Цели: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; проанализировать произведение; развивать речь, мышление, навыки чтения; воспитывать чувство любви к природе, к ее обитателям, чувство сострадания, жалости.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, его произведения, учебники, "Рассказы и басни” Л. Толстого (на каждого ученика), конверты с планом пересказа, конверты с домашним заданием.
1. Знакомство с темой
На доске:
– Это имена великих русских писателей.
– Кому из них принадлежат эти произведения? (Л.Н. Толстому.)
– И не только эти, но и те, которые вы читали, читаете и будете читать, когда станете старше.
2. Чтение стихов, подготовленных к уроку.
В тени лев разлегся
И дремлет лениво –
Нет лучшей подушки,
Чем львиная грива.
Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос,
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком
Ему пощупать нос.
Дворовый пес по кличке Шарик
Хорошим людям дружбу дарит.
Его порода неизвестна,
Но все равно он служит честно.
– А сегодня работать мы будем над рассказом Л.Н. Толстого "Лев и Собачка”.
3. Упражнение "Лошадка”.
ЧИСТОГОВОРКА
Ра-ра-ра – начинается (игра).
Ре-ре-ре – стоит домик на (горе).
Су-су-су – очень холодно в (лесу).
Жа-жа-жа – есть иголки у (ежа).
Аш-аш-аш – у Ирины (карандаш).
Ор-ор-ор - созрел красный (помидор).
Ир-ир-ир – мой папа (командир).
Арь-арь-арь – на стене висит (фонарь).
Ок-ок-ок – продолжаем наш (урок).
4. Словарная работа.
– В рассказе вам могут встретиться незнакомые или устаревшие слова.
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа.
Засов – большая дверная задвижка.
Подле – около, близко, совсем рядом.
Барин – богатый человек.
– Значение каких слов вы можете объяснить?
5. Чтение рассказа учителем.
– Понравился вам рассказ ? Почему?
6. Физминутка.
ПРОГУЛКА
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп ! Немного отдохнем,
Сядем и читать начнем.
7. Чтение текста.
– При чтении, девочки, обратите внимание на поведение собачки, а мальчики – на поведение льва.
– Читаем рассказ вполголоса. (Жужжжащее чтение).
– При чтении вы наблюдали за поведением льва и собачки.
– Что же вы заметили? (Ответы детей.)
– А вот какие слова использовал Лев Толстой.
На доске: (Читают цепочкой девочки и мальчики.)
Лев Подошел к ней и понюхал ее |
Собачка Поджала хвост |
– Дети, неслучайно Лев Николаевич взял эти емкие слова. Он хотел научить нас доброте, внимательности к животным и друг другу, быть верными и преданными.
– Почему рассказ является былью?
8. Физминутка.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ.
Долго тянется урок – |
все запомнить важно. |
9. Выборочное чтение.
– Постарайтесь найти в тексте и прочитать предложение, слова из которого вы услышите.
– "… захотелось поглядеть …”
– "… хвост и прижалась …”
– "… пришел в зверинец и узнал …”
– " Так прожили…”
– А что вы знаете о львах ? (Сообщение детей)
– Сейчас львы уцелели только в Африке 150 тыс., да в Индии в заповеднике их около 200.
10. Синхронное чтение. Упражнение "Буксир”.
– Ребята, настоящий читатель не тот, кто читает, а тот, кто вдумчиво и внимательно перечитывает рассказ.
– Давайте попробуем это сделать.
– А как вы думаете, что в рассказе самое печальное? (Ответы детей).
11. Групповая работа в парах.
– В ваших конвертах три плана:
– Подумайте и определите, какой из них подходит к нашему рассказу. Покажите мне.
– А кто докажет выбор этого плана ?
12. Упражнение на скорость чтения.
– Мы раньше уже выполняли такое упражнение. Читаем и считаем слова, прочитанные за одну минуту. (Л. Толстой "Волк и собака”)
– Будте внимательны к слову, следите за ударением.
– Откройте книжки на с.26.
(Читают 1 мин.)
– На корабликах написан ваш предыдущий результат. На парусе напишите количество слов, прочтенное сейчас.
– Кто прочитал больше, чем в прошлый раз, поместите свои кораблики в "море Победы”, а кто меньше – в "море Надежды”.
13. Домашнее задание.
– Мне понравилась ваша работа на уроке, поэтому я решила приготовить вам еще одно интересное задание и вы поработаете над ним дома.
– А теперь поблагодарим наших гостей за оказанное внимание.