Цели: повторить распевание и канон, информацию о произведениях крупной формы; познакомить с новыми отрывками из знакомых опер; начать разучивание новой песни; записать принципы музыкальной драматургии; повторить термин «контраст»; углубить знания о термине «прелюдия».
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся со структурным построением оперы; научатся различать образы оперных героев по их музыкальным характеристикам; изучат новые музыкальные жанры.
Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание «Мазурки» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Ты слышишь, море?» композитора А. Зацепина.
Оформление доски: изображения декораций и героев опер М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин»; портреты композиторов М.И. Глинки, СВ. Рахманинова, Л. Бетховена; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Если есть возможность, педагог может продемонстрировать школьникам исполнение «Мазурки» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» в отрывке из художественного фильма Г. Александрова «Весна».
Ход урока
I. Музыкальная разминка
— Разучим скороговорку «Аквариум».
В аквариуме у Харитона четыре рака да три питона.
В этой скороговорке в каждом слове есть звук [р], поэтому постарайтесь проговаривать все слова отчетливо, не проглатывая отдельных звуков.
(Дикционная отработка скороговорки всем классом, по рядам и индивидуально. Повторение распевания. Повторение и исполнение 1-го куплета канона «Братец Яков».)
II. Работа с тетрадями - запись темы урока
— В этой четверти вы более подробно будете изучать музыкальные произведения крупной формы. Какие вы знаете произведения крупной формы? (Оперы, балеты, симфонии.)
— Почему эти произведения относятся к крупным формам? (Для их исполнения требуется много музыкантов, их смотрят и слушают много людей, они звучат длительное время.)
— Сегодня вы вспомните знакомые вам оперы. Запишите тему урока в тетрадях: «Крупные формы - опера».
— Опера — произведение вокальное или инструментальное? (В первую очередь вокальное, потому что без пения, без человеческого голоса опера не получится.)
— Какие вы знаете оперы русских и зарубежных композиторов?
— Какие вы знаете оперные голоса — мужские и женские?
— Какие партии для сопрано есть в операх? (Снегурочка, Людмила.)
— Какие партии для басов есть в операх? (Иван Сусанин, Фарлаф.)
III. Актуализация знаний
1. Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки
— Вы уже неоднократно слушали отрывки из оперы композитора М.И. Глинки «Иван Сусанин». О чем говорится в этой опере?
— В чем заключается подвиг Ивана Сусанина?
— События, о которых говорится в опере «Иван Сусанин», происходили в начале XVII в. Повторялся ли такой подвиг в годы Великой Отечественной войны, которая была в середине XX в.? (Да. Это был подвиг Матвея Кузьмина, который завел немецкий отряд в лесную чащу к партизанской засаде и сам погиб в последнем бою.)
— Как называется в опере большая песня главного героя? (Ария.)
— Какую арию из оперы «Иван Сусанин» вы слушали? (Арию Сусанина «Ты взойдешь, моя заря».)
— В какой момент в опере исполняется эта ария? (В сцене смерти героя.)
2. Повторение характера главного образа
(Педагог напоминает главную мелодию Арии Сусанина, исполняя ее лейтмотив на фортепиано.)
— Вы должны в этой музыке почувствовать серьезность, сосредоточенность настроения героя и то, как певец передает этот характер своим исполнением. Спойте мелодию арии без слов, как вокализ. (Пение мелодии на гласный звук «а», прослушивание арии.)
— Какой характер у этой музыки? (Песенный, печальный, скорбный.)
— Но слышно ли в музыке раскаяние героя в своем поступке? Может быть, Иван Сусанин жалеет о том, что совершил его? (Нет.)
— В этой сцене композитор передал душевное состояние человека, готового идти на смерть во имя спасения Родины. Как это показано характером музыки? (Музыка хоть и печальная, но мужественная, героическая, суровая.)
Характер героя подчеркивается выразительностью звучания низкого мужского голоса — баса, исполняющего арию.
— По каким признакам можно понять, что автор музыки — русский композитор? (В мелодии арии встречается много распевов слогов, что делает ее похожей на русские народные песни.)
— Какие еще качества мелодии придают арии сходство с народной песней? (Протяжность, взволнованность, не крикливость, а сдержанность, скромность, достоинство.)
IV. Знакомство с новым материалом
1. Структура построения оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»
Вы уже знаете, что композитор М.И. Глинка является основоположником русской классической музыки. Он создал настоящие образцы музыки во всех основных жанрах — опере, балете, симфонии, романсе. Рассмотрим, как строится первая русская классическая опера, созданная М.И. Глинкой, — «Иван Сусанин». Запишите в тетрадях заголовок: «Структура построения оперы композитора М.И. Глинки "Иван Сусанин"».
В этой опере 4 действия, в начале звучит большое инструментальное вступление — увертюра, а в финале — уже знакомый вам эпилог.
— Где происходит действие эпилога этой оперы, когда дети Сусанина рассказывают о его подвиге? (В Москве на Красной площади.)
— Какой знаменитый хор звучит в финале? (Хор «Славься!».)
— Запишите в столбик характеристику каждого действия.
(Школьники записывают под диктовку педагога: 1-е действие - «русское», появление всех русских героев оперы: Ивана Сусанина, его дочери Антониды и ее жениха Собинина, приемного сына Сусанина — Вани. Рассказ о нападении на Русь поляков. Даны музыкальные характеристики русских героев: все лейтмотивы песенные, гибкие, очень красивые.)
— М.И. Глинка - величайший в мире композитор-мелодист, это подтверждается тем, что почти любую его мелодию можно воспроизвести, напев ее. Докажите это — вспомните и спойте начало нескольких его произведений:
• романса «Жаворонок»;
• хора «Славься!»;
• увертюры к опере «Руслан и Людмила»;
• романса «Венецианская ночь»;
• симфонической картины «Арагонская хота»;
• арии Сусанина.
Вы убедились в необыкновенной мелодичности музыки М.И. Глинки? В своей первой опере «Иван Сусанин» для всех русских героев он сочинил удивительно мелодичные и красивые вокальные партии.
— Продолжим запись в тетрадях.
(Школьники записывают следующий текст: 2-е действие — «польское», бал в замке польского короля. Звучат мелодии польских танцев — полонеза, мазурки, краковяка, вальса. Образ врагов передан через нарядные, эффектные танцы, но зато вокальные партии у поляков отсутствуют, хор поет всего на нескольких нотах, сольных партий вообще нет. Звучат сразу два оркестра.)
В опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» вы уже сталкивались с тем, что у отрицательных персонажей нет своих вокальных партий.
— Какие персонажи оперы «Руслан и Людмила» — злые, отрицательные? (Волшебник Черномор и волшебница Наина.)
— С помощью каких приемов, какой музыки композитор представляет образы этих злых волшебников? (Образ Черномора — через марш, образ Наины — через партию, которая поется на 1—2звуках.)
То есть композитор лишает злых персонажей голоса, вокальных партий. «Руслан и Людмила» — вторая опера М.И. Глинки, первая — «Иван Сусанин». Именно здесь композитор применил этот прием: сочинил для русских героев поразительные по красоте вокальные арии, а образы захватчиков передал через танцы — тоже необыкновенно красивые, восхитительные, но без песенных партий.
В «польском» действии М.И. Глинка ввел звучание сразу двух оркестров. В сцене в королевском замке играет еще один настоящий оркестр — духовой, который вместе с симфоническим оркестром сопровождает танцы поляков.
— Если в «польском» действии много танцевальных номеров, то какие еще артисты, помимо певцов, участвуют в этом действии? (Танцоры.)
«Польское» действие почти полностью танцевальное, именно здесь мы слышим музыку танцев, которые дают основание считать М.И. Глинку основоположником не только оперной, но и балетной музыки: полонеза, мазурки, краковяка, вальса.
— Как построены 1 -е и 2-е действия в опере «Иван Сусанин» — «русское» и «польское» — на приеме сходства или контраста? (Контраста.)
— В чем проявляется контраст этих действий? (Песенность — танцевальность, скромность — хвастливость, патриотизм — захватничество, стремление к миру — стремление к войне, красивые песенные мелодии — отсутствие вокальных партий.)
2. Полонез из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»
Вы повторили арию Сусанина и убедились в том, что для положительных персонажей композитор написал музыку, напоминающую русские народные песни. Теперь вы познакомитесь с танцами из второго действия оперы — «польского».
— В III четверти вы слушали музыку композитора Ф. Шопена, основанную на мелодиях польских народных танцев. Какие названия польских танцев вы помните? (Мазурка, полонез.)
— Как переводится название танца «полонез» на русский язык? («Польский».)
— Что это за танец? (Танец-шествие, которым открывались балы.)
Характер полонеза важный, торжественный. Когда-то это был мужской танец рыцарей, которые исполняли его одетыми в железные латы. Полонез танцуют парами, и обычно в первой паре шла хозяйка бала или самая красивая дама на балу. Например, жена поэта А.С. Пушкина - Наталья Николаевна — была первой красавицей Санкт-Петербурга, и поэтому она часто открывала балы, танцуя полонез в первой паре с самим императором.
— Запишите в тетрадях название отрывка: «"Полонез" из оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин"». (Слушание «Полонеза».)
— Какой характер музыки этого отрывка? (Важный, гордый, хвастливый, чванливый, чопорный, яркий, очень громкий.)
Все это подчеркивает хвастливую уверенность польских завоевателей.
— Вы подметили черты, присущие польским народным танцам?
— В «польском» действии оркестр играет красочно, мощно, насыщенно. Почему его громкость так усилена? (Потому что в этом действии играют сразу два оркестра, один — обычный симфонический, второй — на сцене, он изображает придворных королевских музыкантов.)
— Вы обратили внимание на то, какая однообразная партия хора в этом действии? (Певцы исполняют партию, написанную всего на нескольких нотах, отрывисто, крикливо, резко.)
— В «польском» действии есть еще несколько танцев. Но главным лейтмотивом, который сопровождает образы поляков на протяжении всей оперы, является мазурка. Послушайте начало мазурки, ее основную тему. (Педагог исполняет начало мотива мазурки на инструменте.)
— Запишите в тетрадях название отрывка: «Мазурка из оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин"».
— Послушайте, какую красивую мазурку сочинил М.И. Глинка для «польского» действия оперы «Иван Сусанин». (Слушание мазурки.)
— Какой характер музыки? (Танцевальный, блестящий, полетный, радостный.)
Мазурка — танец, который танцуют в парах, в быстром темпе, с подскоками, поэтому музыка М.И. Глинки своими акцентами словно показывает, как в танце танцоры постукивают каблучками.
В ритме мазурки присутствует синкопа — перенос ударения на безударный слог. Послушайте, как это звучит в мелодии. (Педагог исполняет лейтмотив мазурки на инструменте.)
— Какая форма мазурки? (Трехчастная репризная.)
Вы сами убедились, что М.И. Глинка создает для образа врагов совершенно потрясающую по красоте музыку, но она танцевальная. Композитор отбирает у них главное — песню, их душу. Зато в русских образах, в напевах арий, которые поют русские герои, как раз показана широта души и любовь к родине.
— Закончим анализ оперы «Иван Сусанин». (Школьники завершают запись по структуре оперы: 3-е действие — столкновение «русской» и «польской» музыкальных тем, поляки в избе у Сусанина.
4-е действие — гибель поляков в лесу, смерть Сусанина.
Финал на Красной площади, звучит «архигениальное» «Славься!» (определение П.И. Чайковского).)
Отрывки из остальных действий оперы вы услышите на следующем уроке.
— Как чередуются действия в опере?
— Какой музыкой обрисованы русские герои и польские захватчики?
— Какой прием использован в сопоставлении «русского» и «польского» действий? (Контраст.)
V. Разучивание новой песни
— Запишите в тетрадях название новой песни, которую вы сегодня начнете разучивать: «"Ты слышишь, море?", композитор А. Зацепин».
Александр Зацепин — современный композитор, и его музыку вы, наверное, хорошо знаете по известным кинокомедиям — «Кавказская пленница» («Песенка о медведях»), «Бриллиантовая рука» («Песня про зайцев» и «Остров невезения»). Его детские песни много раз исполняла знаменитая певица Алла Пугачева — «Волшебник-недоучка», «Куда уходит детство?» и др.
— Вам приходилось слышать эти песни?
— Можете вы какую-либо из них напеть?
Композитор Александр Зацепин всегда сочиняет для своих песен запоминающийся мотив, поэтому его песни так долго живут.
— Как называется композитор, обладающий даром создавать красивые, запоминающиеся мелодии? (Мелодист.)
Этим талантом обладали великие русские композиторы — М.И. Глинка и П.И. Чайковский, поэтому их музыку любят и в наши дни.
Послушайте песню композитора А. Зацепина «Ты слышишь, море?». Попробуйте перенестись в воображении на морской берег, на который набегают волны, представьте, будто вы находитесь в порту и рассматриваете корабли, которые там стоят.
(Показ песни.)
— Вам понравилась песня «Ты слышишь, море?»? Каким становится настроение после того, как прослушаешь такую песню? (Задумчивым, мечтательным, романтическим.)
Верно, такая песня пробуждает у человека фантазию, мечту о путешествиях.
— Какой характер песни? (Неторопливый, спокойный.)
— Какая форма у этой песни? (Двухчастная — запев с припевом.)
Запев в песне большой — он состоит из 6 строчек.
— Похож характер этой песни на известный вам жанр баркаролы — «песни лодочника»? (Да.)
— Как это передается в музыке? (Покачивания мелодии, словно показ движения волн, «всплески» музыкальных звуков.)
Все эти качества постарайтесь передать во время исполнения песни.
(Педагог читает слова 1 -го куплета, автор слов — М. Пляцковский.)
Цепи якорей гремят в порту,
Верят корабли в мою мечту.
Всем ветрам назло я спешу на зов
Дальних, неизвестных островов.
Снятся часто мне по ночам дельфины,
Снятся чайки и мачты бригантины.
(Разучивание текста запева.)
Эту песню надо исполнять протяжно, неторопливо, словно вы рассказываете о своей мечте и боитесь ее спугнуть. 1 -я и 2-я строчки почти одинаковые по мелодии, за исключением окончания 2-й строчки.
(Показ и разучивание начала куплета.)
— Послушайте мелодию 3-й строчки - она также состоит из повторения одной фразы — и окончания 4-й строчки.
(Разучивание 3-й и 4-й строчек и объединение начала запева.) Осталось выучить еще 2 строчки — переходных от запева к припеву. Они необычны тем, что в них слова отделяются друг от друга паузами — молчанием.
(Разучивание слов и мелодии переходных строчек припева.) Чтобы эти две строчки получились более интересными, а паузы в них исчезли, мы повторим здесь отдельные слова. Вы уже исполняли некоторые упражнения приемом «эхо», когда одна группа поет фразу на громкой динамике — форте, вторая повторяет эту же фразу, но уже тихо — на пиано. Вот такой прием вы сейчас используете в этом месте запева. Представим себе, будто в море плывет корабль, на борту которого матрос поет песню. А морское эхо повторяет его слова. Поделим класс на две группы — мальчиков и девочек. Мальчики будут петь партию моряков, а девочки -повторять слова, как эхо, на более тихом звучании.
(Педагог демонстрирует исполнение приема «эхо» в данном эпизоде.)
Мальчики (матросы). Снятся (mf).
Девочки (эхо). Снятся (р).
Мальчики (матросы). Часто (mf).
Девочки (эхо). Часто (р).
Мальчики (матросы). Мне по ночам дельфины (mf)-
Девочки (эхо). Дельфины (р).
Мальчики (матросы). Снятся (mf).
Девочки (эхо). Снятся(р).
Мальчики (матросы). Чайки (mf).
Девочки (эхо). Чайки (р).
Мальчики (матросы). И мачты бригантины.
Девочки (эхо). Бригантины (р).
(Отработка приема «эхо», после чего разучивают припев песни.)
Припев: След мой волною смоет,
А я на берег с утра приду опять.
Море. Ты слышишь, море?
Твоим матросом хочу я стать!
— Припев состоит из двух фраз, у которых совершенно одинаковое начало, а окончание немного отличается друг от друга. Объедините вместе запев и припев.
— Какой музыкальный жанр напоминает мелодия песни «Ты слышишь, море?»? (Баркаролу.)
— У какого русского композитора есть романс, созданный в жанре баркаролы? (У М.И. Глинки — «Венецианская ночь».)
— Какие музыкальные приемы характерны для новой песни и романса М.И. Глинки? (Передача музыкой движения и всплесков волн.)
VI. Знакомство с новым материалом
— Какую музыку композитора С.В. Рахманинова вы знаете? («Вокализ», 3-й Концерт для фортепиано с оркестром, романс «Сирень».)
— Вы убедились, что СВ. Рахманинов был великим композитором, музыка которого звучит уже более 100 лет. А в каких еще областях он проявил себя как выдающийся музыкант? (Как пианист, как дирижер.)
Верно. До сих пор считается, что музыку С.В. Рахманинова — концерты и пьесы для фортепиано — никто не может исполнить лучше, чем ее автор - сам композитор. Поскольку С.В. Рахманинов блестяще владел фортепиано, он много произведений создал специально для этого инструмента. Сегодня вы познакомитесь еще с одной его фортепианной пьесой, ее название вам знакомо — она называется «Прелюдия».
— Запишите в тетрадях название: «Прелюдия», композитор СВ. Рахманинов».
— У какого композитора есть пьесы с названием «Прелюдия», которые вы слушали? (УФ. Шопена.)
Слово «прелюдия» означает «вступление, открытие, начало». Считается, что прелюдия — небольшая пьеса, которая звучит перед более крупным произведением, настраивая слушателя на нужное восприятие. Но «Прелюдии» С.В. Рахманинова являются сами по себе самостоятельными крупными пьесами. То есть композитор благодаря своему таланту преодолел эту камерность прелюдий, создав пьесы значительные по объему, сложные, драматически зрелые.
— Вы уже встречались с подобным преобразованием музыкальных сочинений. К какому жанру принято относить сонату? (К камерному.)
А сонаты композитора Л. Бетховена разве не звучат в больших концертных залах? Они просто созданы для того, чтобы их исполняли на концертах с большим количеством зрителей.
— Какие известные вам сонаты Л. Бетховена звучат на концертах? («Лунная соната», «Патетическая».)
Композитор благодаря своей гениальности поднял скромный жанр сонаты от камерного до концертного. Так произошло и с прелюдиями, созданными СВ. Рахманиновым. Послушайте его «Прелюдию», обратите внимание на то, что она похожа на диалог двух людей — какие у них голоса и настроение.
— Разберем главные темы произведения более подробно. Вот первый мотив «Прелюдии» — всего три звука в нижнем регистре. (Педагог показывает 1-й мотив.)
— В какой динамике он звучит? (Очень громко — фортиссимо.)
— Какой он по характеру? (Сдержанный, грозный.)
Эта тема одноголосная, две руки играют одни и те же звуки в унисон.
А вот вторая тема, которая отвечает ему. (Показ 2-го мотива.)
— В какой динамике она звучит? (Очень тихо — пианиссимо.)
— Состоит она из аккордов. Какая она по характеру? (Грустная, с нисходящими интонациями, взволнованная, страстная, обеспокоенная, встревоженная.)
Но далее эта тема становится все более и более, образно говоря, наэлектризованной. Она переходит в более высокий регистр, как будто убеждает своего слушателя в чем-то.
— Послушайте пьесу и определите форму произведения. (Прослушивание «Прелюдии» С.В. Рахманинова.)
— Сколько частей в произведении? (Три части. Значит, эта пьеса трехчастная.)
— Было ли в конце повторение 1-й части? (Да. Была реприза.)
— Назовите полностью форму «Прелюдии». (Трехчастная репризная.)
— Чем отличалась реприза от начальной части? (Более громким звучанием, торжественностью.)
А еще - согласием голосов. Теперь две руки в унисон исполняют сразу обе партии — 1-ю и 2-ю.
— Как вы считаете, эта пьеса трудна для исполнения? (Да. Справиться с ней может только очень подготовленный пианист.)
— Как называется такой исполнитель, который может играть очень сложные пьесы? (Виртуоз.)
— Являлся ли сам автор «Прелюдии» виртуозом? (Да.)
VII. Вокальная импровизация
(Школьники разучивают народную весеннюю закличку, запоминают ее слова, делают разбор характера, настроения и динамики ее частей, после чего сочиняют свои вокальные напевы.)
Приди, весна! Приди, красна!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
Со великой милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Обратите внимание на то, что в этой закличке несколько частей. Сначала люди просят весну, чтобы она поскорее пришла после долгой зимы. Кажется, что к ней обращаются с мольбой, даже кланяются в пояс. Такие песни в России назывались «величальные» — того, к кому обращались, называли разными величальными словами, хвалили, как в этой закличке. Весну называют «красной», просят прийти «с милостью», «с радостью».
— Каким будет характер музыки в этой части? (Плавным, величественным, уважительным.)
— А вторая часть более веселая, игровая. И как музыка здесь изменится? (Станет подвижной, резвой, скачущей.)
VIII. Блицопрос
(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)
— Как называются контрастные два действия из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»?
— Какой музыкант нужен для исполнения очень сложных музыкальных сочинений?
IX. Рефлексия
— О чем рассказывается в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин»?
— Чем отличается в операх М.И. Глинки показ положительных и отрицательных персонажей?
— Какие положительные герои в опере «Иван Сусанин»?
— Какие танцы звучат в «польском» действии?
— Что необычного в звучании оркестра в «польском» действии?
— Какой танец стал лейтмотивом польских захватчиков в опере?
— Какой общий прием изображения героев использовал М.И. Глинка в своих операх «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»?
— Какой характер у «Мазурки»? (Легкий, подвижный, стремительный.)
— Какой характер у танца «Полонез»?
— Кто, кроме певцов, участвует в «польском» действии оперы? (Танцоры и музыканты оркестра.)
— Почему М.И. Глинка является основоположником русского балета, ведь он не сочинил ни одного балета?
— Теперь я задам вопрос-шутку: сколько в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин» Иванов Сусаниных? (Двое: сам главный герой Иван Сусанин и его приемный сын Ваня.)
— Как называется пьеса СВ. Рахманинова, которую вы сегодня слушали?
— Сколько главных тем в «Прелюдии» СВ. Рахманинова? Какие они?
— Какая форма у этой «Прелюдии»?
— В «Прелюдии» СВ. Рахманинова две контрастные темы, и эту пьесу иногда называют «схваткой человека с судьбой». У какого композитора в произведении отразилась его борьба с собственной судьбой? (У.Л. Бетховена.)
X. Контрольный момент: «Угадай-ка»
(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произведений. Школьники должны записать в тетрадях:
• «Мазурка» из оперы композитора М.И. Глинки «Иван Сусанин»;
• песня «Ты слышишь, море?» композитора А. Зацепина;
• «Прелюдия» С.В. Рахманинова).
Урок 2
Цели: продолжить изучение жанра оперы; повторить понятие «кульминация»; продолжить работу над выстраиванием унисона в песне и распевании; завершить разучивание новой песни; повторить музыкальные термины.
Планируемые результаты: учащиеся усовершенствуют вокальное исполнительство; закрепят знания о законах оперной драматургии; расширят рамки познаний о жанрах фортепианных пьес; уточнят понятия о кульминации и контрасте.
Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание «Мазурки» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Ты слышишь, море?» композитора А. Зацепина.
Оформление доски: изображения декораций и героев опер М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин»; портреты композиторов М.И. Глинки, СВ. Рахманинова, Л. Бетховена; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Ход урока
I. Музыкальная разминка
(Повторение скороговорки «Аквариум». Повторение 1-го куплета песни «Братец Яков» одноголосно в виде канона.
Одноголосное разучивание 2-го куплета песни «Братец Яков». После разучивания 2-й куплет исполняют в виде канона.)
— Разучим следующий куплет песни.
Так поднимем поскорее
Звон-трезвон, звон-трезвон
И заставим братца делом заниматься.
Дин-дин-дон, дин-дин-дон.
(Объединение куплетов распевания. 1-й и 2-й куплеты исполняют в форме канона, при этом группы меняются ролями: в 1-м куплете канон начинает одна группа, во 2-м куплете - другая.)
II. Работа с тетрадями
— Прочитайте в тетрадях тему прошлого урока. Какую оперу вы вспоминали?
— О чем говорится в опере «Иван Сусанин»?
— Какие еще оперы русских и зарубежных композиторов вы знаете?
III. Актуализация знаний - повторение знакомого материала
— Какой знакомый отрывок из оперы «Иван Сусанин» вы слушали на прошлом уроке? (Арию Сусанина.)
— Расскажите, что переживает герой оперы в этот момент, и как музыка отражает его переживания.
— Какова структура оперы «Иван Сусанин»?
— Чем отличаются русские герои оперы?
— Какие новые отрывки из этой оперы вы слушали?
— К какому действию относятся «Полонез» и «Мазурка»?
— Что необычного придумал М.И. Глинка для показа образа врагов?
(Прослушивание и разбор отрывков полонеза и мазурки.)
IV. Знакомство с новым материалом
1. Музыкальная драматургия
На прошлом уроке вы познакомились с сюжетом сценической постановки. Сначала там показаны герои спектакля, потом их встреча — по принципу сходства или контраста, затем действие вновь развивается до самого финала. Такое построение имеется не только в театральных постановках, но и в большинстве книг, кинофильмов. Этот прием называется особым словом — драматургия.
(Класс повторяет новое слово «драматургия» хором, потом по рядам.)
А в музыкальных спектаклях будет присутствовать особая драматургия - музыкальная, потому что музыка подчеркивает все действия героев, даже иногда она отображает их внутренний мир, их мысли.
— Запишите в тетрадях новое понятие и его определение: «Музыкальная драматургия - приемы построения спектакля с использованием средств музыкальной выразительности». Запишите законы, по которым происходит развитие драматургии.
1. Экспозиция — показ главных героев сюжета. Развитие действия.
2. Завязка - событие, которое приводит к встрече героев.
3. Кульминация — самый напряженный момент произведения — встреча героев по принципу сходства или контраста.
4. Развязка.
В произведении также может быть пролог и финал (эпилог).
На каждом этапе идет развитие действия. Ведь нельзя сразу показать всех героев, потом конфликт и развязку. Между всеми этими главными эпизодами действие развивается, происходят какие-то события, но все они в целом направлены на реализацию этой общей схемы, общих законов драматургии.
- На прошлом уроке вы записали структуру построения оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Сопоставим эту запись с законами драматургии. Какой момент в этой опере является экспозицией, самым началом? (1-е действие.)
Здесь нам показывают завязку произведения — нападение поляков на Русское государство, начало войны.
- В каком действии встречаются два лагеря — русский, мирный, семейный - и польский - военный, захватнический? (В 3-м действии, в доме у Сусанина.)
Возникает конфликт: поляки требуют показать им дорогу на Москву, и Сусанин делает вид, что соглашается.
- В чем заключается кульминация оперы? (Поляки начинают догадываться о цели Сусанина, Сусанин сознается: он завел их на погибель.)
- О подвиге Ивана Сусанина сложена песня. (Педагог читает текст песни на слова К.Ф. Рылеева).
...Ничто не шелохнет, ни ель, ни береза, Лишь снег под ногами хрустит от мороза.
— Куда ты завел нас? Чертовская даль!
— Веду, куда знаю! — Сусанин сказал. — Предателя, мнили, во мне вы нашли. Их нет и не будет на русской земли!..
Кто русский по сердцу, тот гордо, и смело, И радостно гибнет за правое дело!
- Какова развязка оперы? (Поляки убивают героя, но и сами гибнут в зимнем лесу.)
- Расскажите о финале оперы.
2. Полонез и мазурка в «польском» действии оперы
В опере образы поляков раскрываются через звуки их танцев -полонеза и мазурки. Познакомьтесь с тем, как М.И. Глинка гениально вводит их лейтмотивы в музыкальную драматургию оперы. Итак, 3-е действие оперы: мы попадаем в село под Костромой, где живет Сусанин со своей семьей. В доме Ивана Сусанина готовятся к свадьбе его дочери Антониды. Вот как об этом сообщает сам Сусанин.
(Педагог исполняет или показывает в записи отрывок партии Сусанина на слова «Вот наконец я дожил до свадьбы дочери моей».)
— Казалось бы, мы слышим радостный рассказ Сусанина о предстоящей свадьбе. Но что-то необычное звучит в сопровождении оркестра? (Звуки полонеза.)
— О чем это говорит? (Скоро появятся поляки.)
И потом, чуть позднее, сын Сусанина Ваня восклицает: «Я слышу конский топот». Здесь снова звучит мазурка, и врываются поляки, которые требуют, чтобы Сусанин показал дорогу на Москву.
— Напомните, какие вокальные партии дал М.И. Глинка полякам, захватчикам. (Короткие, на 1—2 звуках.)
Вот и сейчас они не поют, а кричат на одной ноте, требуя: «Старик! Веди нас!»
— Мог Сусанин отказаться? (Да.)
— Что могло бы произойти потом, если бы он отказался? (Поляки убили бы его, но нашелся кто-то другой, кто провел бы их туда, куда надо врагам.)
И Сусанин решает пожертвовать своей жизнью, но вместе с тем и погубить врагов. Тогда они предлагают Сусанину деньги, и он так отвечает: «Да, ваша правда! Деньги — сила!» Но композитор с помощью музыки показывает, о чем НА САМОМ ДЕЛЕ думает Сусанин: оркестр в этот момент исполняет мазурку — польский лейтмотив. То есть, Сусанин обманывает врагов, он только ДЕЛАЕТ ВИД, что соглашается. Он прощается с дочерью, а Ваню отсылает предупредить русское войско о том, что отведет поляков в непроходимую чащу, и вместе с врагами уходит из дома.
— Какую роль играет мелодия мазурки в момент ответа Сусанина? И наконец, последний момент звучания мазурки в опере —
сцена в заснеженном лесу, куда Сусанин завел врагов. Помните, в «польском» действии, когда поляки собирались захватить Москву, мазурка звучала горделиво, хвастливо. А здесь, в глухом морозном лесу она звучит устало, очень тихо, а сами поляки поют свою арию в две ноты плаксиво, измученно: «Устали мы, продрогли мы».
(Педагог показывает изменение интонации мазурки.)
— Менялся ли характер мазурки в опере? (Да.)
— Каким был характер мазурки в «польском» действии?
— Каким был характер мазурки в сцене в лесу?
— В каких еще эпизодах оперы звучала мазурка и о чем она рассказывала?
— Как одна и та же музыкальная тема (мазурка) использована композитором в разных моментах музыкальной драматургии?
— В каких моментах в опере звучал полонез?
— Что показывала музыка полонеза в разных действиях оперы?
V. Актуализация знаний
1. Повторение арии Сусанина
— В сцене в лесу поляки понимают, что Сусанин привел их на погибель. А сам Иван Сусанин понимает, что враги не оставят его в живых?
— Как ведет себя герой перед лицом опасности?
— Как это передается в характере музыки его последней арии? (Слушание и исполнение школьниками арии Сусанина «Ты взойдешь, моя заря».)
2. «Прелюдия» СВ. Рахманинова — повторение
(Повторение слушания «Прелюдии» С.В. Рахманинова и ее разбор по вопросам предыдущего урока.)
— Если бы вы делали переложение «Прелюдии» для оркестра, то какой инструмент выбрали бы для исполнения 1-й темы — низкой, гулкой, мощной? (Орган или колокол.)
VI. Знакомство с новым материалом
1. Слушание музыки
— В какой стране родился и начал сочинять музыку композитор Ф. Шопен? (В Польше.)
Но он был вынужден покинуть свою родину и жить в другой стране. Однако вот как композитор вспоминал о Польше в своих письмах: «Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?.. Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца — мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончился».
Композитор горячо откликался на события, которые происходили на его родине. Так, после того как в Польше было поднято восстание, Ф. Шопен создал особое музыкальное произведения — «Этюд № 12», который получил название «Революционный». Запишите это название: «Этюд № 12» («Революционный»), композитор Ф. Шопен».
В живописи слово «этюд» означает набросок для картины. В музыке слово «этюд» означает упражнение для развития беглости пальцев. Это название хорошо знакомо тем, кто учится музыке. Этюд — несложное упражнение, маленькое учебное произведение камерного жанра.
— Но может ли произведение камерного жанра перерасти в концертное? (Да.)
Вспомните жанр «соната», расскажите о знакомых вам сонатах композитора Л. Бетховена. Вот и Ф. Шопен создал такой этюд, который представляет собой поистине концертную вещь — эффектную, динамичную, которая по силам только исполнителю-виртуозу. Сейчас вы в этом убедитесь. (Прослушивание произведения.)
— Для какого инструмента создал Ф. Шопен это произведение?
— Что в первую очередь поражает слушателя в этом произведении? (Быстрый темп, напористость, динамичность, громкий звук.)
— Что напоминает начальная мелодия, которая звучит в правой руке пианиста? (Словно мы слышим какой-то призыв к действию или удары колокола.)
(Педагог демонстрирует лейтмотив начала произведения.)
— Какая по характеру эта тема? (Уверенная, громкая, повторяющаяся, настойчивая, победная.)
Словом «революционный» этюд назвал не сам композитор, а его современники, которые услышали в музыке отголоски польского восстания.
У других композиторов также в жизни были случаи, когда их произведения получали названия, данные другими людьми. Например, «Лунная соната» (Соната № 14) Л. Бетховена. Ведь название, под которым ее сейчас знает весь мир, — «Лунная» — принадлежит не самому Л. Бетховену, а другому человеку, который, слушая 1-ю часть сонаты, представил себе картину лунной ночи и луну, которая отражается в реке.
— Вы помните главную тему «Лунной сонаты»? Вы сможете узнать это произведение по его первым тактам? (Педагог исполняет начало «Лунной сонаты».)
— Теперь, я думаю, вы точно так же навсегда запомните и «Революционный этюд» Ф. Шопена. (Педагог исполняет начало произведения.)
2. Разучивание новой песни - продолжение работы
(Проводят повторение слов и мелодии 1-го куплета песни «Ты слышишь, море?» композитора А. Зацепина. Песня исполняется сначала одноголосно, потом с элементами двухголосия приемом «эхо».)
- Разучим текст 2-го куплета.
2. Море, подари свои шторма,
Пусть до самых звезд летит корма!
Палубу качай, с ног сбивай меня,
Брызгами холодными звеня.
Знаю, можешь ты черным быть и синим.
Море, море, стать помоги мне сильным.
- Изменится ли характер исполнения 2-го куплета? (Да, его надо исполнять более уверенно, решительно, смело, отважно и громко.)
- По примеру 1-го куплета окончание 2-го вы также исполните приемом «эхо».
(Отработка нужного отрывка приемом «эхо».)
- А припев договоримся петь по-прежнему негромко, проникновенно, лирично. Объедините 2-й куплет и припев.
- Объедините 1-й и 2-й куплеты вместе, продирижируйте этой песней. Какой дирижерский жест надо выбрать? (Песенный — плавную вертикаль.)
- В этой песне есть инструментальное вступление. Послушайте его.
(Педагог исполняет вступление к песне.)
- Теперь послушайте вступление и точно исполните самый 1-й звук на слог «це-е».
(Отработка точного начала пения после вступления.)
- В III четверти вы разучивали песню-поздравление для мамы — «Песенку о гамме». Каким в этой песне был 3-й куплет? (Куплет-вокализ.)
Чтобы такая красивая песня «Ты слышишь, море?» тоже звучала подольше, в ней надо спеть дополнительный куплет-вокализ. Начните петь 3-й куплет без слов, на звук «м» — первые две строчки. Потом следующие 2 строчки — уже на звук «а».
(Исполнение 3-го куплета в виде вокализа.)
- А переходные две строчки, где вы поете приемом «Эхо», и припев надо спеть так, как во 2-м куплете. (Полное пропевание всего 3-го куплета и припева.) Песня «Ты слышишь, море?» была написана композитором А. Зацепиным специально для старого детского фильма «Свистать всех Наверх!». Сейчас эту киноленту мало кто помнит, а песня звучит и продолжает трогать своим мелодизмом и романтикой сердца слушателей. Вы уже знаете, что так часто случается — фильм устарел и забылся, а вот талантливая музыка от него остается надолго.
VII. Вокальная импровизация
Познакомьтесь с новым текстом для вокальной импровизации.
Шли вперед смельчаки сквозь огонь и картечь
И за счастье они погибали в бою.
Надо крепко любить, надо крепко беречь
Эту гордую землю - твою и мою.
В. Коростылев
— Какой характер музыки понадобится для импровизации мелодии на такой текст?
(После обсуждения и обдумывания школьники демонстрируют свои варианты напевов.)
VIII. Блицопрос
(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)
— Почему меняется характер мазурки в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин»?
— Чем вам нравится песня «Ты слышишь, море?»?
IX. Рефлексия
— Как мазурка рисует образ поляков в «польском» действии оперы «Иван Сусанин»?
— Как меняется облик поляков в сцене в лесу?
— В каких еще моментах оперы звучит мазурка?
— Чем необычен ритмический рисунок танца мазурки?
— Какой танец в переводе на русский язык означает «польский»?
— Звучит ли в опере «Иван Сусанин» полонез?
— В каких действиях это происходит?
— Расскажите о характере полонеза.
— Расскажите о характере мазурки.
— Какова структура построения оперы «Иван Сусанин»?
— Что такое «музыкальная драматургия»?
— Чем необычно «польское» действие оперы «Иван Сусанин»?
— Какие еще вы знаете оперы?
— Какие темы звучали в «Прелюдии» СВ. Рахманинова?
— Какой принцип при их сочинении использовал композитор — сходства или контраста?
— Что означает слово «этюд» в рисовании и музыке?
— К какому жанру относятся такие музыкальные сочинения, как соната и этюд?
— Что вы знаете о знаменитых сонатах Л. Бетховена?
— Какое название получил «Этюд № 12» Ф. Шопена?
— Расскажите о главной теме «Революционного этюда».
— Как менялся характер песни «Ты слышишь, море?» в двух куплетах?
— Как можно назвать 3-й куплет этой песни?
X. Контрольный момент: «Угадай-ка»
(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произведений. Школьники должны записать в тетрадях:
• «Мазурка» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»;
• «Революционный этюд» композитора Ф. Шопена;
• песня «Ты слышишь, море?» композитора А. Зацепина.)