Цели урока:
знакомство с новыми группами приставок и суффиксов;
формирование умений образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, раскрывать лексическое значение слова через морфемный анализ;
развитие орфографической зоркости;
воспитание интереса к предмету; внимательного слушателя, зрителя, способного адекватно оценивать свое творчество и творчество одноклассников; умения работать в коллективе.
Оборудование: «яблоко»; таблица приставок; конверты со «звездами суффиксов»; названия станций; шляпа с кружочками; 3 больших круга трех цветов; карточки для «мудрецов»; 3 «дерева»; видеофильм «Приставки и суффиксы»; DVD «Уроки Кирилла и Мефодия». Русский язык. 3 класс; индивидуальная пластиковая доска с маркером, светофоры-смайлики.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока. Эмоциональный настрой учащихся на урок
Учитель с учащимися:
Люблю тебя, грамматика! (руки к груди)
Ты умная и строгая. (руки вперед)
Тебя, моя грамматика,(руки вверх)
Осилю понемногу я! (круг руками)
(О. Высотская)
2. Сообщение темы и цели урока. Чистописание. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня наш урок начнем традиционно, с минутки чистописания. Это поможет нам понять, о чем пойдет речь на уроке. (Учитель на доске показывает написание слогов в петле. Слоги располагаются по одному на три строки, сверху вниз, двигаясь вправо).
– Какое слово получилось?
Ученик: Морфемы.
Учитель: Верно! Мы продолжим разговор о морфемах. Дайте определение, что такое морфема.
Ученик: Морфема – это часть слова.
Учитель: Как называется раздел науки, изучающий состав слова?
Ученик: Словообразование.
Учитель: Из каких «строительных блоков» состоят слова? Посмотрите на доску «К уроку» и по составленной мною композиции догадайтесь, с какими морфемами мы будем сегодня работать. (На доске яблоко – корень, с веточкой – суффиксом и тарелкой – приставкой. Учитель познакомил детей с данным условным обозначением на предыдущих уроках).
Ученик: С приставкой и суффиксом.
Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в города, где познакомимся с новыми приставками и суффиксами, их ролью в нашей речи; повторим все, что знаем об этих морфемах. А также будем учиться слушать и слышать друг друга, учиться работать в парах и группах.
3. Работа по теме урока
1) Путешествие в город Приставкин
а) Знакомство со всеми приставками
Учитель: Итак, мы – гости города Приставкин. Расскажите, что вы знаете о приставке как части слова.
– А знаете ли вы, сколько всего приставок живет в этом городе? Задание: вспомните и запишите приставки, которые вы уже знаете, за 1,5 мин.
(Выявляется победитель.)
– Посмотрите на список приставок на доске. Есть ли среди них приставки, которые вы никогда не видели или не слышали? Со многими вам предстоит познакомиться в 5 классе и узнать об их правильном написании в словах.
На доске запись:
в- (во-) пере-
вз- (взо-) (вс-) по-
воз- (вос-) под- (подо-)
вы- пра-
до- пре-
за- пред- (предо-)
из- (изо-) (ис-) при-
на- про-
над- (надо-) раз- (разо-) (рас-)
не- (недо-) роз- (рос-)
низ- (нис-) с- (со-)
о- (об-) (обо-) су-
от- (ото-) через- (чрез-) (черес-)
без- (бес-)
б) Закрепление материала, изученного на предыдущих уроках. (Используется DVD «Уроки Кирилла и Мефодия». Русский язык. З класс. Урок №4, задание №2).
Задание:найти в предложениях однокоренные слова и выделить в них приставки, если они есть. (Учащиеся работают самостоятельно, один – на индивидуальной доске).
Учитель: Первые два ученика сдадут тетради на проверку. Если они успешно справятся с заданием, то станут «мудрецами» и получат важное задание.
Карточки для «мудрецов»:
1. В слове пишется приставка РАЗ- перед звонким согласным корня слова. Например, разговор, раздал. Приставка РАС- – перед глухим согласным корня слова: раскрасить, раскинулся.
2. Суффиксы -ищ-, -ущ- придают словам смысл увеличительности. Например, большущий, дорогущий, кустище, домище.
(«Мудрецы» должны выучить и суметь рассказать одноклассникам данную информацию по мере необходимости.)
Проверка. Оценивание работы учащегося на индивидуальной доске.
в) Работа над смысловым значением приставок. (Просмотр видеофильма «Приставки и суффиксы»).
Учитель: Что узнали из фильма о роли приставок с-, пере-, в-, вы-, у- в нашей речи?
г) Упражнение в образовании однокоренных слов при помощи приставок.
Учитель: Следующее задание, которое приготовили для нас жители города, образовать и записать однокоренные слова с корнем РЕЗ-, выделяя приставки.
(На доске прямоугольник бумаги, разрезанный на части к центру с корнем РЕЗ- в середине).
(Учащиеся по цепочке называют слова и записывают их на доске, остальные в тетради).
д) Объяснение нового
Учитель: Какую приставку записали в слове разрезать?
– Обратимся к нашей таблице приставок. Какая приставка записана рядом с приставкой раз-?
Ученик: Рас-.
Учитель: Как же узнать, какую букву надо писать на конце таких приставок? Об этом расскажет первый «мудрец».
– Это правило распространяется не только на эти приставки, но и некоторые другие:
например, приставки без-, бес-, воз-, вос- и др.)
– Покажите с помощью карточек, какую букву надо написать на конце приставок в следующих словах:
На доске запись:
бе…порядок бе…дарный
ра..говор ра…писание
во…поминание во…рождение
е) Закрепление. (Используется мультимедийный аппарат. DVD «Уроки Кирилла и Мефодия». Русский язык. 3 класс. Урок №4, задание №12).
Задание: образовать и записать слова-антонимы, используя приставки, оканчивающиеся на З и С.
ж) Обобщение и систематизация знаний и умений. Блицтурнир (проводится по рядам, остальные сигналят светофорами).
Вопросы учителя:
– Почему ученые придумали такое имя приставке?
– Как найти приставку в слове?
– В чем смысловое отличие приставок в словах: выбежал, вбежал, принес, унес?
– Есть в словах приставка или нет?
На доске запись:
Собрать, сосна, сонный.
Ученики: В слове «собрать».
Учитель: Куда спряталась приставка в словах?
На доске запись:
Водовоз вез воду из водопровода.
Ученики: В слове водопровод приставка про-.
Учитель: Что надо помнить о написании приставок и предлогов?
Вывод учителя: Итак, мы справились со всеми заданиями, поэтому становимся почетными гостями города Приставкин.
4. Физминутка
О-пустили голову.
ВЫ-прямили голову.
НА-клонили голову НА-зад.
ВЫ-прямили.
РАЗО-мкнули руки
ВЫ-прямились.
ПО-вернулись.
ПО-тянулись.
ПРИ-сели.
ВЫ-тянулись
ПОД-прыгнули.
В-стали.
2) Путешествие в город Суффиксград
Учитель: Следующий город – Суффиксград. Вспомните, какую строительную работу выполняют суффиксы.
а) Суффиксальная разминка. (Оценивается по рядам, остальные сигналят светофорами).
Учитель: У каждого на столе конверты, которые разнес «почтальон». Посмотрим, что в нем.
Ученик: Звезда «суффиксов».
Учитель: Используя ее, постараемся выполнить задания жителей Суффиксграда.
Задания:
– Каким живым существам дают названия с суффиксами -ат(а), -ят(а)? Запишем пример.
– Какие суффиксы можно добавить к слову кот? Запишем полученные слова. Выделим суффиксы.
Учитель: О чем может рассказать суффикс -л-?
Ученик: Суффикс -л- – показатель прошедшего времени глагола.
Учитель: Запишите 3 глагола, выделите суффикс, обозначьте время.
– Какие суффиксы в словах обозначают людей по роду их занятий?
Ученик: Суффиксы -тель, -ник, -щик, -чик.
Учитель: Приведите примеры таких слов. Подберите к данным словам однокоренные слова со значением уменьшительности-ласкательности.
б) Знакомство с новым смысловым значением суффиксов.
Учитель: А сейчас второй «мудрец» расскажет нам о том, что в русском языке есть суффиксы, придающие словам значение увеличительности. (Выступает второй «мудрец».)
в) Закрепление. Работа с учебником.
Учащиеся выполняют задание по образцу.
Взаимопроверка. (Работа в парах.)
Учитель: У кого ни одной ошибки? Поставьте на полях отметку «5».
– Кто сделал 1 ошибку? Поставьте «4».
Вывод: Молодцы! С заданиями жителей этого города мы тоже справились, поэтому также теперь являемся почетными гостями города.
5. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся (групповая работа)
«Почтальоны» раздают всем учащимся кружочки трех цветов, учитель формирует три группы по цвету. Команды выбирают капитана.
Задание: Учащиеся должны вырастить «дерево», вписав недостающие морфемы. Капитаны команд зачитывают полученные слова.
6. Подведение итогов урока (с элементами рефлексии «Мнения»)
Учащиеся с учителем образуют круг. Педагог оценивает работу «мудрецов», называет результаты блицтурнира и «суффиксальной разминки», отмечает активно работающих на уроке учащихся. Ученики делятся своими впечатлениями, высказывая свои мнения о трудностях и успехах на уроке.
7. Домашнее задание