Цели: познакомить школьников с мастерством выдающихся музыкантов-исполнителей; повторить понятия «музыкальная живопись» и «авторская песня»; провести инсценировку песни; завершить разучивание новой песни; провести защиту творческих проектов.
Планируемые результаты: учащиеся вспомнят имена и фамилии выдающихся музыкантов-исполнителей; завершат разучивание песен; закрепят приобретенные приемы музыкального анализа и навыки вокализирования.
Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание темы Шехеразады из одноименной сюиты Н.А. Римского-Корсакова, выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Музыкант-турист» композитора Ю. Чичкова.
Оформление доски: картины с изображением сцен из музыкальных спектаклей; портреты композиторов И. Штрауса, Н.А. Римского-Корсакова, Л. Бетховена, Ю. Чичкова, певцов А.В. Неждановой и С.Я. Лемешева, пианиста С. Рихтера, дирижера Е. Светланова; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Для повторения песни Б. Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал» можно воспользоваться отрывком из видеозаписи этого фильма. Для демонстрации отрывка из оперетты «Летучая мышь» можно также показать отрывок из одноименного телефильма.
Ход урока
I. Музыкальная разминка
(Проводится по модели предыдущего урока.)
II. Работа с тетрадями - запись темы урока
— Сегодня вы повторите имена знаменитых певцов, которые прославились своим прекрасным пением. Тема сегодняшнего урока звучит так: «Мастерство музыканта». Запишите ее в тетрадях.
III. Пояснение темы урока
— Какие вы знаете профессии музыкантов? (Школьники дают определение профессии и поясняют ее, педагог обобщает их ответы.)
Композитор — музыкант, который сочиняет музыку.
Певец — музыкант, который исполняет голосом музыкальные произведения.
Дирижер — музыкант, который руководит хором или оркестром.
Пианист — музыкант, который играет на фортепиано.
Скрипач — музыкант, который играет на скрипке.
Виолончелист — музыкант, который играет на виолончели и т. д.
— Всегда существовали музыканты, которые выделялись своим исполнением музыки от всех остальных. Например, вы знаете, кто был лучшим исполнителем фортепианной музыки композитора СВ. Рахманинова? (Сам С.В. Рахманинов.)
- А кто лучше всех пел вокальную партию в его произведении «Вокализ»? (Певица А.В. Нежданова.)
- Каким голосом обладала певица А.В. Нежданова?
- Вы должны вспомнить фамилию великого русского певца, обладателя прекрасного тенора, который являлся лучшим исполнителем многих оперных партий. (С.Я. Лемешев.)
На этом уроке вы вновь будете слушать замечательную музыку и узнаете имена выдающихся музыкантов, которые блистательно играли на разных музыкальных инструментах. Ведь от музыканта, который исполняет произведение, очень многое зависит - он может это произведение сразу сделать бессмертным, а может провалить, сделать так, что оно покажется бездарным. И такие случаи в истории музыки известны. Например, 1-я Симфония того же СВ. Рахманинова при первом исполнении провалилась из-за плохого дирижера, который небрежно дирижировал оркестром. Из-за провала композитор серьезно заболел, успех к этому произведению пришел позднее, когда он сам стал им дирижировать.
- Вы знаете, что первая опера гениального М.И. Глинки «Иван Сусанин» была принята большинством слушателей с восторгом. А как называлась его вторая опера? («Руслан и Людмила».)
- Вы помните отрывки из этой оперы — «Марш Черномора», каватину Людмилы, рондо Фарлафа? Нравится вам эта музыка? (Да.)
Однако когда опера «Руслан и Людмила» была впервые показана на сцене театра, она закончилась провалом из-за того, что плохо работал дирижер и оказалось слишком сложным либретто, с которым режиссер-постановщик не справился. Хотя потом эта опера вновь была поставлена и идет до сих пор на сценах многих театров. Вот, оказывается, какую роль для успеха музыки играют ее исполнители, как много зависит от певцов и дирижеров.
IV. Углубление темы урока
- В этой четверти вы узнали много прекрасных сочинений, созданных для фортепиано. Какие произведения для этого инструмента вы слушали? (Ответы детей.)
- Послушайте еще раз отрывки из знаменитых произведений, созданных для фортепиано, и назовите имена композиторов.
(Школьники слушают начальные такты «Революционного этюда» Ф. Шопена, «Патетической сонаты» Л. Бетховена и «Прелюдии» СВ. Рахманинова.)
В разных странах мира существует много учебных заведений -консерваторий, в которых людей учат играть на фортепиано. Но лучшие пианисты в мире всегда были выходцами из России. Одним из самых выдающихся фортепианных исполнителей был пианист Рихтер.
— Запишите в тетрадях: «Выдающийся пианист Святослав Рихтер».
V. Актуализация знаний
1. Бардовская песня
— Что такое бардовская песня?
— Кого в нашей стране принято называть словом «бард»?
— Кто лучше всех исполнял бардовские песни? (Сами авторы этих песен.)
— Имя и фамилию какого барда вы знаете?
— Какую песню Б. Окуджавы вы слушали на прошлом уроке?
— О чем поется в песне из фильма «Белорусский вокзал»?
— Другое название этой песни - «Нам нужна одна победа», подходит ли это название песне? (Слушание и исполнение песни.)
Б. Окуджава почти всю свою жизнь прожил на одной из центральных улиц Москвы - на Арбате, и одна из его знаменитых песен посвящена этой улице: «Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое Отечество, никогда до конца не пройти тебя». В Москве обязательно посетите эту знаменитую улицу, там есть памятник Б. Окуджаве -«певцу Арбата».
2. Расширение знаний на тему «бардовская песня»
Еще одним из известнейших музыкантов-бардов середины XX в. являлся актер Владимир Высоцкий. У него много песен о военных-летчиках, десантниках, пехотинцах, моряках-подводниках. Ему эта тема была близка, потому что отец В. Высоцкого также был военным и участвовал в боях Великой Отечественной войны, дослужился до звания офицера. Кроме того, сам В. Высоцкий работал актером, и ему было, как он сам говорил, «легко влезать в шкуру какого-то героя», чтобы сочинить о нем песню. Поэтому такими искренними у него получались песни о шоферах и туристах, о спортсменах и шахтерах. Одной из его первых ролей была роль в фильме «Вертикаль», где говорилось об альпинистах, покорявших снежные вершины. Сегодня этот фильм часто показывают по телевизору, но смотреть его тяжело — так он устарел. Неизменно интересными остались только песни В. Высоцкого, которые он сам там и исполняет. Одна из этих песен называется «Песня о друге».
- Запишите в тетрадях название и фамилию автора: «"Песня о друге", автор В. Высоцкий».
(Проводятся прослушивание и разбор песни.)
— Какая эта песня по своему настроению? (Серьезная, спокойная, задумчивая.)
— О чем в ней говорится? (О том, как важно быть хорошим другом и иметь хорошего друга. Путешествие в горы может помочь узнать, настоящий друг находится рядом с тобой или нет.)
- В этой песне есть словосочетания, которые употребляют только альпинисты, например: «пусть он в связке с тобой одной». Кто знает, что означают эти слова? (Ответы детей.)
Как известно, альпинизм — довольно опасное занятие. Для того чтобы обеспечить себе хоть какую-то безопасность, во время подъема альпинисты связывают себя одной веревкой и так — цепочкой — медленно поднимаются на гору. Веревка, как страховочный трос, не позволяет сорваться в пропасть. Вот такая общая веревка и называется «связка».
VI. Повторение изученного
1. Опера и балет
(Повторение информации о композиторе И. Штраусе и прослушивание увертюры к его оперетте «Летучая мышь».
Прослушивают песенку Элизы «Я танцевать хочу» из комедии Ф. Лоу «Моя прекрасная леди».
Повторение информации о композиторе Н.А. Римском-Корсакове и прослушивание отрывка из симфонической сюиты «Шехеразада».)
Одним из дирижеров, под руководством которого прекрасно звучала сюита «Шехеразада», являлся Евгений Светланов. Многие дирижеры обращались к исполнению этого произведения, но звучание оркестра под руководством Евгения Светланова было просто выдающимся, это отмечали все знатоки музыки.
(Педагог демонстрирует портрет дирижера Е. Светланова.)
Симфоническая сюита «Шехеразада» была создана в 1888 г., то есть в конце XIX в. А в XX в. на ее музыку создали балет, который также назвали «Шехеразада».
(Педагог может продемонстрировать фотографии балерины, танцующей в балете «Шехеразада».)
Костюм балерины в этой роли отличается от тех, которые вы привыкли видеть в других классических балетах - «Лебединое озеро» или «Спящая красавица», потому что события в этом балете происходят в восточных странах, и костюмы отражают эту особенность.
2. Повторение и исполнение песен
(Повторение и исполнение французской народной песни «Пастушка» в инсценировке.
Повторение песни «Дорога добра» М. Минкова.)
VII. Разучивание новой песни
(Повторение 1-го и 2-го куплетов и припева песни «Музыкант-турист» композитора Ю. Чичкова.) Разучим 3-й и 4-й куплеты.
Пели зайки на лужайке,
Мишка бурый влез на пень,
Заиграл на балалайке,
Затрубил в трубу олень.
Наш турист руками трогал
Золотые облака,
И была ему дорога
Удивительно легка.
(Куплеты объединяют с припевами, исполняют песню целиком.)
VIII. «Песенка зверей» - повторение
В этой четверти вам осталось повторить еще одну песню -«Песенку зверей», чтобы с ее помощью поздравить именинников. Помните, что «Песенку зверей» надо непременно исполнять с улыбкой.
(Педагог назначает дирижеров, проводится исполнение «Песенки зверей».)
IX. Творческая самостоятельная работа
— Кто сегодня готов рассказать классу о своей творческой работе — проекте? (Защита самостоятельных творческих работ — проектов.)
X. Вокальная импровизация
(Школьники разучивают текст для импровизации, проводят его разбор и сочиняют вокальный напев.)
Разбиваясь, как желтое блюдце,
Солнце прыгает в речку, резвясь,
Золотистые брызги смеются,
Будто тысячи солнечных глаз.
Н. Добронравов
Попробуйте объединить два четверостишия - то, которое вы узнали на прошлом уроке, и новое. Постарайтесь сочинить для каждого из них мелодии разного характера.
XI. Рефлексия
— Зависит ли успех музыкального произведения от мастерства
музыканта?
— Каких вы знаете выдающихся певцов - исполнителей классической музыки?
— Каких вы знаете выдающихся пианистов?
— Оркестр под руководством какого дирижера прекрасно исполнял сюиту «Шехеразада»?
— Кто является исполнителем авторской песни?
— Каких музыкантов-бардов вы знаете?
— Какую песню Б. Окуджавы вы знаете?
— Какую песню В. Высоцкого вы знаете?
— Расскажите о жанре музыкальной комедии.
— Какой спектакль в жанре оперетты вы знаете?
— Какой спектакль в жанре мюзикла вы знаете?
XII. Блицопрос
(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)
— Какие песни называются авторскими?
— Какая песня, выученная в этой четверти, нравится больше остальных и почему?
XIII. Контрольный момент: «Угадай-ка»
(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произведений. Школьники должны записать в тетрадях:
• «Песня о друге» В. Высоцкого;
• песня «Мы за ценой не постоим» Б. Окуджавы;
• темы Шехеразады из одноименной сюиты Н.А. Римского-Корсакова.)
Тема: Обобщающий урок IV четверти