимание на паузы, на выделение сравнений более громким голосом, соблюдая знаки препинания.
(Во время чтения стихотворения детьми, учитель переодевается в королеву Осень)
Осень: Здравствуйте, ребята! Я правильно нашла адрес: школа..., 4 "А”? Мне сказали, что здесь сейчас будут читать стихотворение об осени. Я очень хочу послушать. Можно?
(дети читают стихотворение)
Осень: Сейчас мы будем смотреть диафильм. Пожалуйста, подберите к каждому слайду строчки из стихотворения (дети подбирают строчки из текста к каждому слайду)
7. Самопроверка знаний
Осень: Сейчас вы будете работать в группах по четыре человека, у каждой группы будет свое творческое задание.
Задание №1. Нарисуйте ваши представления, которые у вас возникли после прочтения стихотворения "Листопад”
Задание №2. Составьте четверостишие по ключевым словам и прочтите его с выражением
Ключевые слова: ........ |
................золотая |
...................потом |
......... |
..........непростая |
..........под зонтом |
(во время выполнения работы звучит тихая музыка)
Ребята читают свои стихи и устраивают выставку своих работ.
8. Итог урок
Устное сообщение учителя об успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся.
9. Домашнее задание
Выразительное чтение стихотворения "Листопад” И.А.Бунина
10. Рефлексия
Учитель: Ребята как вы думаете, вы достигли цели, которая стояла перед вами в начале урока? Что вам помогло это сделать? Оцените работу класса. Ответьте на вопросы:
- На уроке я научилась (ся)….
- Самым интересным сегодня было…
- Самым трудным для меня было…
- Самым неожиданным для меня было…
- О себе сегодня я узнала…
На память о сегодняшнем уроке Осень дарит вам всем свои подарки – разноцветные листочки, а с какого они упали дерева, вы расскажите завтра на уроке природоведения.