Созвездие отличников

Школярик

Русский язык

Тетрадкин Град

Литература

История

Биология

География

Математика

Сова Филиновна

 

Цели: повторить жанры камерной музыки; закрепить приемы разных видов дыхания во время вокализирования; сформировать умение разбираться в стилях разных композиторов; проанализи­ровать музыкальные образы музыкальных произведений; отра­ботать выстраивание унисона в песне; ввести новое понятие - «соната».

Планируемые результаты: учащиеся научатся технике во­кального исполнительства, закрепят знания о камерных жанрах; повторят новые музыкальные понятия; выполнят творческое за­дание.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание романса «Сирень» СВ. Рахманинова, выходят из него после урока под собственное исполнение «Песенки о гам­ме» композитора Г. Струве.

Оформление доски: репродукции картин П. Кончаловского «Сирень», И. Левитана «Весна. Сирень», В. Борисова-Мусато­ва «Весна»; портреты композиторов Л. Бетховена, Ф. Шопена, М.И. Глинки; рисунки с изображением музыкальных инстру­ментов симфонического оркестра; плакат с записью текста для вокальной импровизации.

В ходе урока педагог может продемонстрировать учащимся видеозапись концертного исполнения романса «Сирень» ком­позитора СВ. Рахманинова, которую можно найти в Интернете.

Для обсуждения картин с изображениями сирени можно под­готовить компьютерную презентацию.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Повторение распевания, дыхательного упражнения «Люби­мый аромат».)

Сделаем произносимую вами фразу еще более длинной: «Мне нравится прекрасный аромат этого удивительного цветка, кото­рый мы нашли в саду под кустом, где свил гнездо соловей». По­вторите ее, чтобы запомнить слова, и несколько раз произнесите ее на одном выдохе.

(Разучивание 1-го куплета французской народной песни «Бра­тец Яков». Русский текст И. Мазнина.)

Ах, какой же, братец Яков,

Ты лентяй, ты лентяй,

Если по неделе ты лежишь в постели!

Ай-яй-яй, ай-яй-яй!

(Исполняют сначала одноголосно всем классом и по рядам, потом в виде двухголосного канона по подгруппам.)

II. Работа с тетрадями - запись темы урока

— Кто помнит, как называется музыка, в исполнении которой участвуют 2-3 музыканта, и сама она звучит в небольших концертных залах? (Камерная.)

Запишите в тетрадях определение: «Камерная музыка — произведения для небольшого состава исполнителей».

Для симфонических произведений нужен большой оркестр, до 100 человек. А для камерной музыки и оркестр может быть небольшим, камерным. Запишите в тетрадях примеры камерных ансамблей: «Дуэт - ансамбль из двух исполнителей, трио — из трех исполнителей, квартет — из четырех исполнителей».

— Какой камерный ансамбль исполнял романс «Сирень»? (Дуэт, в нем было два исполнителя певица и пианист.)

III. Новый материал - знакомство

К произведениям камерного жанра можно отнести и сонату. Запишите определение сонаты в тетрадях: «Соната — произве­дение в основном для солирующего инструмента, чаще всего — в 4 частях. 1-я часть обычно бывает быстрой, и в ней ярче всего видно построение сонатной формы: переплетение двух тем — глав­ной партии и побочной».

Соната — жанр, произведения которого чаще всего создава­лись для исполнения на фортепиано. Большими мастерами такого жанра были известные вам композиторы — В.-А. Моцарт и Л. Бет­ховен. — Какая соната композитора Л. Бетховена считается самой популярной? («Лунная соната», или соната № 14.)

(Педагог исполняет первые такты «Лунной сонаты».)

— Сегодня вы познакомитесь еще с одной известной сонатой Л. Бетховена, которая называется «Патетическая». Запиши­те в тетрадях ее название: «"Патетическая соната", компо­зитор Л. Бетховен».

— Что вам известно о композиторе Л. Бетховене? Как рано проявилась его музыкальность? (С раннего детства, но об­учал его музыке отец, который захотел сделать из сына «вто­рого Моцарта», и обучение было очень строгим.)

Но Бетховен сумел проявить свой талант, и даже сам Мо­царт, когда услышал игру молодого Бетховена, сказал: «Этот парень заставит о себе заговорить весь мир!»

— Какое несчастье постигло Л. Бетховена? (Он простудился, заболел и потерял слух.)

Для композитора, который сочиняет музыку и не слышит ее, потеря слуха была огромной трагедией. Но Бетховен продолжал создавать одно замечательное произведение за другим. В числе сочинений, которые он написал, будучи уже совсем глухим, была и «Патетическая соната». В борьбе со своим несчастьем Л. Бет­ховен был тверд, он говорил так: «Судьбе было угодно испытать меня, но я сам схвачу ее за горло!»

