Созвездие отличников

Начальная школа

Школярик

Русский язык

Тетрадкин Град

Литература

История

Биология

География

Математика

Сова Филиновна

 

Цели: провести повторение знакомых музыкальных форм; начать работу по разучиванию нового канона; закрепить манеру кантиленного пения; повторить анализ музыкальных произведе­ний предыдущего урока; провести работу над дыханием, активной подачей звука и четкой артикуляцией при разучивании и пении военной песни; познакомить с инструментальным вступлением к песне, произвести разбор его художественных образов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся работе над пе­нием канона; отработают протяженное дыхание; закрепят приемы анализа музыкальных сочинений.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание «Вариаций на тему рококо» П. И. Чайковского, выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Отцовская слава» композитора Г. Струве.

Оформление доски: репродукция картины на военную тему; картины или фотографии с изображением сирени; портреты композиторов П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, СВ. Рах­манинова; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра; плакат с записью текста для вокальной импровизации.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Исполняют начало песни «Светит месяц» от разных звуков, восходящую и нисходящую мажорную гамму от 2—3 разных звуков.

Повторяют исполнение гаммы до-мажор с показом звуковедения на пальцах, дыхательные упражнения.)

Дыхательное упражнение «Любимый аромат»

Представьте себе, что перед вами находится ваш любимый цветок, от которого идет удивительный аромат, и вы с на­слаждением вдыхаете этот запах. Сделайте глубокий вдох, потом выдох.

(Повтор синхронного дыхания 3—4 раза.)

— Теперь запомните фразу: «Мне нравится аромат этого цвет­ка». Повторите ее все вместе хором на одном выдохе.

(Класс выполняет упражнение.)

— Усложним это задание — сделаем фразу более длинной: «Мне нравится прекрасный аромат этого удивительного цветка». Произнесите на одном выдохе.

II. Работа с тетрадями - запись темы урока

— Отгадайте произведение по его начальным звукам. (Педагог исполняет на инструменте лейтмотив «Вариаций на тему рококо» П.И. Чайковского, школьники хором произно­сят название сочинения.)

— Какая форма у этого произведения?

— Какая форма у песни «Светит месяц»? (Простая одночастная.)

Какая форма у песни «Дорога добра»? (Простая одночастная.)

— ВI четверти вы разучивали песню «Точка, точка, запятая». (Педагог исполняет начало песни на инструменте.)

— Какая форма у этой песни? (Двухчастная песня с припевом.) Сегодня вы также услышите и исполните произведения раз­ных музыкальных форм. Запишите в тетрадях тему урока: «Музыкальная форма».

III. «Отцовская слава» - повторение, завершение разучивания

(Школьники повторяют 1-й и 2-й куплеты песни «Отцовская слава».)

— Песня начинается со вступления. Послушайте его и спойте первый звук: «На-ам».

(Педагог исполняет вступление, школьники несколько раз срабатывают начало пения.)

— Менялся ли характер музыки вступления? (Да.)

— Как вступление менялось по динамике? (Сначала звучало форте, потом — пиано.)

— Что передавало громкое, грозное звучание? (Гордость за от­цовскую славу, торжественность.)

Послушайте, как потом изменится музыка. (Педагог исполняет окончание вступления.)

— Что вам напомнило звучание этого отрывка? (Бег коней.)

Верно. Ведь и в песне вы поете про конницу, которая громила

ирагов. Вот и далее в сопровождении будет звучать имитация бега коней.

(Педагог исполняет нужный отрывок из сопровождения песни.) Послушайте еще раз вступление и спойте два куплета. Отрывок из вступления, имитирующий конную скачку, будет повто­риться после каждого куплета. (Класс поет два куплета.)

— Послушайте текст 3-го куплета.

Пусть проносится время, нам сияет всегда

На буденновском шлеме огневая звезда.

(Школьники повторяют слова и поют 3-й куплет.)

— Что означают слова «буденновский шлем»? (Буденновка — головной убор воинов Красной Армии, он получил свое название по фамилии командира армии СМ. Буденного.)

Объединим все три куплета. Обратите внимание: во вступлении музыка сначала звучала форте, а потом — пиано. Зато в каждом куплете надо спеть с обратной динамикой: начать негромко, а потом, при повторении окончания — громче. В таком динами­ческом решении песня прозвучит интереснее.

(Исполняют три куплета песни с нужной динамикой.)

— Осталось разучить последний, 4-й куплет.

4.   Вторят эхом дубравы, и поля, и луга: «Нам отцовская слава дорога, дорога».

(Класс разучивает слова и поет куплет.)

— Попробуем соединить все разученные куплеты вместе. Фи­нал последнего куплета потяните подольше, пока прозвучит окончание в сопровождении.

IV. Актуализация знаний

1. Повторение песни «Дорога добра»

— Как надо дирижировать этой песней? (Плавной вертикалью.)

Спойте последний куплет и продирижируйте.

— Исполните эту песню так, как вы пели ее на прошлом уро­ке, — по рядам с запевалой, а повторения куплетов и по­следний куплет — все вместе. Кто хочет быть дирижерами?

(Назначение дирижеров, песню исполняют с покуплетным дирижированием.)

2. Музыкальный пейзаж

Вы слышали много прекрасных музыкальных произведе­ний, в которых предстают картины природы - музыкаль­ные пейзажи. Какие музыкальные пейзажи вы можете назвать? (П. И. Чайковский «Осенняя песнь» и «На тройке», Э. Григ «Утро» и «Заход солнца», Г. Свиридов «Тройка».)

V. Знакомство с новым материалом

— Какие произведения композитора С.В. Рахманинова вы знае­те? («Вокализ», 3-й Концерт для фортепиано с оркестром.)

— Сегодня вы услышите романс С.В. Рахманинова, который называется «Сирень». Запишите в тетрадях название роман­са и фамилию композитора: «"Сирень", романс на музыку С.В. Рахманинова».

— Романс — вокальное сочинение или инструментальное? (Вокальное, романс предназначен для исполнения голосом.)

Любимыми цветами композитора была сирень. Вы помни­те, что С.В. Рахманинов был вынужден уехать из России, но до конца жизни он тосковал по своей родине. И для него образом России была сирень. Посмотрите, как выглядят ее цветы - они собраны в большую кисть, состоящую из мелких цветочков. " У каждого цветка сирени четыре лепестка. Но если поискать, то можно найти цветочек с пятью лепестками. Считается, что тот, кто найдет такой цветок, будет счастлив. Вот об этом и по­ется в романсе.

Сирень

Поутру, на заре, по росистой траве

Я пойду свежим утром дышать.

И в душистую тень, где теснится сирень,

Я пойду свое счастье искать.

Счастье в жизни одно мне найти суждено,

И то счастье в сирени живет.

На зеленых ветвях, на душистых кистях

Мое бедное счастье цветет.

К Бекетова

- Теперь послушайте романс С.В. Рахманинова «Сирень» и отметьте характер начала. Произойдет ли в этом произ­ведении смена характера частей?

- Каков общий характер романса? (Напевный, медленный, грустный.)

Вы уже знаете пушкинское выражение — «печаль моя светла». Наверное, и в этом произведении такое настроение - легкое, не­много печальное, но ведь печаль эта светлая. Нельзя же на самом деле думать, что счастье человека заключается в том, найдет он или нет цветок с пятью лепестками. Поэтому романс «Сирень» надо исполнять и слушать с улыбкой, потому что счастье, заклю­ченное в цветке, конечно же, шутка. Вот и композитор это подчер­кивает, и свой романс он сочинил в мажорном ладу — уверенном, твердом, солнечном.

- Каким было вступление к романсу? (Легким, высоким, хо­лодноватым.)

- Как начинался романс, в какой динамике? (Осторожно, на пиано.)

В этой части фразы были короткими, легкими, на тесно рас­положенных звуках.

(Педагог демонстрирует напев начала.)

Словно музыка напоминает, как человек шел по холодной ут­ренней росе к кусту сирени, чтобы отыскать свое счастье — нуж­ный цветок.

- Менялся ли потом характер основной мелодии? (Да, ста­новился взволнованным, более громким.)

И музыка это очень хорошо передает, становясь распевной. В ней появляются длинные ноты. Мелодия приобретает гибкость, полетность, переходит из верхнего регистра в нижний и наоборот. — Какой голос пел романс «Сирень»? (Сопрано высокий жен­ский голос.)

— Сколько частей в романсе «Сирень»? (Две — спокойная и взволнованная.)

— Как называются произведения, состоящие из двух частей? (Двухчастные.)

— В каком музыкальном ладу написан романс? (В мажоре.)

VI. Актуализация знаний

1. «Старый замок» М.П. Мусоргского

(Слушание целиком или отрывка из произведения.)

— Какой характер пьесы?

— Что можно представить, слушая песню трубадура?

2. «Вариации на тему рококо»

(Слушание начала и отрывка из произведения.)

— Для какого солирующего инструмента создано это произ­ведение?

— На каком музыкальном конкурсе оно является обязатель­ным для исполнения?

VII. Метроритмические движения с изменением их динамики

(Повторение, исполнение с движениями русской народной песни «Светит месяц».)

VIII. Разучивание новой песни

— Какой композитор сочинил музыку к песне «Отцовская слава»? (Георгий Струве.)

Георгий Струве — известный композитор, который сочинял песни в основном для исполнения детьми. Он сам был хоровым дирижером, руководителем детского хора и поэтому хорошо знал особенности детских голосов. Сегодня вы познакомитесь еще с одной песней этого композитора. Она посвящена празд­нику 8 Марта. Только поздравление с праздником будет необыч­ным — в виде песни, где вы в припеве будете исполнять гамму до-мажор, показывая ее на пальцах. Запишите в тетрадях название песни и фамилию композитора: «"Песенка о гамме", композитор Г. Струве».

(Педагог читает слова.)

Мы с праздником весенним хотим поздравить маму.

Мы выучим все ноты и пропоем ей гамму.

Мы ДО отыщем ДОма, мы РЕ в РЕке поймаем,                      

И у МИнутки быстрой про МИ мы разузнаем.

(Школьники повторяют слова и запоминают их.)        

Что необычного было в словах песни? (Там говорилось о но­тах, названия которых потом встречались в словах.) (Педагог демонстрирует мелодию песни.)

— Как вы считаете, в этой песне мелодия простая или слож­ная? (Простая.)

Какое в ней голосоведение - плавное или скачкообразное? (Плавное.)

— Имеется ли в мелодии повторение? (Да.)

— Послушайте еще раз мелодию начала куплета и спойте ее. (Педагог показывает напев начала куплета и разучивает его с классом.)

— Вторая часть куплета начинается с повторения, но оконча­ние в ней будет другим, послушайте этот отрывок. (Показ и разучивание второй части запева.)

— Объедините вместе весь куплет, а в тех местах, где вы назы­ваете ноты гаммы, их надо показывать на пальцах, которые выполняют роль нотоносца.

Далее следует припев, где вы должны исполнить гамму до-ма­жор — сначала вверх, потом вниз, также показывая ноты на пальцах.

(Школьники поют гамму в восходящем и нисходящем движе­нии с нужным показом.)

— Объедините вместе запев и припев. (Исполнение запева и припева целиком.)

- Послушайте слова 2-го куплета.

2.   Мы ФА и СОЛЬ в тарелке увидим за обедом,

Проквакают ЛЯгушки нам ноту ЛЯ дуэтом.

А СИ нам прощебечет СИница на заборе.

Теперь споем всю гамму мы маме в ДО-МАЖОРЕ.

(Школьники повторяют, разучивают текст 2-го куплета, поют его сначала отдельно, а потом повторяют с припевом.)

- Попробуем спеть всю песенку целиком. Два куплета испол­ните с текстом, который вы разучили. А вместо 3-го куплета спойте вокализ на слог «ля-ля-ля». И в самом конце снова исполните всю гамму вверх и вниз.

IX. Вокальная импровизация

(Педагог показывает текст для новой импровизации, школь­ники его запоминают, выбирают средства музыкальной вырази­тельности и показывают свои вокальные напевы для него.) Ветер, ветер, ветерок,

Обгоняешь ты сорок,

А сейчас, а сейчас

Догони попробуй нас.

И. Логинов

X. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

- Сколько куплетов в песне «Отцовская слава»?

- Какой романс сочинил композитор СВ. Рахманинов?

XI. Рефлексия

- Как менялось вступление к песне «Отцовская слава»?

- Что передавали разные музыкальные образы вступления?

- Какая форма у этой песни?

- Как менялся характер музыки в романсе «Сирень»?

- Какая форма у этого романса?

- В какую сюиту входит пьеса М.П. Мусоргского «Старый замок»?

- Какие еще пьесы из сюиты «Картинки с выставки» вы по­мните?

- Чем примечательна песня, которую вы начали учить сегодня?

XII. Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• романс «Сирень» композитора СВ. Рахманинова;

• песня «Отцовская слава» композитора Г. Струве;

• пьеса «Старый замок» композитора М.П. Мусоргского.)

Информатика

Знаев

Физика

Химия

Поиск

Блок "Поделиться"

Петербурговедение

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru