Цели: продолжить работу над певческим двухголосием; отработать художественное исполнение песен; углубить работу по теме «героическая музыка»; провести анализ разной музыки героической тематики.
Планируемые результаты: учащиеся научатся петь в унисон и на два голоса; запомнят исполнительский план песен; углубят свои знания произведений героического характера.
Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание «Вокализа» СВ. Рахманинова, выходят из него после урока под собственное исполнение «Песенки зверей» композитора Б. Чайковского.
Оформление доски: репродукции картин с изображением героических страниц истории России и исполнителей русских народных песен (например, «Северная идиллия» К. Коровина, «Северная песня» В. Попкова), русских народных костюмов; фотографии Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского; портреты композиторов М.И. Глинки, Г. Гладкова, СС. Прокофьева.
Ход урока
I. Музыкальная разминка
(Повторение двухголосного распевания «Мы поем» в форме переклички. После чего это распевание поют в виде канона на два голоса. Пение упражнения каноном, потом группы меняются ролями. Повторяют пение каноном народной песни «Со вьюном я хожу».
Повторяют упражнение на развитие широкого дыхания «По ступенькам».)
— Вспомните, как называется это произведение. (Педагог исполняет начало канона — норвежской народной песни «Камертон».)
— Как поется это произведение? (Каноном на 2 голоса.)
— Повторите слова начала канона.
(Повторение слов и мелодии основной темы канона, после чего начало хора поют каноном.
Повторяют скороговорку в быстром темпе всем классом и индивидуально.)
II. Психологическая настройка на занятие
— Сядьте удобно, опустите головы, закройте глаза. Я буду произносить фразы, а вы повторяйте за мной негромко, спокойно и при этом свободно, глубоко дышите.
Я нахожусь на уроке музыки.
Мне нравится работать на уроке музыки.
Мне нравится слушать музыку.
Я буду слушать музыку внимательно, чтобы лучше понять ее.
Я буду стараться хорошо петь песни.
Я буду внимательно слушать музыку и отвечать на вопросы учителя.
Я буду хорошим учеником и получу за урок высокую оценку.
III. Народные песни - продолжение работы
Вот теперь вы получили нужную настройку на сегодняшнее занятие. Приступим к следующему этапу работы на уроке. (Повторение песни «Милый мой хоровод» с движениями. Повторение 1-го и 2-го куплетов песни «А мы просо сеяли», их исполнение с танцевальными движениями.)
— Послушайте текст 3-го куплета.
Девочки. А чего ж вам надобно, надобно?
Ой, дид Ладо, надобно, надобно?
Мальчики. А нам надо девицу, девицу,
Ой, дид Ладо, девицу, девицу.
(Школьники повторяют слова 3-го куплета, после чего исполняют их с движениями.)
— Соединим все 3 куплета песни целиком. (Исполнение песни полностью.)
IV. Расширение знаний о народной песне
- На прошлом уроке вы начали слушать отрывок из рассказа писателя И.С. Тургенева «Певцы». О чем говорилось в этом рассказе? (Про соревнование двух певцов.)
— Как назвал писатель этих двух певцов? (Яшка-Турок и рядчик.)
— Какое описание внешности этих двух героев дает писатель?
— Кто из певцов выступал первым? (Рядчик.)
— Какую песню исполнял рядчик? (Веселую, плясовую.)
— Каким голосом он пел? (Высоким — тенором и фальцетом.)
— Как поддерживали пение рядчика слушатели?
— Послушайте окончание рассказа «Певцы». (Педагог читает окончание рассказа.)
Певцы (отрывок)
...Яков взялся рукой за горло.
— Что, брат, того... что-то... Гм... Не знаю, право, что-то того...
— Ну, полно, не робей. Стыдись!., чего вертишься?.. Пой, как Бог тебе велит...
Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой... Все так и впились в него глазами, особенно рядчик, у которого на лице, сквозь обычную самоуверенность и торжество успеха, проступило невольное, легкое беспокойство. Он прислонился к стене и опять положил под себя обе руки, но уже не болтал ногами. Когда же наконец Яков открыл свое лицо - оно было бледно, как у мертвого; глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел... Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась. За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но все еще видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым - третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня.
«Не одна во поле дороженька пролегала», — пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более — он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся...
Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участьем. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня... Я оглянулся - жена целовальника плакала, припав грудью к окну. Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще прежнего; Николай Иваныч потупился, Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шепотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился... Не знаю, чем бы разрешилось всеобщее томленье, если б Яков вдруг не кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке — словно голос у него оборвался. Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он еще петь; но он раскрыл глаза, словно удивленный нашим молчаньем, вопрошающим взором обвел всех кругом и увидал, что победа была его...
— Яша, — проговорил Дикий-Барин, положил ему руку на плечо и — смолк.
Мы все стояли как оцепенелые. Рядчик тихо встал и подошел к Якову. «Ты... твоя... ты выиграл», — произнес он наконец с трудом и бросился вон из комнаты.
... Яков наслаждался своей победой, как дитя; все его лицо преобразилось; особенно его глаза так и засияли счастьем...
... Долго я не мог задремать; долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова...
(Педагог задает вопросы и помогает школьникам найти правильные ответы, зачитывая нужные отрывки из рассказа.)
— Кто же стал победителем в этом соревновании певцов?
— Какую песню пел Яков?
— Как слушали его зрители?
— Что было после того, как он завершил свое пение?
— Был ли Яков уверен в себе перед началом состязания?
— Что хотел показать своим рассказом писатель Тургенев? (Талант простых русских людей, их умение проникать своим пением в самое сердце слушателей и порождать сильный эмоциональный отклик.)
— Учился ли Яков где-нибудь пению? (Нет.)
Людей, у которых таланты открываются сами по себе, неожиданно, но так, что покоряют всех окружающих, называют «самородки». Так еще принято называть большие природные слитки золота, которые обнаруживают при поисках полезных ископаемых. То есть талантливых людей мы сравниваем с бесценным золотом, и это очень важно.
— Найдите на доске картину, где показано звучание русской народной музыки.
— По каким признакам можно убедиться в том, что музыка проникла в самую душу слушателей?
V. Актуализация знаний - «героическая музыка»
— Какие примеры героической музыки вы знаете?
— Спойте главную тему хора М.И. Глинки «Славься!». Послушайте финал оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Сегодня вы послушаете отрывки из героической кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский». В этой кантате рассказывается о подлинном историческом событии — битве русского князя Александра Невского с врагами — немецкими псами-рыцарями на льду Чудского озера, о победе русского войска над немцами.
— От какого слова произошло слово «кантата»?
— Какой отрывок из этой кантаты вы уже слушали? (Хор «Вставайте, люди русские!».)
— Спойте главную мелодию этого хора. (Класс поет тему «Вставайте, люди русские!».)
— Вспомните и спойте тему средней части, которую поет женский хор, - «На Руси большой, на Руси родной не бывать врагу».
— Послушайте хор «Вставайте, люди русские!», отметьте, как менялся характер каждой части и кто их исполнял.
— Сколько частей в этом хоре?
— Какой хор исполнял эту часть?
— Какой хор пел среднюю часть? (Женский.)
— Как менялся характер частей?
VI. Знакомство с новым материалом: отрывок из кантаты «Мертвое поле»
— Послушайте мелодию русской народной песни. (Педагог исполняет мелодию плача.)
— Какой характер у этой музыки? (Протяжный, мрачный, тоскливый.)
— Определите жанр русской народной песни с таким мотивом? (Плач.)
Сейчас вы послушаете отрывок из кантаты «Александр Невский», который называется «Мертвое поле». В этом отрывке показано поле военного сражения после битвы. Ночью по полю ходит девушка и ищет своего убитого жениха.
— Какому жанру народной песни близка мелодия этой части кантаты? (Плачу.)
— Запишите в тетрадях название: «"Мертвое поле", отрывок из кантаты "Александр Невский", композитор С.С. Прокофьев».
— Послушайте, какими словам начинается отрывок «Мертвое поле».
Я пойду, пойду по полю белому,
Полечу по полю смертному,
Поищу я славных соколов,
Женихов моих, добрых молодцев.
Кто лежит, мечами порубленный,
Кто лежит, стрелой пораненный.
Напоили они кровью алою
Землю честную, землю русскую.
(Слушание отрывка «Мертвое поле».)
— Какому народному жанру близка музыка этой части?
— Кто исполнял эту часть? (Симфонический оркестр и певица-солистка.)
— Солистка, которая пела эту часть, имела низкий голос, который называется «меццо-сопрано». Какие оперные партии для исполнения голосом меццо-сопрано вы знаете? (Лель в опере композитора НА. Римского-Корсакова «Снегурочка».)
VII. Актуализация знаний
1. Повторение «Песни о России», песни «Точка, точка, запятая»
(Школьники повторяют исполнение «Песни о России» с дирижерами и солистами-запевалами.
Повторение выученной части песни «Точка, точка, запятая», отрабатывается исполнение частей в нужных характерах и с дирижированием.)
2. «Точка, точка, запятая» - отработка художественного исполнения
Чтобы завершить работу над песней разучим ее окончание -финал. Он заканчивается повторением начала — слова «точка, точка, запятая» повторяются три раза с уже известным вам подголоском «ла-ла, ла-ла». Каждый раз эта фраза должна звучать все тише и тише. Пусть у слушателей сложится впечатление, что нарисованный человечек уходит от нас дальше и дальше по дороге жизни.
— Отработайте окончание песни. (Пропевание финала с подголоском.)
- Осталось спеть всю песню целиком. (Исполнение всей песни с начала до конца.)
VIII. «Песенка зверей» - разучивание новой песни
Сегодня вы начнете разучивать новую песню, у которой особое предназначение. Каждый месяц у кого-то из вас особый праздник — день рождения.
- Вы любите этот праздник? За что вы его любите?
- Как принято отмечать день рождения?
Для этого праздника вы и разучите новую песню. Она называется «Песенка зверей» и звучит в музыкальной сказке под названием «У слоненка день рождения». Музыку для нее написал композитор Борис Чайковский. Только не путайте этого композитора с его однофамильцем - Петром Ильичом Чайковским!
Композитор Петр Ильич Чайковский жил и создавал свою музыку в далеком XIX в. А композитор Борис Чайковский - наш современник, и музыка, которую он сочиняет, предназначена для пения детьми. Запишите в тетрадях название песни, которую вы будете разучивать, и фамилию автора этой музыки: «"Песенка зверей"», музыка Б. Чайковского».
В песне поется про то, как звери отправляются на день рождения к слоненку, а ведет их учитель - сурок. Помните, в песне немецкого композитора Л. Бетховена сурок странствовал вместе с бродячим музыкантом. А в этой песенке он стал учителем музыки и играет на скрипочке. Послушайте эту песню.
(Педагог показывает новую песню.)
- Каким был характер музыки в этой песне? (Веселым, бойким, радостным, светлым.)
- Сколько частей в этой песне? (Две — запев и припев.)
- Был лив этой песне вокализ?
- Послушайте слова 1-го куплета.
1. Мы идем к Слоненку в гости
На рождение.
Нам готовят, нам готовят
Угощение.
Слова Д. Самойлова
(Школьники повторяют и запоминают слова.)
- Послушайте мелодию запева, она очень простая и будет повторяться дважды.
(Педагог демонстрирует мелодию запева, школьники ее разучивают и исполняют.)
- Теперь послушайте и запомните слова припева.
Припев. Нас ведет сурок, знаменитый педагог.
Он на скрипочке играет, звери песенку поют.
- Послушайте мелодию припева. (Педагог показывает мелодию припева, школьники ее запоминают и исполняют.)
- Припев будет завершаться вокализом - в нем вы покажете, как сурок играет на скрипочке.
(Педагог показывает мелодию вокализа, школьники ее разучивают и поют на слоги «тир-ли».)
— Соединим вместе начало припева и его вокализ.
— Соединим вместе запев и припев с вокализом. (Исполняют выученный отрывок песни.)
— В этой песне немного текста, поэтому сразу же разучим с вами следующий куплет.
Если ты собрался в гости, не опаздывай,
А гостям плохой характер не показывай.
— Спойте 2-й куплет.
Слова припева после этого куплета не меняются, после припева также надо будет спеть вокализ.
(Класс соединяет 2-й куплет и припев с вокализом.)
— Объединим выученные два куплета с припевами. (Школьники исполняют разученные куплеты и припевы.) На следующем уроке мы завершим разучивание и художественную отработку всей «Песенки зверей». После этого будем исполнять эту песенку в течение года, поздравляя ею всех, кто родился в той или иной четверти.
IX. Ритмические движения под музыку
(Повторение текста для вокального исполнения «Польки» М.И. Глинки и пение слов с одновременным исполнением танцевальных движений.)
X. Вокальная импровизация
(Повторение импровизации на текст «Птица и лягушонок», выученный на прошлом уроке.)
XI. Блицопрос
(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)
— Какие отрывки из кантаты «Александр Невский» вы слушали?
— Какую еще героическую музыку вы знаете?
XII. Рефлексия
— Над какими народными песнями вы сегодня работали?
— Расскажите о главных героях рассказа «Певцы».
— Почему в соревновании певцов победил Яков?
— В каких случаях можно исполнить «Песенку зверей»?
— Какую героическую музыку вы сегодня слушали?
— Каким был характер финала из оперы «Иван Сусанин»?
— Какой отрывок из кантаты «Александр Невский» вы сегодня слушали?
- Какой женский голос исполнял отрывок «Мертвое поле»?
— Что вы знаете о голосе меццо-сопрано?
— Какому жанру русской народной песни близка мелодия отрывка «Мертвое поле»?
— Каким был финал в песенке «Точка, точка, запятая»?
— На каком празднике нужно петь «Песенку зверей»?
— Какой у нее характер?
— Какое настроение она создает?
XIII. Контрольный момент: «Угадай-ка»
(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произведений. Школьники должны записать в тетрадях:
• «Мертвое поле» С. С. Прокофьева;
• «Песенка зверей» Б. Чайковского;
• хор «Славься!» М.И. Глинки.)