— Запишите, что означает слово «патетика», от которого про­изошло название сонаты Л. Бетховена: «Патетика - при­поднятость, взволнованность, пылкость».

— Значит, какой должна быть музыка в сонате под названием «Патетическая»?

— Запишите в тетрадях, как построена 1-я часть «Патетиче­ской сонаты».

(Педагог диктует текст для записи, при этом он может приво­дить примеры нужных отрывков, исполняя их на инструменте.)

Структура построения 1-й части «Патетической сонаты:

Вступление мрачное, тяжелое, на динамических контрастах.

1-я тема (главная партия) очень быстрая, стремительная, ост­рая, «с огнем».

2-я тема (побочная партия) взволнованная, напевная, в раз­ных регистрах».

Теперь послушайте 1-ю часть «Патетической сонаты». Снача­ла прозвучит вступление, а потом, чередуясь, главная и побочная партии этой сонаты. Договоримся так: вы будете внимательно слушать музыку и показывать пальцами, какая тема начала звучать. Поднимете один палец, значит, звучит 1-я тема, два пальца — значит, зазвучала 2-я тема.

(Прослушивание 1-й части «Патетической сонаты» в записи или в живом исполнении с показом звучания разных тем.)

— Вам понравилась музыка Л. Бетховена?

— Чем она вам понравилась?

— Какой характер этой части «Патетической сонаты»? (Ответы детей, которые подытоживает учитель.)

На мой взгляд, в этой части музыка сначала показывает, что на человека обрушился страшный удар судьбы — это тема вступле­ния. Потом начинает звучать 1 -я тема — главная партия, в которой композитор призывает не сдаваться и преодолевать трудности. И наконец, 2-я тема — побочная партия, где музыка словно раз­говаривает с нами, доказывая, что человек в состоянии воспро­тивиться злой судьбе. Ведь на то он и человек, чтобы бороться с неприятностями и побеждать их.

— Сам композитор Л. Бетховен утверждал: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец». Соответствует ли этому высказыванию «Патетическая соната»?

— Какие еще произведения Л. Бетховена вам известны?

— Поговорим подробнее о вступлении к «Патетической сона­те». Послушайте его еще раз.

(Педагог напоминает тему вступления, исполняя ее или де­монстрируя отрывки фонограммы.)

Мы с вами поиграем в игру «Выбери нужное определение». Я буду называть термины для разбора музыкального вступления к «Патетической сонате», но при этом буду ошибаться. Ваша за­дача — повторять только правильные определения, а при звучании неверных вам надо промолчать.

(Педагог называет следующие определения: мужественная, писклявая, тяжелая, вялая, сумрачная, стаккатная, радостная, мрачная, светлая, задумчивая (неверные определения выделены курсивом).)

Соната - музыкальный жанр, произведения которого предна­значены для исполнения одним музыкантом. Те из вас, кто учит­ся музыке, разучивают и исполняют маленькие учебные сонаты, которые даже называются уменьшительным словом «сонатины». А вот Л. Бетховен создал сонаты, которые исполняются не толь­ко в камерных концертах, в камерных залах, но и в аудиториях с большим числом зрителей. То есть сонаты Л. Бетховена не толь­ко камерная музыка, но и концертная.

IV. Актуализация знаний

1. Повторение песни Г. Струве «Песенка о гамме»

(Повторение и исполнение песни с показом нот гаммы на пальцах.)

2. Прелюдии Ф. Шопена — повторение материала и углубление знаний

— С музыкой какого композитора вы встретились на прошлом уроке?

(Педагог напоминает лейтмотивы прелюдий Ф. Шопена.)

— Вам нравится музыка Ф. Шопена?

— Почему она вам нравится?

— Для какого инструмента он чаще всего создавал свою му­зыку?

Современники Ф. Шопена называли его «поэтом фортепиа­но». И другие композиторы, которые жили в одно время с Ф. Шо­пеном, признавали его одаренность. Например, композитор Р. Шуман так сказал, услышав музыку Ф. Шопена: «Шапки долой, господа, перед вами гений!»

— В какой стране родился Ф. Шопен?

— По каким признакам вы можете определить, что слышите музыку польского композитора?

Послушайте музыкальные миниатюры Ф. Шопена и отметь­те в них использованные композитором средства музыкальной выразительности.

(Прослушивание и разбор пьес Ф. Шопена.)

3. Слушание музыки и разбор романса СВ. Рахманинова «Сирень»

(Преподаватель может продемонстрировать видеозапись кон­цертного исполнения романса. Перед этим школьники вспоми­нают правила поведения на концерте.)

— К какому музыкальному жанру относится романс? (К ка­мерному.)

Какие еще романсы русских и зарубежных композиторов вы знаете?

— Чем отличаются романсы композитора СВ. Рахманинова от романсов других композиторов?

— Почему романс «Сирень» можно назвать миниатюрой?

— Какие еще музыкальные произведения-миниатюры вам известны?

— Посмотрите на репродукции картин, которые украшают нашу доску. Что объединяет их? (Общий объект изображе­ния — цветы.).

— Подумайте, какие оттенки цветов вы бы выбрали, если вам предложили самим нарисовать картину по этому романсу? (Сиреневые, белые, розовые, зеленые, голубые.)

А какая краска для этого лучше всего подошла бы? (Аква­рель.)

Почему вы выбрали бы акварель? (Акварельные картины отличаются более нежными, прозрачными, светлыми оттен­ками.)

Можно ли сказать о романсе «Сирень», что он тоже напо­минает акварельную картину? (Да.)

V. Творческая работа - повторение задания

— Напоминаю, что в этом году вы должны выполнить пись­менную научную работу — проект. Кто из вас работает над проектом?

— У кого проект готов? Кто может провести его защиту на сле­дующем уроке?

Защита проектов проходит в форме доклада, на который от­водится около 10 минут. Вы можете иллюстрировать свои ра­боты рисунками, фотографиями, схемами, диаграммами, ком­пьютерной презентацией. А рассказывать постарайтесь своими словами.

VI. Актуализация знаний

— В прошлой четверти вы слушали романс М.И. Глинки «Ве­нецианская ночь».

(Педагог может исполнить начало романса, аккомпанируя себе на инструменте.)

— Вы помните содержание этого романса? Где происходит действие, описанное в его стихах?

— В какой стране находится город Венеция?

— Чем необычен город?

— А сам композитор М.И. Глинка бывал в Венеции?

— Что передает музыка романса «Венецианская ночь»?

— Какой характер этого романса?

— Какую народную песню напоминает романс М.И. Глинки? (Баркаролу.)

Послушайте этот романс еще раз, отметьте, как в нем ме­няется динамика, его характер.     (Прослушивание и разбор романса.)

— Почему творчество композитора М.И. Глинки ставят в один ряд с творчеством АС. Пушкина?

VII. Вокальная импровизация

Во время весенних каникул в нашей стране проходит неде­ля детской книги. Сегодня вы начнете разучивать стихи извест­ного поэта СВ. Михалкова, которые называются «Песенка юных читателей». Конечно, все стихотворение вам импровизировать не придется, оно достаточно длинное, мы ограничимся отрывками из него. Вот первый отрывок.

В каждом доме, в каждой хате,

В городах и на селе

Начинающий читатель

Держит книгу на столе.

С. Михалков

(Школьники читают текст, запоминают его, выясняют его ха­рактер и после раздумывания поют свои импровизации.)

— Стихи какой знаменитой песни также принадлежат поэту С. Михалкову? (Гимна России.)

VIII. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Какую музыку композитора Л. Бетховена вы знаете?

— Какое из произведений этого композитора вам нравится больше всего и почему?

IX. Рефлексия

— Какие музыкальные жанры можно отнести к камерным?

— Какую камерную музыку вы слушали сегодня?

— Расскажите о жизни Л. Бетховена.

— Какой композитор признал в нем большой талант?

— Какие пьесы создал Л. Бетховен?

— Музыку каких жанров сочинял этот композитор?

— Что означает слово «патетика»?

— Какой по характеру является «Патетическая соната»?

— Расскажите о жанре сонаты.

— Из каких частей состоит 1-я часть «Патетической сонаты»?

— Расскажите о вступлении к этой сонате.

— Расскажите о ее основных темах.

— Как можно сопоставить жизнь Л. Бетховена и музыку «Па­тетической сонаты»?

— Для какого голоса создан романс «Сирень»?

— Какая певица любила исполнять музыку СВ. Рахманинова?

— Что в музыке романса «Сирень» напоминает акварельный рисунок?

— Какие миниатюры Ф. Шопена вы слушали?

— Расскажите об их характерах.

X. Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• вступление к «Патетической сонате» Л. Бетховена;

• главная партия «Патетической сонаты» Л. Бетховена;

• любая мазурка Ф. Шопена.)

Знаев

Физика

Химия

Поиск

Блок "Поделиться"

Петербурговедение

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru