Цели: провести повторение знакомых музыкальных форм; начать работу по разучиванию нового канона; закрепить манеру кантиленного пения; повторить анализ музыкальных произведений предыдущего урока; провести работу над дыханием, активной подачей звука и четкой артикуляцией при разучивании и пении военной песни; познакомить с инструментальным вступлением к песне, произвести разбор его художественных образов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся работе над пением канона; отработают протяженное дыхание; закрепят приемы анализа музыкальных сочинений.
Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание «Вариаций на тему рококо» П. И. Чайковского, выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Отцовская слава» композитора Г. Струве.
Оформление доски: репродукция картины на военную тему; картины или фотографии с изображением сирени; портреты композиторов П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, СВ. Рахманинова; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра; плакат с записью текста для вокальной импровизации.
Ход урока
I. Музыкальная разминка
(Исполняют начало песни «Светит месяц» от разных звуков, восходящую и нисходящую мажорную гамму от 2—3 разных звуков.
Повторяют исполнение гаммы до-мажор с показом звуковедения на пальцах, дыхательные упражнения.)
Дыхательное упражнение «Любимый аромат»
— Представьте себе, что перед вами находится ваш любимый цветок, от которого идет удивительный аромат, и вы с наслаждением вдыхаете этот запах. Сделайте глубокий вдох, потом выдох.
(Повтор синхронного дыхания 3—4 раза.)
— Теперь запомните фразу: «Мне нравится аромат этого цветка». Повторите ее все вместе хором на одном выдохе.
(Класс выполняет упражнение.)
— Усложним это задание — сделаем фразу более длинной: «Мне нравится прекрасный аромат этого удивительного цветка». Произнесите на одном выдохе.
II. Работа с тетрадями - запись темы урока
— Отгадайте произведение по его начальным звукам. (Педагог исполняет на инструменте лейтмотив «Вариаций на тему рококо» П.И. Чайковского, школьники хором произносят название сочинения.)
— Какая форма у этого произведения?
— Какая форма у песни «Светит месяц»? (Простая одночастная.)
— Какая форма у песни «Дорога добра»? (Простая одночастная.)
— ВI четверти вы разучивали песню «Точка, точка, запятая». (Педагог исполняет начало песни на инструменте.)
— Какая форма у этой песни? (Двухчастная — песня с припевом.) Сегодня вы также услышите и исполните произведения разных музыкальных форм. Запишите в тетрадях тему урока: «Музыкальная форма».
III. «Отцовская слава» - повторение, завершение разучивания
(Школьники повторяют 1-й и 2-й куплеты песни «Отцовская слава».)
— Песня начинается со вступления. Послушайте его и спойте первый звук: «На-ам».
(Педагог исполняет вступление, школьники несколько раз срабатывают начало пения.)
— Менялся ли характер музыки вступления? (Да.)
— Как вступление менялось по динамике? (Сначала звучало форте, потом — пиано.)
— Что передавало громкое, грозное звучание? (Гордость за отцовскую славу, торжественность.)
— Послушайте, как потом изменится музыка. (Педагог исполняет окончание вступления.)
— Что вам напомнило звучание этого отрывка? (Бег коней.)
Верно. Ведь и в песне вы поете про конницу, которая громила
ирагов. Вот и далее в сопровождении будет звучать имитация бега коней.
(Педагог исполняет нужный отрывок из сопровождения песни.) Послушайте еще раз вступление и спойте два куплета. Отрывок из вступления, имитирующий конную скачку, будет повториться после каждого куплета. (Класс поет два куплета.)
— Послушайте текст 3-го куплета.
Пусть проносится время, нам сияет всегда
На буденновском шлеме огневая звезда.
(Школьники повторяют слова и поют 3-й куплет.)
— Что означают слова «буденновский шлем»? (Буденновка — головной убор воинов Красной Армии, он получил свое название по фамилии командира армии СМ. Буденного.)
Объединим все три куплета. Обратите внимание: во вступлении музыка сначала звучала форте, а потом — пиано. Зато в каждом куплете надо спеть с обратной динамикой: начать негромко, а потом, при повторении окончания — громче. В таком динамическом решении песня прозвучит интереснее.
(Исполняют три куплета песни с нужной динамикой.)
— Осталось разучить последний, 4-й куплет.
4. Вторят эхом дубравы, и поля, и луга: «Нам отцовская слава дорога, дорога».
(Класс разучивает слова и поет куплет.)
— Попробуем соединить все разученные куплеты вместе. Финал последнего куплета потяните подольше, пока прозвучит окончание в сопровождении.
IV. Актуализация знаний
1. Повторение песни «Дорога добра»
— Как надо дирижировать этой песней? (Плавной вертикалью.)
— Спойте последний куплет и продирижируйте.
— Исполните эту песню так, как вы пели ее на прошлом уроке, — по рядам с запевалой, а повторения куплетов и последний куплет — все вместе. Кто хочет быть дирижерами?
(Назначение дирижеров, песню исполняют с покуплетным дирижированием.)
2. Музыкальный пейзаж
— Вы слышали много прекрасных музыкальных произведений, в которых предстают картины природы - музыкальные пейзажи. Какие музыкальные пейзажи вы можете назвать? (П. И. Чайковский «Осенняя песнь» и «На тройке», Э. Григ «Утро» и «Заход солнца», Г. Свиридов «Тройка».)
V. Знакомство с новым материалом
— Какие произведения композитора С.В. Рахманинова вы знаете? («Вокализ», 3-й Концерт для фортепиано с оркестром.)
— Сегодня вы услышите романс С.В. Рахманинова, который называется «Сирень». Запишите в тетрадях название романса и фамилию композитора: «"Сирень", романс на музыку С.В. Рахманинова».
— Романс — вокальное сочинение или инструментальное? (Вокальное, романс предназначен для исполнения голосом.)
Любимыми цветами композитора была сирень. Вы помните, что С.В. Рахманинов был вынужден уехать из России, но до конца жизни он тосковал по своей родине. И для него образом России была сирень. Посмотрите, как выглядят ее цветы - они собраны в большую кисть, состоящую из мелких цветочков. " У каждого цветка сирени четыре лепестка. Но если поискать, то можно найти цветочек с пятью лепестками. Считается, что тот, кто найдет такой цветок, будет счастлив. Вот об этом и поется в романсе.
Сирень
Поутру, на заре, по росистой траве
Я пойду свежим утром дышать.
И в душистую тень, где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать.
Счастье в жизни одно мне найти суждено,
И то счастье в сирени живет.
На зеленых ветвях, на душистых кистях
Мое бедное счастье цветет.
К Бекетова
- Теперь послушайте романс С.В. Рахманинова «Сирень» и отметьте характер начала. Произойдет ли в этом произведении смена характера частей?
- Каков общий характер романса? (Напевный, медленный, грустный.)
Вы уже знаете пушкинское выражение — «печаль моя светла». Наверное, и в этом произведении такое настроение - легкое, немного печальное, но ведь печаль эта светлая. Нельзя же на самом деле думать, что счастье человека заключается в том, найдет он или нет цветок с пятью лепестками. Поэтому романс «Сирень» надо исполнять и слушать с улыбкой, потому что счастье, заключенное в цветке, конечно же, шутка. Вот и композитор это подчеркивает, и свой романс он сочинил в мажорном ладу — уверенном, твердом, солнечном.
- Каким было вступление к романсу? (Легким, высоким, холодноватым.)
- Как начинался романс, в какой динамике? (Осторожно, на пиано.)
В этой части фразы были короткими, легкими, на тесно расположенных звуках.
(Педагог демонстрирует напев начала.)
Словно музыка напоминает, как человек шел по холодной утренней росе к кусту сирени, чтобы отыскать свое счастье — нужный цветок.
- Менялся ли потом характер основной мелодии? (Да, становился взволнованным, более громким.)
И музыка это очень хорошо передает, становясь распевной. В ней появляются длинные ноты. Мелодия приобретает гибкость, полетность, переходит из верхнего регистра в нижний и наоборот. — Какой голос пел романс «Сирень»? (Сопрано — высокий женский голос.)
— Сколько частей в романсе «Сирень»? (Две — спокойная и взволнованная.)
— Как называются произведения, состоящие из двух частей? (Двухчастные.)
— В каком музыкальном ладу написан романс? (В мажоре.)
VI. Актуализация знаний
1. «Старый замок» М.П. Мусоргского
(Слушание целиком или отрывка из произведения.)
— Какой характер пьесы?
— Что можно представить, слушая песню трубадура?
2. «Вариации на тему рококо»
(Слушание начала и отрывка из произведения.)
— Для какого солирующего инструмента создано это произведение?
— На каком музыкальном конкурсе оно является обязательным для исполнения?
VII. Метроритмические движения с изменением их динамики
(Повторение, исполнение с движениями русской народной песни «Светит месяц».)
VIII. Разучивание новой песни
— Какой композитор сочинил музыку к песне «Отцовская слава»? (Георгий Струве.)
Георгий Струве — известный композитор, который сочинял песни в основном для исполнения детьми. Он сам был хоровым дирижером, руководителем детского хора и поэтому хорошо знал особенности детских голосов. Сегодня вы познакомитесь еще с одной песней этого композитора. Она посвящена празднику 8 Марта. Только поздравление с праздником будет необычным — в виде песни, где вы в припеве будете исполнять гамму до-мажор, показывая ее на пальцах. Запишите в тетрадях название песни и фамилию композитора: «"Песенка о гамме", композитор Г. Струве».
(Педагог читает слова.)
Мы с праздником весенним хотим поздравить маму.
Мы выучим все ноты и пропоем ей гамму.
Мы ДО отыщем ДОма, мы РЕ в РЕке поймаем,
И у МИнутки быстрой про МИ мы разузнаем.
(Школьники повторяют слова и запоминают их.)
— Что необычного было в словах песни? (Там говорилось о нотах, названия которых потом встречались в словах.) (Педагог демонстрирует мелодию песни.)
— Как вы считаете, в этой песне мелодия простая или сложная? (Простая.)
— Какое в ней голосоведение - плавное или скачкообразное? (Плавное.)
— Имеется ли в мелодии повторение? (Да.)
— Послушайте еще раз мелодию начала куплета и спойте ее. (Педагог показывает напев начала куплета и разучивает его с классом.)
— Вторая часть куплета начинается с повторения, но окончание в ней будет другим, послушайте этот отрывок. (Показ и разучивание второй части запева.)
— Объедините вместе весь куплет, а в тех местах, где вы называете ноты гаммы, их надо показывать на пальцах, которые выполняют роль нотоносца.
Далее следует припев, где вы должны исполнить гамму до-мажор — сначала вверх, потом вниз, также показывая ноты на пальцах.
(Школьники поют гамму в восходящем и нисходящем движении с нужным показом.)
— Объедините вместе запев и припев. (Исполнение запева и припева целиком.)
- Послушайте слова 2-го куплета.
2. Мы ФА и СОЛЬ в тарелке увидим за обедом,
Проквакают ЛЯгушки нам ноту ЛЯ дуэтом.
А СИ нам прощебечет СИница на заборе.
Теперь споем всю гамму мы маме в ДО-МАЖОРЕ.
(Школьники повторяют, разучивают текст 2-го куплета, поют его сначала отдельно, а потом повторяют с припевом.)
- Попробуем спеть всю песенку целиком. Два куплета исполните с текстом, который вы разучили. А вместо 3-го куплета спойте вокализ на слог «ля-ля-ля». И в самом конце снова исполните всю гамму вверх и вниз.
IX. Вокальная импровизация
(Педагог показывает текст для новой импровизации, школьники его запоминают, выбирают средства музыкальной выразительности и показывают свои вокальные напевы для него.) Ветер, ветер, ветерок,
Обгоняешь ты сорок,
А сейчас, а сейчас
Догони попробуй нас.
И. Логинов
X. Блицопрос
(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)
- Сколько куплетов в песне «Отцовская слава»?
- Какой романс сочинил композитор СВ. Рахманинов?
XI. Рефлексия
- Как менялось вступление к песне «Отцовская слава»?
- Что передавали разные музыкальные образы вступления?
- Какая форма у этой песни?
- Как менялся характер музыки в романсе «Сирень»?
- Какая форма у этого романса?
- В какую сюиту входит пьеса М.П. Мусоргского «Старый замок»?
- Какие еще пьесы из сюиты «Картинки с выставки» вы помните?
- Чем примечательна песня, которую вы начали учить сегодня?
XII. Контрольный момент: «Угадай-ка»
(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произведений. Школьники должны записать в тетрадях:
• романс «Сирень» композитора СВ. Рахманинова;
• песня «Отцовская слава» композитора Г. Струве;
• пьеса «Старый замок» композитора М.П. Мусоргского.)