Цели: провести закрепление песен и распеваний, разученных в четверти; повторить правила вокализирования в унисон и в двухголосии, правила продолжительного дыхания; повторить знания о составе симфонического оркестра, о разнообразии его инструментов и возможностей; познакомиться с инструментами народного и симфонического оркестров; провести защиты индивидуальных проектов.
Планируемые результаты: учащиеся повторят и расширят свои знания о симфоническом оркестре; отработают унисонное и двухголосное пение; научатся публичным выступлениям по выбранной проектной теме.
Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание «Патетической сонаты» Л. Бетховена, выходят из него после урока под собственное исполнение «Песенки о гамме» композитора Г. Струве.
Оформление доски: портреты композиторов М.И. Глинки, Л. Бетховена. Ф. Шопена; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра; плакат с записью текста для вокальной импровизации.
Ход урока
I. Музыкальная разминка
(Повторяют распевание. Повторяют и исполняют 1-го куплет канона «Братец Яков», дыхательные упражнения на продолжительность выдоха.)
II. Работа с тетрадями - запись темы урока
— Какие музыкальные сочинения вы слушали в этой четверти? Какие инструменты их исполняли?
— Какие еще инструменты симфонического оркестра вы знаете?
— Какие произведения для симфонического оркестра вы знаете?
— Запишите в тетради тему сегодняшнего урока: «Симфонический оркестр».
— Какие большие группы входят в состав симфонических оркестров?
— Как называется руководитель оркестра?
— Отгадайте загадку и произнесите ответ все вместе хором. (Автор М.А. Давыдова.)
Сто человек пред ним сидит,
И ими он руководит.
Взмах сильный — скрипки говорят,
Взмах легкий — флейты зазвучат.
В театре главный — режиссер,
А кто в оркестре? (Дирижер.)
— Какие песни вы сами исполняли с дирижированием?
— Вы дирижировали короткими произведениями - песнями по 2—4 куплета. Сложно было руководить воображаемым оркестром? (Да.)
Конечно, дирижер обязан помнить моменты вступления тех или иных инструментов, вступления певцов, разную динамику или изменения темпа.
— Во время дирижирования ваши руки уставали? (Да.)
А настоящий дирижер дирижирует каждый вечер симфониями, операми и балетами. Эти произведения относятся к крупным формам, звучат по нескольку часов, и дирижер самозабвенно руководит всем оркестром. А днем он еще проводит репетиции, повторяя старые произведения и разучивая новые. Так что работа дирижера — это нелегкий труд, одновременно физический и умственный!
III. Актуализация знаний
— Какой великий русский композитор еще в детстве сказал: «Музыка - душа моя»? (М.И. Глинка.)
— Какие произведения М.И. Глинки вы знаете?
— Почему М.И. Глинка является первым русским музыкальным классиком?
— Какие оперы сочинил М.И. Глинка? («Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».)
— Какая общая тема объединяет эти оперы, хотя «Иван Сусанин» - народная драма, а «Руслан и Людмила» - сказка? (Патриотическая.)
— Какое произведение М.И. Глинки вы слушали на прошлом уроке? (Романс «Венецианская ночь».) Музыка авторская
— Какой жанр у этого романса? (Баркарола.)
— Что означает в переводе с итальянского языка это слово? (Песня лодочника.)
— Какие детали помогают понять, что вы слушаете баркаролу? (Прослушивание романса и его обсуждение.)
IV. Новый материал - знакомство
Вы уже знаете, что композитор М.И. Глинка путешествовал по разным странам Европы. В Германии и Италии он учился музыке, а потом совершил поездку по Испании, где внимательно вслушивался в испанские народные песни. Любимый музыкальный инструмент испанцев — гитара. М.И. Глинка любовался народными танцами, которые сопровождались звуком особых ударных инструментов — кастаньет.
(Показ кастаньет или рисунка с их изображением.)
Кастаньеты — плоские кусочки дерева или камня, которые танцоры брали в ладони и ими прищелкивали, придавая музыке особый задор.
В Испании композитор сочинил музыку, в которой использовал интонации народных танцев и голоса испанских" инструментов. Одна его увертюра называется «Арагонская хота». Запишите в тетрадях это название: «"Арагонская хота", увертюра композитора М.И. Глинки». Я поясню, как появилось такое название. Арагон — область в Испании, а слово «хота» обозначает испанский народный танец, который исполнялся с обязательным использованием кастаньет.
— К какой группе музыкальных инструментов относятся кастаньеты? (Ударные.)
— Послушайте начало «Арагонской хоты» и отметьте, какой оркестр исполняет музыку, какие музыкальные инструменты, говорящие об Испании, вы там услышите.
(Прослушивание «Арагонской хоты».)
— Какой общий характер произведения?
— Какие шумовые музыкальные инструменты вы услышали? (Бубен, кастаньеты.)
Верно, эти инструменты придают музыке характерное испанское звучание. Послушайте, как о кастаньетах говорится в стихотворении.
Кастаньеты
Из страны, где солнца свет
Льется с неба жгуч и ярок,
Я привез себе в подарок
Пару звонких кастаньет.
Щедро лентами одеты
С этой южной пестротой;
В них живет испанский зной,
В них сокрыт кусочек света...
...И танцоры идут в ряд,
Облитые красным светом,
И гитары говорят
В такт трескучим кастаньетам,
Словно щелканье цикад
В жгучий полдень жарким летом.
М. Волошин
Слушая музыку «Арагонской хоты» и эти стихи, так и представляешь себе залитую раскаленным солнцем площадь в центре города и веселых танцоров, которые задорно выступают на ней, помогая себе звоном кастаньет.
V. Метроритмические движения с изменением их динамики
Сейчас вы сами вообразите себя такими испанскими танцорами. Вот шумовые музыкальные инструменты, которые будут уместны во время звучания «Арагонской хоты», — бубен, погремушки, треугольник.
(Педагог раздает инструменты школьникам.)
Потренируемся в игре на этих инструментах. Сделайте первый удар на счет «раз» громким, а те ребята, которые играют на бубне, в этот момент должны ударить по нему ладонью. А далее продолжите тихо — потряхиванием, легким касанием палочки по треугольнику.
(Класс выполняет задание.)
В «Арагонской хоте» композитор дает такие яркие акценты — ударные выделения нужных звуков, что вам остается только повторять удары, чередуя сильные доли и слабые. Те ребята, которым не хватило инструментов, покажут сильные доли хлопками в ладоши.
(Игра в шумовой оркестр под звучание «Арагонской хоты».)
VI. Повторение песни
— Помните, что в начале учебного года вы разучили особую песню-поздравление — «Песенку зверей»? С какой целью вы разучили эту песню? (Чтобы поздравлять всех именинников.)
— Если такие именинники имеются, то сейчас мы вас поздравим песней. Только ее надо сначала повторить. Кто помнит слова 1-го куплета?
(Повторение «Песенки зверей» композитора Б. Чайковского и музыкальное поздравление песней. В качестве музыкального подарка именинники могут стать дирижерами при исполнении песни-поздравления.)
— Звуки какого музыкального инструмента вы показывали голосом в вокализе на слоги «ти-ли, ти-ли»? (Скрипки.)
VII. Защита индивидуальных проектов
— Кто сегодня подготовил защиту проекта?
(Педагог определяет последовательность выступлений учащихся.)
Уважаемые зрители! Я прошу вас внимательно вслушиваться в выступления ваших товарищей. Если проект вам понравился, вы можете после выступления сказать, что понравилось больше всего, а также задать вопросы по теме выступления.
(Защита проектов отдельными школьниками и обсуждение классом.)
VIII. Актуализация знаний
1. Слушание музыки
— С какой сонатой композитора Л. Бетховена вы познакомились на прошлом уроке?
— Что означает название «Патетическая соната»?
— Какие темы звучат в 1-й части этой сонаты?
— Послушайте еще раз 1-ю часть «Патетической сонаты» Л. Бетховена. Как отразилась в этой музыке судьба самого композитора?
— Что нам хотел сказать композитор этой музыкой?
— Соната — камерный жанр?
— Что нового внес в этот жанр композитор Л. Бетховен?
— На прошлом уроке вы давали определения музыки вступления этой сонаты — мрачная, темная, трагичная.
(Педагог напоминает лейтмотив главной партии «Патетической сонаты».)
Я снова назову определения, а вы должны повторять только те, которые подходят к ней. А ошибочные определения повторять не надо.
(Педагог дает следующие определения главной партии «Патетической сонаты»: стремительная, тихая, плавная, полетная, растянутая, острая, огневая, рыхлая, слабая, пружинистая. Неправильные определения выделены в тексте курсивом.)
Вот какие стихи посвятил композитору Л. Бетховену поэт Всеволод Рождественский.
Бетховен
Где брал он эти сумрачные звуки
Сквозь плотную завесу глухоты?
Соединенья нежности и муки,
Ложащиеся в нотные листы!
Касаясь верных клавиш лапой львиной
И встряхивая гривою густой,
Играл, не слыша ноты ни единой,
Глухою ночью в комнате пустой.
Текли часы, и оплывали свечи,
Шло мужество наперекор судьбе.
А он всю совесть муки человечьей
Рассказывал лишь самому себе!
И убеждал себя и верил властно,
Что и для тех, кто в мире одинок,
Есть некий свет, рожденный не напрасно,
А музыка — бессмертия залог!
2. Повторение песни
(Повторяют исполнение «Песенки о гамме» композитора Г. Струве с куплетами, которые поют солисты приемом «эстафета».)
IX. Вокальная импровизация
(Педагог просит учеников повторить свои импровизации для текста, разученного на прошлом уроке. После этого школьники читают и запоминают окончание стихотворения.)
...Книг заветные страницы
Помогают людям жить,
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить.
С. Михалков
— Какого характера музыку вы выберете для сочинения напева к этим словам?
(После некоторого раздумья школьники демонстрируют свои вокальные мелодии.)
— Какие еще сочинения поэта С. Михалкова вы знаете?
X. Блицопрос
(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)
— В какой увертюре М.И. Глинка использовал звуки кастаньет?
— К чему призывает музыка «Патетической сонаты» Л. Бетховена?
XI. Рефлексия
— Какую музыку композитора М.И. Глинки вы слушали сегодня?
— Расскажите о его романсе «Венецианская ночь». Каков он по содержанию?
— Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
— Какой жанр выбран для этого романса?
— В какой стране композитор создал увертюру «Арагонская хота»?
— Какой напев и какие инструменты он использовал?
— С какой целью он ввел в звучание симфонического оркестра звуки кастаньет и бубна?
— Как менялась по динамике музыка «Арагонской хоты»?
— Какие темы звучали в «Патетической сонате» Л. Бетховена?
— Какая тема вступления?
— Какая главная тема сонаты?
— Какая главная идея этого произведения?
— Подходит ли к «Патетической сонате» название «героическая»?
XII. Контрольный момент: «Угадай-ка»
(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произведений. Школьники должны записать в тетрадях:
• романс «Венецианская ночь» композитора М.И. Глинки;
• «Песенка зверей» Б. Чайковского;
• 1-я тема «Патетической сонаты» Л. Бетховена.)